Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:44, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что Правительство РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ и осуществляет государственную власть в России наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Данная работа раскрывает понятие и общие положения о Правительстве РФ, его состав, полномочия и организацию деятельности. Кроме того, в работе рассмотрены основные правовые акты Правительства РФ.

Содержание

Введение ...……………………………………………………………..……...… 3

ГЛАВА 1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОЛНОМОЧИЯ, СРУКТУРА, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§ 1.1 Историческое развитие исполнительной власти в России……..……….. 4
§ 1.2 Общая характеристика Правительства РФ ...……………………….….. 10

Заключение ……………………………………………………….…………… 22
Список использованных источников ……………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

РефератТ.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

В силу Конституции РФ весь состав Правительства РФ утверждается Президентом РФ в соответствии с предлагаемой структурой федеральных органов исполнительной власти.

Структура федеральных  органов исполнительной власти включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве РФ; структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции РФ и конкретизированными в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством РФ структуру федеральных органов исполнительной власти.

Структура федеральных  органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства РФ не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента РФ; изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях е реорганизации также могут вноситься указами Президента РФ. Такая реорганизация может осуществляться только в пределах ассигнований, установленных федеральным законом о бюджете на текущий год.

Создаваемые государственные  органы призваны служить инструментом проведения политической и экономической  реформ на основе Конституции РФ, осуществлению полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Формирование персонального  состава Правительства РФ зависит  от структуры федеральных органов  исполнительной власти и предопределено  
ч. 2 ст. 110 Конституции РФ. Конституция РФ не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства РФ предложений по его персональному составу, в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства РФ. На практике формирование нового Правительства РФ в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, а внесение отдельных персональных изменений в состав Правительства РФ может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства РФ. При этом Конституция РФ особую роль в формировании Правительства РФ отводит Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства РФ парламенту и утверждению персонального состава Правительства РФ.  
Естественно, формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя.

Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права  предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена  Правительства и делают его должностным  лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства РФ.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда  Президент Российской Федерации  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства РФ.

Председатель Правительства  РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы. Никто, кроме Президента РФ, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства РФ. Дума может дать согласие на назначение, либо отказать в согласии, но она не может обсуждать ни одну кандидатуру, кроме внесенной Президентом РФ.

После назначения Председателя формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства  РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры  на конкретные должности в Правительстве РФ, а Президент РФ их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным.

Политическая система  и форма правления в Российской Федерации не лимитирует жестко партийный  характер Правительства РФ.

В настоящее время руководители исполнительной власти стремятся иметь в составе Правительства РФ лиц исключительно по профессиональным данным, независимо от политических взглядов.

Члены Правительства РФ не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.     

Отдельно стоит отметить полномочия Правительства РФ.

В ст. 114 Конституции РФ закреплен перечень вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ, но в заключение его говорится, что оно осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Следовательно, конституционный перечень не является исчерпывающим.

Правительство РФ в пределах своих  полномочий: организуют реализацию внутренней и внешней политики РФ, осуществляет регулирование в социально–экономической  сфере, обеспечивает единство системы  исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию, реализует право законодательной инициативы.

Правительство по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ законом.

Правительство осуществляет регулирование экономических процессов, обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Кроме того, осуществляет управление федеральной собственностью, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В ст. 114 Конституции РФ определена роль Правительства РФ в организации бюджетного процесса, то есть в регламентированной законом деятельности органов государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального бюджета. В обязанности Правительства РФ входят разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета, обеспечение его исполнения; Правительство РФ представляет в Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Без заключения Правительства РФ не могут быть внесены в Государственную Думу законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

В области государственных финансов к важнейшим проблемам, решаемым Правительством РФ, относятся сокращение дефицита федерального бюджета, предотвращение неконтролируемого роста расходов бюджета.

В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Правительство РФ создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, реализации правового механизма рыночной экономики. Оно разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В условиях рыночной экономики Правительство РФ, естественно, прямо не управляет предприятиями свободного предпринимательского сектора, но осуществляет широкие меры по финансовой стабилизации страны, государственным ценным бумагам, валютным отношениям, таможенному делу, инвестированию. В то же время в сфере полномочий Правительства РФ остаются государственные предприятия, государственный заказ и другое.

Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной  политики в социальных областях, таких  как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.

Правительством РФ осуществляются: контроль над реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства РФ состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства РФ являются оборона, безопасности и внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной15.

Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Правительство РФ обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так, оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.

При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его  компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

Соблюдение основных прав и свобод граждан находится  под контролем исполнительной власти.

Также федеральным конституционным законом  
«О Правительстве РФ» установлен перечень вопросов, которые решаются исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28). В частности, исключительно на заседаниях Правительства РФ принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон, устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности и вопросы предоставления субвенций, дотаций, оказания иной поддержки на безвозмездной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе и др. Правительство может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Деятельность Правительства РФ осуществляется в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ», с Регламентом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01 июня 2004 года. Этим же постановлением утверждено Положение об Аппарате Правительства РФ.

Председатель  Правительства РФ возглавляет Правительство  РФ, определяет в соответствии с  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Председатель  Правительства РФ представляет Правительство РФ внутри страны и за ее пределами; ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства РФ; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении; распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ.

Заседания Правительства РФ – основная организационно-правовая форма работы Правительства РФ. Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Заседания Правительства  РФ проводятся не реже одного раза в  месяц. Заседание Правительства  считается правомочным, если на нем  присутствует не менее двух третей членов Правительства РФ. Заседания проходят под руководством Председателя Правительства РФ. При его отсутствии заседания проводит первый заместитель Председателя Правительства РФ. На заседаниях Правительства, согласно п. «б» ст. 83 Конституции РФ, может председательствовать Президент РФ. Решения Правительства РФ принимаются большинством голосов членов Правительства РФ.

Представители палат Федерального Собрания, представители  высших судебных органов, Генеральной  прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ в соответствии с федеральными законами либо в порядке, установленном Правительством РФ.

Правительство РФ может рассматривать отдельные  вопросы на своих закрытых заседаниях. Правительство РФ информирует граждан  через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Информация о работе Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти