Можно выделить специфику практически
каждого элемента избирательного процесса,
в частности, 1) правового статуса субъектов
муниципального избирательного процесса
и 2) порядка организации и проведения
муниципальных выборов.
Правовой статус таких субъектов
права муниципальных выборов как органы
государственной власти, избиратели, избирательные
объединения и наблюдатели в большей степени
устанавливается нормами федерального
законодательства. Участие законодательства
субъектов Российской Федерации и муниципальных
правовых актов в формировании их правового
статуса является минимальным и касается,
в основном, процессуальных полномочий
этих субъектов. В определении правового
статуса кандидатов и их уполномоченных
лиц, избирательных комиссий и органов
местного самоуправления как участников
муниципального избирательного процесса
законодательство субъектов Российской
Федерации и муниципальные правовые акты
играют значительно большую роль Миронов
Н. М. Правовое регулирование муниципальных
выборов и референдумов / Н.М. Миронов //
Адвокат. - 2004. - №8. - С. 66 - 70..
Избиратель - гражданин Российской
Федерации, обладающий активным избирательным
правом. В соответствии со статьей 60 Конституции
Российской Федерации гражданин может
самостоятельно осуществлять в полном
объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Активное избирательное право - право
гражданина избирать в органы государственной
власти, органы местного самоуправления
предусмотрено частью 2 статьи 32 Конституции
Российской Федерации. В соответствии
с избирательным законодательством активным
избирательным правом наделяются граждане
Российской Федерации, достигшие на день
голосования 18 лет и место жительства
которых расположено в пределах соответствующего
избирательного округа. Пребывание гражданина
вне его места жительства во время проведения
выборов в избирательном округе, в котором
расположено данное место жительства,
не может служить основанием для лишения
его права на участие в выборах в органы
государственной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации, органы
местного самоуправления. Законом активное
избирательное право может быть предоставлено
также гражданину, место жительства которого
расположено за пределами избирательного
округа.
В соответствии с частью 3 статьи
32 Конституции Российской Федерации активного
избирательного права лишаются граждане,
признанные судом недееспособными, а также
содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
Избирателями, наряду с гражданами
Российской Федерации, могут быть признаны
иностранные граждане. В соответствии
с частью 3 статьи 62 Конституции Российской
Федерации иностранные граждане пользуются
в Российской Федерации правами и несут
обязанности наравне с гражданами Российской
Федерации, кроме случае, установленных
федеральным законом или международным
договором Российской Федерации. Согласно
пункту 10 статьи 4 ФЗ №67-ФЗ на основании
международных договоров Российской Федерации
и в порядке, установленном законом, иностранные
граждане, постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального образования,
имеют право избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления, участвовать
в иных избирательных действиях на указанных
выборах, а также участвовать в местном
референдуме на тех же условиях, что и
граждане Российской Федерации.
Исходя из перечисленных положений
следует принимать во внимание, что круг
избирателей, т.е. лиц, обладающих активным
избирательным правом, на выборах различного
вида и уровня различен: на выборах в законодательный
(представительный) орган государственной
власти субъекта Российской Федерации
участвует только часть граждан, обладающих
активным избирательным правом на выборах
депутатов Государственной Думы и Президента
Российской Федерации, а именно те граждане,
которые наделены активным избирательным
правом на региональных выборах законом
субъекта Российской Федерации (с учетом
рамочных положений комментируемого Федерального
закона). Соответственно, в различных субъектах
Российской Федерации могут быть избраны
разные подходы в части наделения активным
избирательным правом граждан, не имеющих
места жительства на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации, но длительное
время проживающих на этой территории.
С учетом этого следует применять и нормы
комментируемого Федерального закона,
гарантирующего права избирателей, т.е.
лиц, наделенных соответствующим законом
о выборах правом избирать Кутафин О.Е.,
Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. Учебник,
2-е изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 - 552с.
С. 529.
Основы правого статуса избирателя
определяется принципами проведения выборов,
и закрепляются в федеральном законодательстве,
однако их реализация применительно к
муниципальным выборам имеет свою специфику.
В частности, имеются особенности реализации
принципа всеобщего избирательного права.
Так, иностранные граждане, достигшие
18 лет и постоянно или преимущественно
проживающие на территории муниципального
образования, имеют право на участие в
выборах в органы местного самоуправления
при наличии международного договора.
Одной из особенностей, присущей
исключительно муниципальным выборам,
является ограничение участия в выборах
военнослужащих. Военнослужащие, проходящие
военную службу по призыву на территории
соответствующего муниципального образования,
если место жительства этих военнослужащих
до призыва на военную службу не было расположено
на территории муниципального образования,
не включаются в списки избирателей при
выборах в органы местного самоуправления.
Правовой статус кандидата
представляет собой совокупность его
прав и обязанностей в рамках соответствующих
стадий избирательного процесса. Взаимодействие
федерального законодательства и законодательства
субъектов Российской Федерации идет
по пути детализации федерального законодательства.
Конституцией (уставом), законом субъектов
Российской Федерации могут устанавливаться
дополнительные условия реализации гражданином
пассивного избирательного права, связанные
с достижение гражданином определенного
возраста.
Кандидат - лицо, выдвинутое
в установленном Федеральным законом,
иным законом порядке в качестве претендента
на замещаемую посредством прямых выборов
должность или на членство в органе (палате
органа) государственной власти или органе
местного самоуправления либо зарегистрированное
соответствующей избирательной комиссией
в качестве кандидата; Кандидат - это лицо,
отвечающее определенным требованиям,
обладающее таким статусом при наличии
определенных условий, при совершении
определенных действий им лично либо иным
субъектом права выдвижения кандидата
в период избирательной кампании. Кандидатом
может быть лицо:
1) являющееся гражданином Российской
Федерации на выборах в органы государственной
власти (на выборах в органы местного самоуправления
в соответствии с международными договорами
Российской Федерации и принятыми в соответствии
с ними федеральными законами, законами
субъекта Российской Федерации также
иностранный гражданин);
2) обладающее пассивным избирательным
правом, т.е. имеющее право быть избранным
в соответствующие органы государственной
власти или местного самоуправления;
3) выдвинутое в качестве кандидата
в установленном законом порядке. Общий
порядок выдвижения кандидата в ФЗ №67-ФЗ
определен в статьях 32-35, при этом порядок
выдвижения кандидатов на соответствующих
выборах устанавливается конкретными
федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации о выборах. В соответствии
с подпунктом 2 статьи 33 ФЗ № 67-ФЗ кандидат
считается выдвинутым после поступления
в соответствующую избирательную комиссию
уведомления о выдвижении кандидата, списка
кандидатов (заявления в письменной форме
выдвинутого лица) о согласии баллотироваться
по соответствующему избирательному округу
(одномандатному, многомандатному или
единому избирательному округу). Завершение
процедуры выдвижения дает кандидату
возможность, пользуясь предоставленными
ему законом правами, приступить к совершению
действий, направленных на подготовку
регистрации в соответствующей избирательной
комиссии в качестве зарегистрированного
кандидата, в частности, приступить к сбору
подписей или к сбору средств для внесения
избирательного залога или к тому и другому,
поскольку комментируемый Федеральный
закон дает кандидату (избирательному
объединению) право выбора основания для
регистрации. Кроме того, кандидат, выдвинутый
политической партией, может быть зарегистрирован
без сбора подписей и без внесения избирательного
залога в случае, предусмотренном в пункте
16 статьи 38 ФЗ №67-ФЗ;
4) выдвинутое на замещение должности
на основе народного волеизъявления в
результате прямых выборов.
Термином «кандидат» также
обозначается лицо, зарегистрированное
соответствующей избирательной комиссией
в качестве кандидата, т.е. зарегистрированный
кандидат, т.е. - лицо, зарегистрированное
соответствующей избирательной комиссией
в качестве кандидата Кутафин О.Е., Фадеев
В.И. Муниципальное право РФ. Учебник, 2-е
изд., прераб. и доп. М: Юристъ 2000 - 552с. С.
529.
Для регистрации кандидаты
обязаны осуществить либо сбор подписей,
либо внести избирательный залог.
Высказываются мнения, что в
отношении муниципальных выборов процедура
сбора подписей неэффективна, т.к. установленный
федеральным законом предел подписей,
необходимый для регистрации кандидата
(2 процента), является неоправданно малым.
Действительно, учитывая небольшое количество
проживающих в муниципальных образованиях,
сбор 2 процентов подписей от всего населения
не является тем способом, позволяющим
избежать случайностей в подборе кандидатов.
Кроме того, если в выборах участвует лицо,
обладающее высоким должностным положением,
при сборе подписей возможны такие нарушения,
как привлечение лиц, находящихся в подчиненном
положении или в иной служебной зависимости,
сбор подписей по месту работы, учебы и
т.д. Кучин А.С. Статус кандидата в российском
избирательном праве / А.С. Кучин // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2005.
- №6. - С. 16-19
Оптимальным, на мой взгляд,
является определение процента необходимых
подписей в зависимости от числа избирателей,
проходящих на один мандат по регрессивной
шкале: чем меньше число избирателей, приходящих
на один мандат, тем выше необходимый процент
подписей.
Очевидно, что вести сложную
многоплановую деятельность в целях избрания
в условиях сжатой по времени избирательной
кампании, в условиях конкуренции и с соблюдением
всех многочисленных установлений законодательства
о выборах одному кандидату достаточно
сложно. В этих целях региональным законодательством
должна быть детально регламентирована
возможность привлечения кандидатом ряда
лиц для оказания ему содействия в процессе
ведения его избирательной кампании -
представителей кандидата.
Деятельность
представителей кандидата является четко
специализированной. В избирательном
законодательстве определены порядок
их назначения, сроки полномочий и основные
функции.
Правовой
статус избирательных объединений в основном
регулируется федеральным законодательством
Мельников Н.Н. «Реализация закона «Об
общих принципах организации местного
самоуправления»./ Н.Н. Мельников // Законность
2004, №7. С. 27-30.
Избирательное
объединение - политическая партия, имеющая
в соответствии с федеральным законом
право участвовать в выборах, а также региональное
отделение или иное структурное подразделение
политической партии, имеющие в соответствии
с федеральным законом право участвовать
в выборах соответствующего уровня. При
проведении выборов в органы местного
самоуправления избирательным объединением
является также иное общественное объединение,
устав которого предусматривает участие
в выборах и которое создано в форме общественной
организации либо общественного движения
и зарегистрировано в соответствии с законом
на уровне, соответствующем уровню выборов,
или на более высоком уровне. При этом
указанное общественное объединение либо
внесенные в его устав изменения и дополнения,
предусматривающие участие в выборах,
должны быть зарегистрированы не позднее,
чем за один год до дня голосования, а в
случае назначения выборов в орган местного
самоуправления в связи с досрочным прекращением
его полномочий - не позднее, чем за шесть
месяцев до дня голосования. Указанные
сроки не распространяются на иные изменения
и дополнения, вносимые в устав общественного
объединения.
Федеральный
законодатель разделил понятие «избирательное
объединение» применительно к выборам
в органы государственной власти и выборам
в органы местного самоуправления. Если
на выборах в органы государственной власти
политические партии, включая их региональные
отделения, наделенные в порядке, предусмотренном
уставами этих политических партий, правом
участвовать в выборах соответствующего
уровня, являются единственным видом общественных
объединений, который может обладать статусом
избирательного объединения, то на выборах
в органы местного самоуправления статусом
избирательных объединений, помимо политических
партий, обладают и иные общественные
объединения, созданные в форме общественной
организации либо общественного движения,
при соблюдении установленных законом
требований Мельников Н.Н. «Реализация
закона «Об общих принципах местного самоуправления».
Законность 2004, №7. С. 27-30.
На
выборах в органы государственной власти
и местного самоуправления статусом избирательного
объединения обладают политические партии,
отвечающие определенным требованиям.
При этом имеется в виду политическая
партия как единое целое в лице своих руководящих
(центральных) органов (статья 3 Федерального
закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических
партиях» Федеральный закон от 11.07.2001 №
95-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О политических партиях»
// Собрание законодательства Российской
Федерации, 16.07.2001, № 29, ст. 2950. и статья
7 Федерального закона от 19 мая 1995 года
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных
объединениях) (в ред. от 23.07.2008) // Собрание
законодательства Российской Федерации,22.05.1995,
N 21, ст. 1930 1 ). Согласно пункту 2 статьи 36
Федерального закона «О политических
партиях» политическая партия вправе
принимать участие в тех выборах, официальное
опубликование решения о назначении (проведении)
которых состоялось после представления
политической партией в федеральный уполномоченный
орган (Федеральная регистрационная служба)
документов, подтверждающих государственную
регистрацию ее региональных отделений
более чем в половине субъектов Российской
Федерации. Это требование распространяется
на все политические партии вне зависимости
от способа их создания (путем преобразования
в политическую партию общероссийской
общественной организации, общероссийского
общественного движения либо путем проведения
учредительного съезда).