Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:50, курсовая работа
Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации.
1. Цели и задачи управлении государственной и муниципальной собственностью
1.1 Понятие государственной собственности
1.2 Понятие муниципальной собственности
1.3 Цели и задачи государственной политики в области управления государственной собственностью
1.4 Задачи управления муниципальной собственностью
2. Организация управления государственной собственностью в России
2.1 Структура управления государственной собственностью
Список использованной литературы
Преобразование форм собственности.
Передача объектов собственности из
одной формы в другую. Для этого
необходимо четкое разделение объектов
на находящиеся в ведении
составляющие основу национального богатства страны
необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления, решения общероссийских задач
оборонное производство
отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей нархоза
предприятия фармацевтической, медико-биологической, ликероводочной продукции.
Распоряжением Президента РФ
в 1992 году утверждено Положение, в соответствии
с которым были утверждены перечни
с конкретным составом собственности
федерации, субфедеральной и муниципальной.
Также предусмотрена
Передачу объектов федеральной
собственности в
Национализация. Это обращение имущества юрлиц и физлиц в государственную собственность. Национализируемое имущество может находиться в негосударственной собственности полностью или частично, де-юре или де-факто, временно или неограниченно. Национализация проходит в пользу федерации, субъектов РФ или муниципалитетов. Под огосударствлением можно считать и трансформацию объектов общей собственности, при которой доля государства становится превалирующей, или государство приобретает контрольный пакет акций.
На первом этапе экономических реформ России преобразование форм собственности носило однонаправленный характер - происходила сплошная приватизация гособъектов. Итоги показали, что это принесло экономике значительный урон, и что применительно к определенным объектам такой способ не годиться. Разумно рациональное сочетание приватизации с деприватизацией. На современном этапе управления государством такое соотношение активно используется.
Побудительные мотивы к реприватизации могут быть следующие:
неэффективное использование
негосударственных объектов их частными
собственниками, приводящее к растрате
национального богатства и
использование объектов не по их целевому назначению, во вред интересам государства и общества, населения региона, природе, противоречащее законам применения объектов;
настоятельная потребность
госорганов в управлении и использовании
частной собственности в
потенциальная возможность получения значительных доходов государственного бюджета.
Принудительная деприватизация возможна и правомерна при обнаружении нарушений закона в ходе приватизации. Также возможны и другие способы деприватизации и национализации:
возврат имущества приватизированных предприятий через процедуру банкротства, оформленная договором между приватизированным предприятием как юридическим лицом и уполномоченным органом по управлению госимуществом об оказании финансовой поддержки обанкротившемуся предприятию;
выкуп объекта у его собственника с их согласия по договорной цене за счет средств бюджета и других источников;
оформленная договором передача объектов частной собственности в государственную в счет погашения образовавшегося у собственника долга перед бюджетом;
расторжение в судебном порядке
договора о приватизации в случае
невыполнения лицами, приватизировавшими
собственность, принятых и зафиксированных
в договоре обязательств и условий
использования
Государственное управление собственностью обладает ярко выраженной направленностью. Это проявляется в постановке генеральной цели госуправления собственностью: возможное удовлетворение социальных запросов населения и предотвращение социальных конфликтов. Реальная соцнаправленность управления собственностью на решение социальных проблем населения, обеспечения его жизненного уровня, достигается лишь непосредственной увязкой программ проведения преобразования системы управления с социальными результатами таких преобразований. Т.к. очевидная опасность здесь таится в том, что возможно глубокое расслоение населения по имущественному цензу, накопление богатства на одном полюсе, у узкого слоя населения. Другие проблемы, возникающие при непродуманном управлении: социальные проблемы трудоустройства, бытового и коммунального обслуживания, загрязнение среды, возникновение техногенных катастроф.
Реформы в области управления собственностью влияют на следующие социальные процессы:
Формирование среднего класса. Это следствие приватизации, которое должно быть, но в России привело к обратному результату - образованию небольшого количества олигархов.
Широкое привлечение населения и его свободных средств к управлению и непосредственному участию в производственном предпринимательстве. В России это было проведено через ваучеризацию. В предпринимательстве и сейчас преобладают торговля и услуги, на лицо нехватка собственного производства, а преобладающая часть населения свои сбережения предпочитает хранить дома. Корни этой проблемы еще и психологические, и здесь необходимы широкие меры в области образования, экономической культуры и просвещенности населения, упор на сознательный и индивидуальный выбор каждого человека.
Обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации лиц, терпящих ущерб вследствие преобразований форм и отношений собственности. Такие преобразования прямо или косвенно порождают ущерб в виде невыплаты заработной платы, потери дохода, имущества, имущественных прав лиц, оказавшихся в зоне воздействия проводимых мероприятий. Для их обеспечения создаются специальные фонды, приуроченные к мероприятию по управлению имуществом.
Управление преобразованием
форм и отношений собственности
характерны в основном для определенных
периодов и стадий экономических
процессов. Ими государственное
управление собственностью не ограничивается.
Немаловажную роль играет управление
использованием объектов собственности,
их применением в процессе создания,
обращения и потребления
Государственные унитарные
предприятия. Между органами управления
и руководителями предприятия строятся
отношения на контрактных принципах.
Госорганы управления призваны формировать
договорные отношения с унитарным
предприятием таким образом, чтобы,
наделив его максимально
Управления госучреждений, оставшихся государственными - школы, техникумы, вузы, учреждения здравоохранение и культуры, науки, детские сады ит.п. Правила и нормы управления этими учреждениями регламентируются ГК РФ, согласно которому они обладают правом оперативного управления в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
Объекты недвижимости, предоставляемые
в аренду и концессию. Основная проблема
в управлении ими состоит в
возмещении государству расходов на
содержание этих объектов, их амортизацию
и получении дополнительных доходов,
ренты за временную передачу объектов
в пользование
Акционерный капитал. Государство призвано следить за получением дохода от него в виде пакетов акций, от долей государственного имущества в совместной собственности.
Эффективным использованием государственной собственности следует считать применение ее в качестве инструмента активизации предпринимательства, подъема производства на предприятиях любых форм собственности, что не только повышает устойчивость экономики, но и способствует росту налоговых поступлений в казну. Наконец, управление функционированием, использованием объектов государственной собственности ставит задачи обеспечения их сохранности, поддержания работоспособности, функциональной применимости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
муниципальное государственное управление правовое
1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части 4-й (постатейный). Отв ред. Трахтенгерц Л.А.//М.: Инфра-М, Контракт, 2009.
2. Гражданское право Российской Федерации. В 2-х томах. Под ред. Садикова О.Н. // М.: Инфра-М, Контракт, 2006с.
3.
4. Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. Учебный курс (учебно-методический комплекс) // СПб.: Феникс. 2008.
5. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003
6. Юкша Я.А. Книга "Действительный адвокат"// М.: "РИОР", 2008.
7. Кудильский М.Н., Шевелева И.А. Муниципальное право России: Учебник.//СПб.: С.-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета, 2005.
Размещено на Allbest
Информация о работе Организационная структура управления государственной собственностью