Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:30, курсовая работа
Краткое описание
Муниципальные правовые отношения и институты, начиная с 1993г., находятся в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее оптимальных путей их становления и развития. С момента принятия нового Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (с изм. и доп. вступ. в силу 10.01.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822., реформа местного самоуправления вступила в новую фазу. Одновременно с этим продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства, ее избирательной системы. Эти процессы протекают параллельно, взаимно влияя друг на друга, выдвигая новые требования к законодательству и правоприменению.
Содержание
Введение – 4 Глава 1. Понятие, содержание и нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в Российской Федерации – 7 1.1. Система формирования публичной власти и место в ней муниципальных выборов – 7 1.2. Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления – 15 1.3. Нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов – 28 Глава 2. Механизм реализации права граждан на участие в муниципальных выборах – 32 2.1. Правовое регулирование порядка формирования представительного органа муниципального образования – 32 2.2. Порядок и нормативно-правовое регулирование выборов глав муниципальных образований – 38 Заключение – 42 Список используемых источников и литературы – 44
Закон подвергается критике
с разных позиций. Высказывая свои соображения
и предложения, следует исходить, прежде
всего, из интересов безусловного обеспечения
избирательных прав граждан и конституционных
полномочий субъектов РФ.
Так, например, положения ст.
10 (п. 1) ФЗ N 67-ФЗ, касающиеся назначения
выборов, не предусматривают возможности
временного исполнения (до очередных выборов)
полномочий лицом, занимающим выборную
муниципальную должность, в случае их
досрочного прекращения. Однако такая
возможность предусмотрена законодательством
РФ о местном самоуправлении и уставами
муниципальных образований и осуществляется
на практике, что позволяет избегать экономически
обременительных внеочередных местных
выборов.
К сожалению, в ст. 18 (п. 8) ФЗ N
67-ФЗ сохранено ранее существовавшее ограничение
для всех выборов на число мандатов (не
более пяти), подлежащих распределению
в многомандатном избирательном округе.
Право регулировать этот вопрос стоит
предоставить субъектам Федерации. Введенное
в данный пункт положение о том, что подобное
ограничение не применяется при выборах
в орган местного самоуправления в избирательном
округе, образованном в границах избирательного
участка, не только ничего не дает для
практического решения вопросов подготовки
и проведения муниципальных выборов, но
и еще больше ужесточает ограничение.
Итак, муниципальные выборы
являются наиболее часто используемой
формой прямого волеизъявления населения
на местном уровне. Они проводятся в целях
избрания депутатов, членов выборного
органа местного самоуправления, выборных
должностных лиц местного самоуправления.
Избрание непосредственно населением
других лиц (например, делегатов на конференцию
граждан) не является муниципальными выборами
и не регламентируется избирательным
законодательством. Проведение муниципальных
выборов регулируется ФЗ №131-ФЗ; ФЗ №67-ФЗ;
ФЗ «Об обеспечении конституционных прав
граждан Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления»Федеральный
закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении
конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления» (ред.
от 12.07.2006; с изм. и доп. вступ. в силу 15.07.2006)
// Собрание законодательства Российской
Федерации, 02.12.1996, № 49, ст. 5497., конституциями,
уставами, и законами субъектов РФ.
Федеральное законодательство
устанавливает, что муниципальные выборы
проводятся на основе всеобщего равного
и прямого волеизъявления населения при
тайном голосовании. Всеобщее избирательное
право означает, что все граждане независимо
от пола, расы, языка, социального и имущественного
положения, профессии, образования, политических
убеждений имеют право голоса и могут
быть избраны. Равное избирательное право
предполагает: во-первых, равную для каждого
возможность воздействовать на результаты
выборов (каждому избирателю предоставляется
равное количество голосов, и все голоса
имеют равный вес); во-вторых, равные условия
участия претендентов в избирательной
кампании. Принцип прямых выборов заключается
в том, что избиратель голосует на выборах
за или против кандидатов или списка кандидатов
непосредственно. Наконец, принцип тайного
голосования состоит в том, что избиратель
подает свой голос без ведома других лиц,
тем самым исключается какая-либо возможность
контроля за его волеизъявлением.
В соответствии с ФЗ №131-ФЗ муниципальные
выборы назначаются представительным
органом муниципального образования в
сроки, предусмотренные уставом муниципального
образования. В случаях, если соответствующий
представительный орган не назначит выборы
в установленные сроки, либо не назначит
выборы в соответствии с установленным
порядком при досрочном прекращении представительным
органом, депутатами или главой муниципального
образования исполнения своих полномочий,
а также при отсутствии соответствующего
представительного органа, выборы проводятся
территориальной избирательной комиссией.
В случаях, если соответствующий
представительный орган или соответствующая
избирательная комиссия не назначит в
установленный срок выборы, а также, если
соответствующая территориальная избирательная
комиссия отсутствует и не может быть
сформирована в порядке, предусмотренном
действующим законодательством, выборы
по заявлению избирателей, избирательных
объединений, избирательных блоков, органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, прокурора назначаются
соответствующим судом общей юрисдикции.
Процедура проведения муниципальных
выборов обнаруживает сходство с процедурой
проведения выборов в органы государственной
власти. Однако все-таки можно выделить
некоторые особенности:
1) при проведении муниципальных
выборов обычно применяется не
пропорциональная, а мажоритарная
избирательная система (например, в
Ноябрьске, Сургуте);
2) на практике при осуществлении
муниципальных выборов чаще, чем
при проведении выборов в органы
государственной власти, используются
многомандатные избирательные округа;
3) при проведении выборов
в представительные органы местного
самоуправления муниципальных образований
со средней нормой представительства
избирателей менее 10 000 сбор подписей
в поддержку кандидатов может не проводиться,
если законом субъекта Федерации предусмотрен
иной порядок выдвижения кандидатов;
4) в муниципальных выборах
могут принимать участие (в том
числе и в качестве кандидатов)
иностранные граждане, постоянно
проживающие на территории соответствующего
муниципального образования на
основании международных договоров
РФ Вискулова В.В. К вопросу о наделении
иностранных граждан избирательными правами
/ В.В. Вискулова // Конституционное и муниципальное
право. - 2005. - №8. - С. 16-23.
Итоги муниципальных выборов
подлежат официальному опубликованию
(обнародованию).
Свободные, честные, нефальсифицированные
муниципальные выборы есть непременный
атрибут демократического государства,
которое всегда стремится использовать
именно избирательные процедуры для воспроизводства
своих основных управляющих органов Сергеев
А.А. Местное самоуправление в Российской
Федерации: правовая теория и социальная
практика // Конституционные и законодательные
основы местного самоуправления в Российской
Федерации: Сборник научных трудов / Под
ред. А.В. Иванченко. М., 2004. С. 60 - 65..
Согласно Конституции РФ «государственную
власть в РФ осуществляют в Президент
РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), Правительство
РФ, суды РФ», а «государственную власть
в субъектах РФ осуществляют образуемые
ими органы государственной власти» Матейкович
М.С. Правовое регулирование выборов в
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации. Монография. Тюмень:
Издательство ТГУ, 1999. С.14-17.
Таким образом, по точному определению
профессора Г.Н. Чеботарева, «многонациональный
народ Российской Федерации одновременно
является и источником власти, и субъектом
ее осуществления» Чеботарев Г.Н. Принцип
разделения властей в государственном
устройстве Российской Федерации. Тюмень.
1997. С.89.
Аналогичную мысль высказал
и профессор М.А. Краснов: понятие суверенитета
(в частности народного) «несет в себе
признание того факта, что верховная власть
находится в руках суверена, то есть не
только принадлежит ему, но и осуществляется»
Краснов М.А. Ответственность в системе
народного представительства. М., 1992. С.84..
Единство системы государственной
власти в стране ,3 ст. 5 , Конституция говорит
о необходимости ее осуществления на основе
разделения: как по горизонтали - на законодательную,
исполнительную, судебную (ст.10), так и
по вертикали - в РФ и в субъектах РФ.
РФ есть единое неделимое государство,
власть которого в равной мере распространяется
на всех его граждан. В то же время федеративный
характер Российского государства предполагает
разграничение ведения (то есть круга
решаемых вопросов) и полномочий(то есть
прав и обязанностей по решению вопросов,
входящих предмет ведения)между органами
государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ.
Помимо этого, существуют и вопросы местного
значения, решаемые населением непосредственно
либо через выборные органы местного самоуправления,
которые в пределах своих полномочий самостоятельны
от государственной власти Матейкович.
М.С. Указ соч. С.17.
Таким образом, если объединить
воздействие, оказываемое на общество
органами государственной власти и органами
местного самоуправления, термином «публичная
власть», то вопросы, решаемые этой публичной
властью, можно разделить на две группы:
1) вопросы государственного
значения;
2) вопросы местного значения.
Очевидно, что вопросы государственного
значения находятся в ведении государственной
власти. Вместе с тем, в целях децентрализации
власти, повышения ее эффективности, приближения
к интересам населения, необходимо разграничение
этих вопросов между органами государственной
власти федеративного государства в целом
и органами государственной власти отдельных
субъектов Федерации Матейкович. М.С. Указ
соч. С.19.
1.2 Муниципальные
выборы как форма непосредственного
осуществления населением местного
самоуправления
В Российской Федерации с 1991г.
признается и гарантируется местное самоуправление.
Предусмотрено осуществление местного
самоуправления путем выборов и других
институтов. Согласно Конституции, носителем
суверенитета и единственным источником
власти в Российской Федерации является
ее многонациональный народ. Народ осуществляет
свою власть непосредственно, а также
через органы государственной власти
и местного самоуправления. Муниципальные
выборы наряду с выборами в органы государственной
власти и референдумом являются высшим
непосредственным выражением власти народа
России (ч.1-3 ст. 3 Конституции Российской
Федерации).
Таким образом, учитывая положения
статей 3 и 12 Конституции, местному самоуправлению
и муниципальным выборам, во-первых, придан
статус основ демократического конституционного
строя, т.е., по определению ученых-конституционалистов,
-- устоев государства, его основных принципов,
которые призваны обеспечить России, характер
конституционного государства Мокрый
В.С. Выборы в органы местного самоуправления
/ Мокрый В. С., Фасеев И. Ф.// Закон. - 2004. -
№ 5. - С. 120 - 124.. Особый характер юридических
норм, закрепляющих основы конституционного
строя, проявляется в том, что они имеют
повышенную правовую и политическую значимость:
ч. 2 ст. 16 Конституции установлено, что
никакие другие ее положения не могут
противоречить основам конституционного
строя. Изменение либо отмена норм, учреждающих
основы конституционного строя, возможны
путем сложной и многоступенчатой процедуры,
предусматривающей запрет принятия окончательного
решения по пересмотру Федеральным Собранием
и возложение этой обязанности на специально
создаваемый орган -- Конституционное
Собрание либо непосредственно на народ
(ст. 135 Конституции).
Во-вторых, муниципальные выборы
наряду с референдумом являются высшей
формой прямой (непосредственной) муниципальной
демократии Воробьев Н.И. Об укреплении
законодательных гарантий проведения
выборов в субъектах Российской Федерации
и на муниципальном уровне / Н.И. Воробьев
// Журнал российского права. - 2004. - № 1.
С.15-20.
В большинстве муниципальных
образований единственной формой непосредственной
демократии, реально применяемой и ориентированной
на всех дееспособных жителей соответствующих
территорий, являются именно муниципальные
выборы. Таким образом, муниципальные
выборы зачастую являются единственным
каналом влияния населения на муниципальную
власть, это наиболее широко применяемый
способ участия граждан в публичном властвовании
на муниципальном уровне Сергеев А. А.
Институт местного референдума в законодательстве
Российской Федерации / А.А. Сергеев // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2004.
- №2. - С. 15 - 20..
Выборы обеспечивают воспроизводство,
обновление государственной и местной
власти на демократических основах, в
соответствии с наиболее значимыми политическими
интересами, формируемыми гражданским
обществом. В этом заключается их социально-политическое
значение. Социальная ценность выборов
состоит еще и в том, что они являются одним
из существенных моментов политического
самоутверждения граждан, политической
самоорганизации гражданского общества,
обеспечивающим его автономию, юридически
признанной за гражданами и их политическими
объединениями возможностью быть субъектами
государственной власти.
Социальная функция выборов
состоит в том, что они являются одним
из эффективных инструментов политической
самоорганизации граждан. Массовость,
регулярность избирательных кампаний,
актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают
их возможности как каналов косвенного
влияния граждан на политический процесс
в государстве. Недооценка социальной
составляющей выборов является недопустимой.
В качестве примера можно привести ситуацию,
когда непрекращающаяся череда избирательных
кампаний различного уровня, ангажированность
средств массовой информации, отсутствие
достойных кандидатов, бесконечные невыполняемые
обещания политиков вызывают «усталость»
избирателей и отторжение от выборов,
что сказывается на снижении явки избирателей.
Спецификой муниципальных выборов
является, прежде всего, то, что избирательный
процесс в Российской Федерации стремится
к унификации действий и процедур, что
в принципе правильно. Вместе с тем, выборы
в местные органы власти имеют свою, ярко
выраженную специфику по сравнению с выборами
в органы государственной власти. Это
обусловлено наибольшей приближенностью
муниципальной власти непосредственно
к народу, что диктует необходимость предоставления
большей свободы Воробьев Н.И. Указ. соч.
С. 15-20.