Обеспечение прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Право граждан на участие в управлении делами государства является одним из базовых. От того, на сколько полно граждане могут реализовать это право и реализуют, зависит, какие силы придут к власти и чьи интересы они будут представлять. Это вопрос суверенитета России и её национальной безопасности

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Конституционные основы участия граждан Российской Фе-дерации в управлении делами государства
1.1. Право граждан на участие в управлении делами государства в условиях
становления демократического, правового государства…………………………..5
1.2. Содержание и формы реализации конституционного права на участие
в управлении государственными делами ……………...………………………10
Глава 2. Механизм реализации конституционного права граждан на
участие в управлении государственными делами
2.1. Референдум и выборы как форма реализации права граждан на участие
в управлении делами государства в сфере законодательной власти …………19
2.2.Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере исполнительной власти …………………………………………………...23
2.3. Реализация права граждан на участие в управлении делами государства
в сфере судебной власти ………………………………………………..………29
Заключение ……………………………………………………………………….....31
Список литературы ……………………..…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Обеспечение прав человека.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.6Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных гражданв результате  необоснованных действий  которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Заявление — это официальное  обращение по поводу реализации личных прав или законных интересов, не связанных  с их нарушением. Выражая просьбу  личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предполагаются способы решения поставленных задач.

Предложение - это  обращение в федеральные органы исполнительной власти или к должностным  лицам, содержащее идеи по совершенствованию  функционирования и развития различных сфер экономики, а также деятельности органов власти и государственного управления, не связанные с нарушением прав и законных интересов самого гражданина.

Таковы описанные  в литературе формы обращений, направляемых гражданами в органы государственной власти. Однако существует ещё одна классификация обращений - по субъекту (заявителю): индивидуальные и коллективные. Индивидуальное обращение подписывается одним лицом - заявителем. Коллективное - обращение двух и более граждан, а также обращение принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга и собрания. Здесь важно обратить внимание на то, что множество одинаковых индивидуальных обращений, подписанных разными гражданами по поводу одной проблемы есть лишь множество индивидуальных обращений. Коллективным может быть признано только обращение нескольких граждан одновременно и совокупно.

Конституционное право  российских граждан на равный доступ к государственной службе впервые закреплено в 1993 году. Это положение Конституции соответствует п. «е.» ст.25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой-то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Важный механизм участия в управлении делами государства связывается  с доступом на государственную службу. Данное право означает равное право  граждан на занятие любой государственной  должности в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и без какой-либо дискриминации.

На гражданскую службу вправе поступать  граждане Российской Федерации, достигшие  возраста 18 лет, владеющие государственным  языком Российской Федерации и соответствующие  квалификационным требованиям, предъявляемым  законодательством. Квалификационные требования включают в себя требования к уровню профессионального образования (для замещения любых должностей, кроме должностей категории «обеспечивающие  специалисты», необходимо наличие высшего профессионального образования, для остальных — среднее профессиональное образование, соответствующее направлению деятельности), стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Равенство прав граждан при поступлении  на службу обеспечивается применением  конкурсных процедур, заключающихся  в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

- Закрепление права на обращение в качестве конституционной нормы способствует укреплению демократических начал в деятельности органов исполнительной власти, усиливает социальный контроль граждан за их деятельностью.

- Демократизация государственной службы и, в частности, равные возможности граждан при поступлении на нее позволяют получить дополнительные возможности для участия в управлении делами государства в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Реализация  права граждан на участие в  управлении делами государства в сфере судебной власти

Судебная власть осуществляется в виде правосудия - специфической  формы осуществления государственной власти. В осуществлении правосудия участвуют и граждане. Идея осуществления правосудия не только от имени народа, но и самим народом выдержала длительную проверку временем.

Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия осуществляется следующими способами:

- участие в деятельности  судебных органов в качестве  присяжного заседателя;

- арбитражного заседателя.

Введение института присяжных заседателей в судебное разбирательство призвано обеспечить привлечение общественности к осуществлению правосудия при рассмотрении уголовных дел. При рассмотрении конкретных дел присяжные заседатели в судебном разбирательстве по уголовным делам призваны разрешать вопросы факта, то есть доказанность совершения преступного деяния подсудимым и его виновность. Отбор кандидатов в присяжные заседателя в целях обеспечения объективности и беспристрастности их деятельности осуществляется путем случайной выборки.

Главной особенностью суда присяжных является раздельное существование в нем судей права, юристов-профессионалов, и судей факта - жюри присяжных заседателей. Первые ведут процесс, решают правовые вопросы (например, прекращение дела за истечением срока давности, допустимости доказательств и т.д.), формулируют вопросы, на которые должны ответить присяжные, напутствуют их, а затем, в соответствии с их вердиктом, составляют приговор, то есть подводят надлежащую статью уголовного закона под совершенное деяние и определяют в соответствии с этой статьей наказание. Основная задача присяжных состоит в том, чтобы ответить на главные вопросы рассматриваемого дела: виновен или не виновен подсудимый. При этом присяжные не мотивируют своего решения и не объясняют причин, по которым они пришли к тому или иному решению. Кроме того присяжные не несут ответственности за свой вердикт. Следует отметить еще одну важную особенность суда присяжных. Речь идет о том, что они не изучают дело, которое предстоит им рассматривать. Основанием для их решения служит обвинительный акт, судебное следствие и прения сторон. Широкая коллегиальность присяжных создает большую независимость, которая в значительной степени уменьшает риск злоупотреблений и судебных ошибок. Суд присяжных, кроме того, в значительной мере развивает состязательность судебного разбирательства, способствуя тем самым активности обвинения и защиты. Деятельность суда присяжных способствует устранению из суда бюрократического, чиновничьего духа, содействует росту социальной активности граждан, поднимает их ответственность за судьбы людей в обществе в целом, доверие к суду народных масс, как к суду справедливому, бескорыстному и объективному.

Арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Привлечение арбитражных заседателей к рассмотрению дел осуществляется по ходатайству одной из сторон, заявляемому до рассмотрения дела по существу. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями.

Таким образом, на основании  изложенного можно сделать вывод, что участие граждан в осуществлении судебной власти является составной частью правомочий, вытекающих из конституционного права на участие в управлении делами государства.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив право граждан на участие в управлении делами государства можно сделать выводы:

В условиях формирования в России правового демократического государства произошли изменения в содержании рассматриваемого конституционного права, что свидетельствует о становлении новых отношений между человеком и государством. Для того чтобы это конституционное право не сталоформальным, бездействующим, необходимы соответствующие гарантии, которые представляют собой условия его обеспечения (механизм реализации).

Право на участие в управлении делами государства относится к  политическим правам граждан, является элементом механизма реализации народовластия и одновременно представляет собой часть их конституционно-правовогостатуса. Его можно рассматривать как основополагающий принцип взаимоотношений между демократическим государством и его гражданами, и как субъективное право, выраженное в таких конкретных полномочиях, которые реализуются в ходе выборов и референдума, при участии в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативные источники

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993г. М, «Норма», 1997.

2. Всеобщая декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблей ООН.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах, Принят 15.12.1989 Резолюцией 44/128 на 82-ом пленарном заседании 44-ой сессии Генеральной Ассамблей ООН.

4. Федеративный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в редакции от 03 декабря 2012 года.

5. Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», в редакции от 29 декабря 2010 года.

6. Федеративный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации», в редакции от 24 апреля 2008 года.

 

Литературные  источники

1. Авакьян С.А. «Муниципальное право России: Учебник», "Проспект", 2009.

2. Васильев В.И. "Муниципальное право России: Учебник" - 2-е издание, переработанное и дополненное, "Юстицинформ", 2012.

3. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. "Муниципальное право: Учебное пособие", 2-е издание, переработанное и дополненное, "Юстицинформ", 2009.

4. Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1997.

5. БаглайM.B. Конституционное право Российской Федерации: Учебникдля юридических вузов и факультетов. М, Норма, 1997.

1 См.: Конституция Российской Федерации. Комментарий. М. 1994, стр. 61-62.

2 Федеральный закон от 20.08.2004 N 113-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", с. 1

3 С.А. Авакьян «Муниципальное право России: Учебник», "Проспект", 2009, с. 124

4Васильев В.И. "Муниципальное право России: Учебник" - 2-е издание, переработанное и дополненное, "Юстицинформ", 2012, стр. 111

5Хропанюк В.Н. Теория государства и права М., 1997, С. 318 – 319

6Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В."Муниципальное право: Учебное пособие", 2-е издание, переработанное и дополненное, "Юстицинформ", 2009, с. 48


Информация о работе Обеспечение прав граждан