Повышения профессиональной культуры и ответственности госслужащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:20, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования обусловлена важностью соблюдения государственным служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях. Кроме того, хотелось бы отметить практически полное отсутствие комплексных теоретических исследований по рассматриваемой проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе, которые принимаются в рамках проводимой реформы государственной службы.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...7 1 Этика и культура государственного служащего: общая характеристика…...9 1.1 Профессиональная и административная этика: предмет, структура, сущность, система требований…………………………………………………...9 1.2 Механизм привлечения к ответственности государственных служащих..14 1.3 Кодекс государственного служащего: основные принципы……………...17 2 Анализ профессиональных и нравственных качеств государственных служащих…………………………………………………………………………23 2.1 Профессионализм государственных гражданских служащих: проблемные особенности………………………………………………………………………23 2.2 Морально-нравственный авторитет органов государственной службы среди населения Москвы……………………………………………………..…27 2.3 Проблемы в формировании духовно-нравственных качеств госслужащего г. Москвы…………………………………………………………………………30 3 Выводы и рекомендации по повышению профессиональной культуры и ответственности госслужащих…………………………………………….……34 3.1 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими…………………………………………………34 3.2 Роль средств массовой информации в формировании профессионализма у государственных служащих………………………………………………….…36 Заключение……………………………………………………………………….42 Список использованных источников………………
Одно из противоречий,
образующихся вследствие нахождения государственных
служащих между управленческой элитой
и народом, заключается в специфике духовного
мира государственного служащего -постоянном
преодолении желания сохранить некоторую
степень самостоятельности относительно
ведомства и общегосударственной линии.
Способность сделать правильный моральный
выбор является показателем целостности
его духовной культуры, основанной на
стремлении к общему благу, сознательном
выборе направления деятельности, чувстве
ответственности перед своей совестью
и перед общественным мнением за последствия
и результаты своей деятельности.
Административная
этика - это вид профессиональной этики,
вместе с тем ее можно трактовать как науку
о приложении моральных принципов к поведению
должностных лиц в организациях, в данном
случае в аппаратных структура» государственной
власти и местного самоуправления.
Цель административной
этики - помочь объединить, говоря словами
Сократа и Платона, "благо, истину и
красоту", преодолеть нигилизм и неверие
в силу ума и духа человека. Функции административной
этики - социально-нравственная ориентация,
моральное регулирование, воспитание,
по большому счету - обеспечение прочности,
авторитета, исторической дееспособности
государства и его структур.
Предметом административной
этики являются: моральные нормы, принципы,
которыми должны руководствоваться государственные
служащие для эффективного выполнения
своих функций; основная направленность
их нравственного сознания; моральные
коллизии аппарата государственного управления.
Под этим углом зрения и следует изучать
нравственные основы государственной
и муниципальной службы, анализировать
нравственное сознание и нравственное
поведение служащих, а также средства
и формы социального одобрения или осуждения
их действий и поступков.
В этом контексте главное
- устоять на почве честности, порядочности
и правдивости, не допустить, чтобы преодоление
одних мифов породило новые, не менее опасные
иллюзии.
На первом плане административной
этики - научная разработка нравственных
аспектов ответственности служащего,
диалектики его прав и обязанностей, отношений
индивида и государства. Актуальной остается
подготовка практических рекомендаций
по совершенствованию морального регулирования
административной деятельности и служебных
отношений. Такие рекомендации могут рассматриваться
в качестве одного из важнейших связующих
элементов между политикой и моралью вообще.
Они существенно помогут создать более
благоприятные условия для успешных рыночно-демократических
преобразований.
Главная задача изучения
нравственных проблем государственной
и муниципальной службы заключается в
том, чтобы через познание природы и специфики
общих моральных принципов исследовать
основные тенденции и закономерности
нравственного развития аппарата современного
Российского государства, определить
основные нравственные требования к служащим
управленческих структур.
1.2 Механизм привлечения
к ответственности государственных служащих
Характерным для всех
видов государственной службы является
наличие "общих" санкций, таких как:
замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение
о неполном служебном соответствии, увольнение.
Однако для отдельных видов службы установлены
иные виды санкций. Так, например, для сотрудников
ОВД предусмотрено "понижение в должности",
а для военнослужащих предусмотрены "свои"
специфические виды взысканий, таких как
"лишение очередного увольнения из
расположения воинской части", "назначение
вне очереди в наряд на работу", "лишение
нагрудного знака" и некоторые другие.
Для тех и других существуют взыскания
в виде "снижения в специальном звании
на одну ступень", а для таможенной службы
и службы в органах Госнаркоконтроля эти
виды санкций вообще не предусмотрены.
Особенностью военной
службы является и разграничение мер взыскания
в зависимости: от условий прохождения
службы (по контракту, по призыву); от принадлежности
к определенному составу (солдаты, матросы,
сержанты; прапорщики, мичманы; офицеры);
от пола (на женщин некоторые виды взысканий
не налагаются).
Очень важным является
вопрос о механизме привлечения к дисциплинарной
ответственности, порядке наложения и
приведения в исполнение дисциплинарного
взыскания для государственных служащих.
Здесь имеется ряд особенностей. Во-первых,
для гражданских государственных служащих,
военнослужащих, а также для сотрудников
ОВД, таможенных органов и органов Госнаркоконтроля
этот механизм тщательно разработан, а
для судебных приставов его практически
нет. Вплоть до настоящего времени сотрудники
Федеральной службы судебных приставов
Минюста России привлекаются к дисциплинарной
ответственности на основании и в порядке,
предусмотренном нормами Трудового кодекса
РФ.
Во-вторых, правом применения
дисциплинарного взыскания на гражданской
государственной службе обладает представитель
нанимателя, которым, как правило, является
руководитель государственного органа,
а на правоохранительной государственной
службе взыскание назначает прямой начальник.
На военнослужащих же дисциплинарные
взыскания могут налагаться не только
вышестоящим по должности, но и по званию,
в соответствии с дисциплинарной властью
командира. В-третьих, решение о привлечении
к ответственности должно быть реализовано
на гражданской службе непосредственно
после обнаружения дисциплинарного проступка,
но не позднее одного месяца со дня его
обнаружения. Аналогичный порядок предусмотрен
и для сотрудников таможенных органов.
А на военной службе, службе в органах
внутренних дел и в службе Госнаркоконтроля
- не позднее 10 суток со дня, когда командиру
(начальнику) стало известно о совершенном
проступке.
В-четвертых, запрещается
за один и тот же проступок налагать несколько
дисциплинарных взысканий или соединять
одно взыскание с другим. В-пятых, на военной
службе запрещено налагать взыскание
на весь личный состав подразделения.
В-шестых, наложение дисциплинарного взыскания
за проступки, совершенные военнослужащим
во время несения службы в составе суточного
наряда, производится после смены или
замены другим военнослужащим.
В-седьмых, по отношению
к лицам, находящимся в состоянии алкогольного
опьянения, дисциплинарные взыскания
могут применяться только после вытрезвления.
В-восьмых, состояние наказанности для
военнослужащих не прекращается автоматически,
как для других государственных служащих
по истечении определенного срока (как
правило
- один год со
дня наложения взыскания), так
как Дисциплинарным уставом ВС
РФ установлено, что взыскание
может быть снято приказом
только в порядке поощрения. Для
тех государственных служащих, на
кого распространяется Положение
о службе в ОВД РФ, и сотрудников
органов Госнаркоконтроля установлены
сроки для снятия взысканий
в зависимости от того, каким
порядком они были объявлены.
Устные снимаются через месяц
со дня наложения, а объявленные
в приказе, через год.
Это лишь некоторые
особенности применения дисциплинарных
взысканий для отдельных видов государственной
службы.
Последнее, на чем хотелось
бы заострить внимание - это возможность
применения мер дисциплинарной ответственности
к военнослужащим, лицам, призванным на
военные сборы, а также сотрудникам органов
внутренних дел, органов уголовно-исполнительной
системы, Государственной противопожарной
службы, органов Госнаркоконтроля и таможенных
органов за совершение административных
правонарушений. В соответствии со ст.
2. 5 КоАП РФ данные категории государственных
служащих "несут ответственность за
административные правонарушения в соответствии
с дисциплинарными уставами" и "нормативными
правовыми актами, регламентирующими
порядок прохождения службы в указанных
органах". Исключения составляют нарушения
законодательства о выборах и референдумах,
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, правил режима
Государственной границы РФ, пограничного
режима, режима в пунктах пропуска через
Государственную границу, правил дорожного
движения и другие. В этих случаях административная
ответственность наступает на общих основаниях.
Таким образом, в современных
условиях для определения правового положения
милитаризованных служащих особенности
дисциплинарной ответственности являются
достаточно актуальными. Совершенствование
правовой базы в этом направлении представляется
крайне необходимым условием для повышения
эффективности данного вида федеральной
государственной службы. Стоит подумать
и о введении общих для всех видов милитаризованной
службы Основ дисциплинарной ответственности
и дисциплинарного производства, с едиными
критериями, санкциями и механизмом применения
мер дисциплинарного воздействия.
1. 3 Кодекс государственного
служащего: основные принципы
В ст. 5 Закона «Об основах
государственной службы Российской Федерации»
провозглашено:
Государственная служба
основана на принципах:
1) верховенства
Конституции Российской Федерации
и федеральных законов над
иными нормативными правовыми
актами, должностными инструкциями
при исполнении государственными
служащими должностных обязанностей
и обеспечении их прав;
2) приоритета прав
и свобод человека и гражданина,
их непосредственного действия,
обязанности государственных служащих
признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина;
3) единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения между Российской
Федерацией и субъектами Российской
Федерации;
4) разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа
граждан к государственной службе
в соответствии со способностями
и профессиональной подготовкой;
6) обязательности
для государственных служащих
решений, принятых вышестоящими
государственными органами и
их руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии
с законодательством Российской
Федерации;
7) единства основных
требований, предъявляемых к государственной
службе;
8) профессионализма
и компетентности государственных
служащих;
9) гласности в
осуществлении государственной
службы;
10) ответственности
государственных служащих за
подготавливаемые и принимаемые
решения, неисполнение либо ненадлежащее
исполнение своих должностных
обязанностей;
11) внепартийности
государственной службы; отделения
религиозных объединений от государства;
12) стабильности
кадров государственных служащих
в государственных органах.
Внимательное изучение
текста статьи позволяет сделать вывод
о том, что она детализирует три основных
принципа государственной службы:
- законность;
- демократизм;
- профессионализм.
Законность и демократизм-
общие принципы организации и функционирования
исполнительной власти, которые своеобразно
проявляются в организации государственной
службы. А профессионализм - это ее специфический
принцип.
Анализ всего массива
правовых актов, образующих институт государственной
службы, позволяет сделать вывод о том,
что еще одним основным и специальным
принципом государственной службы можно
считать принцип социально-правовой защищенности
служащих.
Все принципы службы
являются проявлениями важнейшего начала
исполнительной власти - эффективности.
Принцип законности
означает признание:
а) верховенства Конституции,
федеральных законов над иными правовыми
актами;
б) обязательности
законных решений вышестоящих органов
и должностных лиц;
в) приоритета прав
и свобод человека и гражданина. Государственный
служащий обязан строго соблюдать правовые
акты, права граждан, делать все необходимое
для их реализации и защиты.
Важнейшие проявления
принципа демократизма:
а) полное и постоянное
соответствие деятельности служащих интересам
граждан, общества, государства. Служащий
действует в «чужих» интересах. При возникновении
конфликта личных и публичных интересов
он обязан руководствоваться последними;
б) общедоступность
государственной службы. Ст. 32 Конституции
гласит: «Граждане Российской Федерации
имеют равный доступ к государственной
службе».