Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должно-стных лиц МСУ;
- выяснить специфику ответственности органов, должностных лиц МСУ;
- изучить виды ответственности органов и должностных лиц МСУ;
- охарактеризовать формы ответственности органов и должностных лиц МСУ.
- проанализировать проблемы правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления. 6
1.1 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 6
1.2. Специфика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления 10
Глава 2. Существующие формы и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления 15
2.1. Формы ответственности органов, выборных должностных лиц местного самоуправления …15
2.2. Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления………………………………………………………………. 25
2.3 Проблемы в области правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления ………………………...32
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы:……………………………………38
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
на тему:
«Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды»
Выполнила студентка
534 группы ГМУ
Мацарская К.Н.
Научный руководитель:
Доцент кафедры
Кузнецова Инна Мартьяновна
г. Ростов-на-Дону
2013
Оглавление
Более двадцати лет в России идет процесс становления местного самоуправления как самостоятельного уровня публичной власти в стране. Этот процесс сопровождается постоянной реформой его организации. Формирование эффективных правовых механизмов ответственности и контроля деятельности субъектов, осуществляющих муниципальную власть, является самостоятельным направлением реформы организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.
Институт ответственности является одним из самых проблематичных и вместе с тем "нестабильных" институтов муниципального права. Спустя 18 лет после установления соответствующей правовой конструкции в Законе от 28 августа 1995 г. уже неоднократно изменялся, причем существенно, механизм ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Наряду с этим наблюдается крайняя непоследовательность в реформировании данного правового института.
Основными причинами такого положения дел являются новизна для России конституционной модели организации местного самоуправления, а также отсутствие необходимого отечественного опыта его организации. Двигаться в этом направлении приходится заново (после длительного перерыва - периода существования советской системы власти и управления государством) в условиях общих преобразований в сфере государственно-правового строительства в России. Следствием этого является отсутствие на общегосударственном уровне концепции правового регулирования ответственности субъектов, реализующих право на местное самоуправление, и соответствующей теории, которая могла бы стать основной данной концепции.
Таким образом, проблема ответственности в сфере местного самоуправления, являясь самостоятельным направлением муниципальной реформы на современном этапе, актуализируется не только в практике правового регулирования общественных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в России, но и в теории муниципального права. Данная проблема требует всестороннего и глубокого исследования с целью формирования теории ответственности в муниципально-правовой науке.
Из вышеизложенного следует, что актуальность избранной темы определяется следующими обстоятельствами объективного и субъективного характера:
Таким образом, ответственность органов, должностных лиц МСУ является важной проблемой, требующей изучения и разработки.
Несмотря на очевидную новизну и сложность, проблема ответственности в муниципальном праве до настоящего времени не вызывает у правоведов особого интереса. На сегодняшний день отсутствуют фундаментальные научные исследования по данной проблематике, хотя в процессе развития муниципально-правовой науки постепенно формируются теоретические взгляды и представления об ответственности в муниципальном праве.
В научной литературе имеются попытки теоретического осмысления проблемы ответственности населения муниципального образования, органов и должностных лиц местного самоуправления. Это нашло отражение в работах С.А. Авакьяна, К.И. Амирбекова, В.И. Бабичева, О.В. Берга, Н.С. Бондаря, Н.А. Вагановой, А.Н. Широкова, Е.С. Шугриной и др.
Идеи названных ученых представляют значительный интерес. Однако процесс формирования научного знания носит пока "стихийный характер", поскольку никто из авторов не ставил перед собой специальной задачи разработки теории ответственности в муниципальном праве.
Перечисленные обстоятельства обусловили цель курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц МСУ;
- выяснить специфику
ответственности органов,
- изучить виды
ответственности органов и долж
- охарактеризовать формы ответственности органов и должностных лиц МСУ.
- проанализировать проблемы правового регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Объектом исследования данной курсовой является местное самоуправлнение.
Предметом - формы и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.
В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются правовые средства, с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.
Местное самоуправление, в основе которого лежит право населения городских и сельских поселений самостоятельно решать вопросы местного значения, а также обособление органов местного самоуправления в системе управления обществом и государством, предполагает ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за выполнение возлагаемых на них функций и полномочий, а также различные виды контроля их деятельности.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций1.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления служит — обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.
Определимся с понятием «юридической ответственности». В отечественной, да и в зарубежной юридической литературе еще не выработано общего подхода к понятию юридической ответственности. Одними авторами она определяется как "мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в форме ограничений личного и имущественного порядка", другими - как "регламентированное нормами права общественное отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение" или как "применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке" и т.д.2
В конечном итоге под юридической ответственностью можно понимать как неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта права при произведении им определенных действий и выраженные в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов и федеральных конституционных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.
Ответственность принято рассматривать в двух аспектах: позитивном (перспективном) и негативном (ретроспективном). Ученых-юристов, рассматривающих вопросы ответственности в публичном праве, условно можно разделить на две группы: сторонников только негативной ответственности и сторонников ответственности ''двуаспектной'', включающей как негативную, так и позитивную. Позитивная ответственность есть осознание и воспроизведение личностью в своем поведении необходимости выполнения долга.3
Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженные в санкциях правовых норм.
Закон «Об общих
принципах организации местного
самоуправления в РФ» 2003 г. выделяет
три формы ответственности
Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.4
Следует отметить, что в науке муниципального права дискутируется вопрос о существовании так называемой муниципально-правовой ответственности. Сторонники ее выделения в самостоятельный вид ответственности относят к муниципально-правовой, в частности, ответственность перед населением муниципального образования5. Е.С. Шугрина производит разграничение между конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственностью следующим образом: конституционно-правовая ответственность, по ее мнению, является ответственностью за ненадлежащее осуществление государственной власти, а муниципально-правовая ответственность - за ненадлежащее осуществление муниципальной власти6.
Муниципально-правовая
ответственность может
Муниципально-правовая ответственность применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для оценки поведения нарушающего закон субъекта муниципально-правового отношения. Основанием применения такой меры в подобных ситуациях является несоответствие действия субъекта более высокому интересу, нецелесообразность действия, нежелательное поведение, недостижение необходимого результата. Более того, такие основания определяет сама жизнь. Конечно, четкость, исчерпывающая полнота в описании состава преступления или административного проступка несвойственна конституционным и муниципальным деликтам. Однако неопределенные, по существу размытые основания муниципально-правовой ответственности нежелательны, так как они открывают путь к произволу и противопоставлению принципа целесообразности принципу законности, что недопустимо для общества.
Однако более верным представляется понимание конституционной (конституционно-правовой) ответственности как ответственности за ненадлежащее осуществление всякой публичной власти. В соответствии с этим в качестве субъектов конституционной ответственности выступают органы и должностные лица местного самоуправления, полномочные принимать важные решения, которые затрагивают интересы всего муниципального образования.7
Таким образом, ответственность в муниципальном праве представляет собой возникновение и реализацию в установленном законом (уставом) порядке обязанности органов и должностных лиц местного самоуправления претерпеть меры принуждения, предусмотренные санкцией правовой нормы, в виде лишений (ограничений) личного, имущественного или организационного характера за нарушение условий деятельности по реализации собственной компетенции в решении вопросов местного значения, осуществлению отдельных государственных полномочий.
Охарактеризовав теоретические аспекты
ответственности органов и
Информация о работе Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды