Повышения профессиональной культуры и ответственности госслужащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 22:20, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность исследования обусловлена важностью соблюдения государственным служащим этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях. Кроме того, хотелось бы отметить практически полное отсутствие комплексных теоретических исследований по рассматриваемой проблематике, учитывающих современные законодательные акты о государственной службе, которые принимаются в рамках проводимой реформы государственной службы.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...7 1 Этика и культура государственного служащего: общая характеристика…...9 1.1 Профессиональная и административная этика: предмет, структура, сущность, система требований…………………………………………………...9 1.2 Механизм привлечения к ответственности государственных служащих..14 1.3 Кодекс государственного служащего: основные принципы……………...17 2 Анализ профессиональных и нравственных качеств государственных служащих…………………………………………………………………………23 2.1 Профессионализм государственных гражданских служащих: проблемные особенности………………………………………………………………………23 2.2 Морально-нравственный авторитет органов государственной службы среди населения Москвы……………………………………………………..…27 2.3 Проблемы в формировании духовно-нравственных качеств госслужащего г. Москвы…………………………………………………………………………30 3 Выводы и рекомендации по повышению профессиональной культуры и ответственности госслужащих…………………………………………….……34 3.1 Мероприятия по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими…………………………………………………34 3.2 Роль средств массовой информации в формировании профессионализма у государственных служащих………………………………………………….…36 Заключение……………………………………………………………………….42 Список использованных источников………………
- принципы этического
кодекса внедряются через корпоративную
культуру и традиции администрации;
- с целью повышения
престижа государственной власти
и ее аппаратов в средствах
массовой информации появляется
информация о том, что в администрации
принят этический кодекс и
его основные принципы;
- пример соблюдения
этического кодекса демонстрируется
на личном примере руководителя;
Кодекс является составной
частью условий труда (службы) государственных
служащих с момента подтверждения ими
факта ознакомления с ним.
Каждый государственный
служащий должен принимать все необходимые
меры для выполнения положений этического
кодекса.
Государственный служащий
обязан вести себя в соответствии с кодексом
и, следовательно, должен ознакомиться
с его положениями и любыми изменениями
в нем.
Если он не уверен в
том, как необходимо поступить, он должен
обратиться к компетентному лицу.
Компетентным лицом
может быть руководитель, сотрудник органа
по вопросам государственной службы, специальной
комиссии (например, по этике), другое компетентное
должностное лицо.
Обязательства по соблюдению
этического кодекса включаются в трудовой
договор (контракт) государственного служащего.
Нарушение кодекса
квалифицируется как неисполнение или
ненадлежащее исполнение государственным
служащим должностных обязанностей и
влечет одно из дисциплинарных взысканий,
установленных Федеральным законом "Об
основах государственной службы Российской
Федерации".
Наложению дисциплинарного
взыскания за нарушение настоящего кодекса,
если оно не связано с неисполнением или
ненадлежащим исполнением обязанностей,
прямо установленных иными нормативными
правовыми актами, должностными инструкциями,
предшествует процедура согласования
с государственным служащим, включающая:
- рассмотрение обстоятельств
нарушения;
- согласование возможности
устранения причин, условий и
последствий нарушения;
- согласование гарантий
предотвращения нарушений в будущем;
По просьбе государственного
служащего процедура согласования может
быть проведена с участием вышестоящего
уполномоченного должностного лица, или
специальной уполномоченной комиссии.
3.2 Роль средств массовой
информации в формировании профессионализма
у государственных служащих
Современная ситуация
в стране оценивается как нестабильная.
Это связано с существенным изменением
жизненных стратегий и ценностных ориентаций
значительной части сегодняшней молодёжи,
ее отчуждением от отечественной культуры,
общественно-исторического опыта своего
народа, с отсутствием чётких перспектив
в воспитании личности. Под влиянием западной
культуры произошла переоценка духовных
и нравственных ценностей, присущих молодым
гражданам. Сила негативного влияния,
исходящая от телевидения, Интернета,
безграничного моря аудио- и видеопродукции,
во много раз превзошла влияние других
общественных институтов. Человеку - молодому
и взрослому - стало не просто отличить
свои собственные желания и мысли от тех,
что навязывают ему извне.
Тем не менее, в настоящее
время в российском обществе сложилась
уникальная ситуация, при которой у молодежи
наблюдается всплеск национальных, гражданских,
патриотических чувств. 97 % опрошенных
считают себя гражданами России, у большинства
респондентов принадлежность к своему
народу, осознание того, что они являются
гражданами России, вызывает положительные
эмоции (гордость - у 50 % респондентов, спокойную
уверенность - у 40 %). Доля тех, кто испытывает
по этому поводу обиду, ущемленность, униженность,
крайне мала (1-2 %). Высок и уровень патриотизма.
Подавляющее большинство представителей
молодежи (72 %) считают себя патриотами
России и гордятся своей Родиной (73 %).
Развитие нравственных
качеств у будущих государственных служащих
представляет собой системный, полифункциональный,
управляемый процесс. Поэтому реализация
перечисленных условий возможна в рамках
продуктивной модели развития нравственных
качеств у будущих специалистов, включающей
функционально-целевой, содержательный,
деятельностно-технологический, критериально-оценочный
и результативно-корректирующий компоненты,
которая, интегрируя весь спектр воспитательных
мероприятий, является вектором развития
нравственных качеств личности будущих
государственных служащих.
В содержание функционально-целевого
компонента включается приоритетная цель,
задачи и функции процесса развития нравственных
качеств. Содержательный компонент проявляется
в организации соответствующей образовательно-развивающей
среды, адаптивности содержания процесса
развития нравственных качеств требованиям,
предъявляемым к государственным служащим
(требованиям профессиограммы); вариативности
содержания процесса развития нравственных
качеств с учетом социальных изменений
и индивидуального уровня подготовленности
специалиста.
Деятельностно-технологический
компонент предполагает соответствующее
психологическое, методическое, организационное,
информационное, технологическое подкрепление
процесса развития нравственных качеств,
использование соответствующих методов
и форм организации профессиональной
подготовки будущих специалистов и адекватное
управление данным процессом.
Критериально-оценочный
и результативно-корректирующий компоненты
позволяют осуществить выбор критериев
и диагностику успешности развития у будущих
государственных служащих нравственных
качеств и констатировать эффективность
методических решений (либо необходимость
проведения корректирующих мероприятий).
Управление развитием
нравственных качеств будущих государственных
служащих представляет собой особый род
деятельности, в ходе которой ее субъекты
посредством реализации функций управления
(целеполагания, планирования, организации,
исполнения, руководства, контроля и коррекции)
обеспечивают развитие нравственных качеств,
организованность совместных усилий,
направленность на достижение воспитательных
целей, определенных социальным заказом,
требованиями, предъявляемыми к профессиональной
функциональности будущих специалистов.
Проектирование адекватной
технологии управления развитием нравственных
качеств в профессиональной подготовке
будущих государственных служащих, в основе
которого заложена идея системного развития
нравственных качеств посредством применения
комплекса методов, форм и средств нравственного
воспитания с учетом специфики образовательного
процесса в управленческом вузе и реализации
адекватных принципов управления (гуманизма,
личной ориентированности, направленности
на удовлетворение потребностей студентов
в личностнопрофессиональной идентификации;
опоры на духовно-нравственные основания
профессиональной деятельности и воспитательных
воздействий; прогностической направленности,
учета изменяющихся потребностей внешней
и внутренней среды, опережающей реакции
на них; учета интересов субъектов воспитательного
процесса и возможностей их реализации;
демократичности, нацеленности на свободную
и всестороннюю включенность личности
в обсуждение, выработку и принятие управленческих
решений на всех уровнях управления; открытости
влияниям внешней социально-профессиональной
среды, возможности обсуждения проблем
и компетентностного участия в их решении
всех заинтересованных лиц и социальных
институтов; адресной направленности,
ориентации технологии управления на
развитие конкретной личности с учетом
качества ее работы и спектра решаемых
задач; соответствия управленческого
воздействия требованиям социального
окружения и индивидуальным потребностям
личности в развитии и саморазвитии).
Системой мер по информационному
обеспечению в области патриотического
воспитания предусматривается:
- создание условий
для более широкого участия
средств массовой информации
в пропаганде патриотизма, формирование
государственного заказа на производство
продукции патриотической направленности
организациями культуры, искусства
и средствами массовой информации;
- противодействие
попыткам дискредитации, девальвации
патриотической идеи в средствах
массовой информации, произведениях
литературы и искусства;
- поддержка и
содействие расширению патриотической
тематики в телевизионных программах,
изданиях периодической печати,
произведениях литературы и искусства;
- содействие развитию
творческого потенциала журналистов,
писателей, кинематографистов в
области патриотического воспитания;
- обеспечение работникам
средств массовой информации
доступа к информационным ресурсам
архивов, музеев, библиотек для подготовки
материалов по патриотическому
воспитанию.
В последнее время
особую популярность приобретает кинематограф.
Так, исторические фильмы смотрят 80 % опрошенных,
передачи - 60 %. Исторические книги читают
50 % респондентов, статьи - 45 %. Далее по
популярности идут экскурсии и посещение
музея.
При этом экскурсии
являются эффективными средствами формирования
исторического самосознания, что подтвердили
результаты исследования, проведенного
нами среди учащейся молодежи в 2002-2004 гг.
(выборка - 216 чел. ). Так, большинство туристов
(95 %) признают, что во время экскурсии они
получили новую информацию, узнали много
интересного (64 %), что эта информация будет
полезна и их знакомым (31 %). При этом лишь
немногие утверждают, что не узнали ничего
нового. Удивляет и высокая степень усвоения
информации экскурсии - 73 % (6, 53 балла из
9 возможных).
Результаты анкетирования
говорят, что экскурсия изменяет отношение
к истории у экскурсантов, повышая их интерес.
По мнению самих экскурсантов, экскурсия
позволяет им ярче представить исторические
события (49 % респондентов), лучше понять
страницы истории (47 %). Некоторые их них
после экскурсии впервые понимают, что
история интересна, а нашей стране и региону
есть чем гордиться. Экскурсии усиливают
интерес к истории и повышают мотивацию
в ее изучении. Под влиянием экскурсии
у большинства (95 %) экскурсантов появляется
желание посетить дополнительно экскурсии,
посмотреть фильмы (58 %), почитать книги
по этой тематике (62 %). Экскурсии также
актуализируют чувство сопричастности
историческим событиям. Многие отмечают,
что прикоснулись к истории «вживую, окунулись
в прошлое» и т. д..
Заключение
Изменение законодательства
о государственной службе обусловлено,
в первую очередь, постановкой новых государственных
задач, реформой государственного управления.
К числу некоторых
наиболее острых проблем, надо отнести:
недостаточную развитость государственности
Российской Федерации; противоречий и
пробелов в законодательстве о государственной
службе, повышение престижа и социальной
привлекательности государственной службы
в российском обществе; сращивание отдельных
чиновников с криминальными элементами,
что порождает интегральную проблему
-недостаточную эффективность деятельности
государственной власти и их аппаратов.
В структуре аппарата
государственного органа планируется
образовать самостоятельное подразделение
по вопросам государственной службы. Пока
не совсем понятно, как это подразделение
будет соотноситься с федеральным государственным
органом управления государственной службы.
Как видно, преобразования
необходимы не только в изменении правового
и социального статуса государственного
служащего, защиты его от ведомственного
начальника, но и в структурной организации
государственной службы.
В качестве одной из
ключевых проблем, требующих своего решения,
является повышение престижа государственной
службы. Одним из решений этой проблемы
является привлечение на работу в государственный
аппарат образованных, компетентных, профессионально
подготовленных людей с достойным вознаграждением
за их добросовестный труд.
В целях поддержания
и защиты авторитета государства и уважения
к его служащим со стороны общества, каждый
государственный служащий или иное должностное
лицо, в рамках персональной ответственности,
обязан соблюдать требования этических
и моральных стандартов поведения, которые
соответствуют его статусу. С этой целью
внедряются этические кодексы, в них воедино
собраны и систематизированы общественные
требования к нравственности государственных
служащих они:
- служат основой
для формирования содержания
должной морали в сфере государственной
службы;
- призваны помочь
государственному служащему правильно
ориентироваться в сложных нравственных
коллизиях, ситуациях, обусловленных
спецификой его работы;