Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит разработке методического инструментария, направленного на развитие механизма оказания муниципальных услуг, ориентированных на рост их качества и доступности для населения муниципального образования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть содержание понятия «муниципальная услуга»,
- определить нормативно-правовую регламентацию оказания муниципальных услуг,
- рассмотреть комплекс услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления,

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления муниципальными услугами 6
1.1 Содержание понятия «муниципальная услуга» 6
1.2 Нормативно-правовая регламентация оказания муниципальных услуг 8
Глава 2 Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях 16
2.1 Услуги, предоставляемые органами государственной власти и местного самоуправления 16
2.2 Порядок разработки административного регламента, как механизма повышения качества муниципальных услуг 19
Заключение 25
Библиографический список 27

Вложенные файлы: 1 файл

Муниципальные услуги пути совершенствования качества их предоставления.docx

— 77.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

С.

 

 

 

 

Введение

 

Основной задачей Российской Федерации, как социального государства, является создание таких условий, соблюдение которых, в соответствии с статьей 7 Конституции РФ, обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Таким образом, Российская Федерация взяла на себя обязательства по осуществлению необходимых мер по развитию системы социальных служб, обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг.

Социальная сфера в современной России отнесена, к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Вместе с этим конституционное закрепление социально ориентированных полномочий за органами государственной власти федерального и регионального уровней, не ставит под сомнение существенную роль местного самоуправления в реализации функций провозглашенного социального государства. Несмотря на организационную обособленность от государственной власти, местное самоуправление составляет институт российской государственности в широком ее понимании. Решая вопросы местного значения, объективно имеет своим предназначением, в том числе решение социально значимых вопросов, которые неразрывным образом связаны с обеспечением жизнедеятельности местного населения1.

Обоснование институциональной интеграции местного самоуправления в систему социальной государственности содержит Конституция Российской Федерации. Такие слияние находит своё отражение в закреплении полномочий местного самоуправления по самостоятельному решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 130, ст. 132 и др.) и через указание на отдельные сферы реализации социальных прав (ч. 3 ст. 40, ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 43 и др.)2, за что органы местного самоуправления несут полную ответственность вместе с органами государственной власти, в том числе путём определения конкретных институтов (учреждений) предоставления муниципальных услуг населению.

Качество государственных и муниципальных услуг становится главным мерилом отношения к власти. Каждый гражданин имеет возможность судить о работе органов власти и местного самоуправления в целом по тому, каким образом ему оказываются государственные и муниципальные услуги. Именно такое положение определяет актуальность темы представленной работы.

Методологические подходы к исследованию развития муниципальных образований раскрываются в работах Л.А. Велихова, П. Гензеля, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, довольно подробно изучивших предмет и содержание муниципальной деятельности и его специфику. Разработкой методического инструментария, который используется в управлении муниципальными образованиями занимались Б.П. Веденеев, Г.Ю. Ветров, В.А. Гневко, Б.С. Жихаревич, К.Н. Знаменская, И.В. Картышов, И.А. Морозов и другие.

Объектом курсовой работы является система обеспечения качественными муниципальными услугами.

Предмет работы - это система принципов, механизмов и организационно-экономических связей, возникающих в процессе управления муниципальными услугами.

Цель курсовой работы состоит разработке методического инструментария, направленного на развитие механизма оказания муниципальных услуг, ориентированных на рост их качества и доступности для населения муниципального образования.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть содержание понятия «муниципальная услуга»,

- определить нормативно-правовую  регламентацию оказания муниципальных  услуг,

- рассмотреть комплекс  услуг, предоставляемых органами  государственной власти и местного  самоуправления,

- изучить порядок  разработки административного регламента, как механизма повышения качества  образовательных услуг.

Решение поставленных в курсовой работе задач, происходило с применением таких общенаучных методов исследования как сравнительный и ситуационный анализ, метод обобщения, индукции и дедукции, классификации, факторного анализа, метода экспертной оценки, с использованием социологического и статистического методов.

 

Глава 1 Теоретические основы управления муниципальными услугами

      1.   Содержание понятия «муниципальная услуга»

 

Современное положение российской науки о социальном оказании услуг, открывает значительные перспективы в исследовании понятия «муниципальная услуга», поскольку до сегодняшнего дня не существует общепринятого подхода к изучаемому понятию и классификации муниципальных услуг. К единому мнению на этот счет не могут прийти даже представители одного направления научного знания. Сегодня термин «муниципальная услуга» употребляется в тандеме с возникшим сравнительно недавно термином «государственная услуга». Однако немаловажно отметить, что формулировка «муниципальные услуги» применяется исследователями местного самоуправления в значительно широком смысле почти с момента возрождения муниципальной науки в современной России. 

Исследуя значения, даваемые исследователями понятия «муниципальная услуга» можно отметить мнение С.А. Кирсанова, который под муниципальными услугами понимает такие услуги, обязанность по обеспечению предоставления которых возложена на муниципальное образование в соответствии с законодательством РФ и уставом муниципального образования в связи с решением вопросов местного значения3. В таком понимании, муниципальные услуги могут становиться результатом деятельности как органов местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности.

Необходимо отметить, что значение такого понятия как «государственная услуга» также не имеет однозначного аналога в мировой практике. Этот термин может являться одним из вариантов перевода термина «public services», но в зависимости от контекста слово «public» возможно перевести на русский язык как «государственный и муниципальный», «общественный» либо «публичный». Значительное количество исследований, посвященных теории рассматриваемого вопроса, фокусируется именно на интерпретации понятия «публичная услуга», основывая на нем социально-экономические подходы к функциям власти, направленным на удовлетворение общественных интересов.

При обращении к толкованию слова «услуга» в первую очередь происходит знакомство с экономическим содержанием этого понятия. В Современном экономическом словаре услуги определяются как «виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности»4.

На основании толкований, приведенных в различных словарях, можно сделать вывод о том, что под услугой понимается достаточно специфический вид товаров, не имеющий материально-вещественной формы, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно и характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника.

По мнению О.Л. Савранской, Н.М. Сивашевой, в условиях отсутствия общепринятого подхода не имеет смысла определять содержание и сущность услуги, рассматривая сущность понятий «государственный (муниципальный)» и «услуга». Более логично интерпретировать данный термин, исходя из тех задач, которые предполагается решить, выделяя государственные (муниципальные) услуги вообще. Соглашаясь в целом с этим суждением, тем не менее, отметим важность определения сущности и контекста использования понятия «услуга» в современной российской науке.

 

 

 

1.2  Нормативно-правовая регламентация оказания муниципальных услуг

 

В Конституции Российской Федерации понятие услуга используется в экономическом аспекте в статьях 8 и 74: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»; «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

В том же ключе под услугой для целей налогообложения в Налоговом кодексе РФ5 признается «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Термин «государственные (муниципальные) услуги» впервые появился в российском праве в Бюджетном кодексе РФ6. Согласно ст. 6 кодекса, это услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами. Данное определение сформулировано, прежде всего, для обеспечения бюджетного регулирования.

Наряду с этим, в Бюджетном кодексе вскользь упоминается термин «бюджетные услуги» в ст. 137, согласно которой «определение уровня расчетной бюджетной обеспеченности поселений производится по единой методике, обеспечивающей сопоставимость налоговых доходов городских и сельских поселений (за исключением городских округов), перечня бюджетных услуг и показателей, характеризующих факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя». Несмотря на отсутствие законодательного определения, термин «бюджетные услуги» стал широко использоваться в научной литературе и практике для обозначения социальных услуг, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств.

В Указе Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г . № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»7 под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

В Федеральном законе от 27 июля 2004 г . № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»8 установлено, что в должностной регламент государственного гражданского служащего включается перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа". Невозможность в соответствии с установленным законодательством статусом государственного гражданского служащего непосредственно принимать участие в оказании населению социальных услуг позволяет сделать вывод об использовании законодателем нового подхода к содержанию термина «государственная услуга», отличного от изложенных выше.

Наконец, термины «государственная услуга» и «муниципальная услуга» законодательно определены в Федеральном законе от 27 июля 2010 г . № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»9, согласно которому под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»10 и уставами муниципальных образований.

Как справедливо отмечает Д.А. Повный, действующие нормативные правовые акты не позволяют дать однозначный ответ на понятие «услуга». Более того, зачастую «правовой массив», включающий в себя разную терминологию, затрагивающую сферы однородных правоотношений, еще больше запутывает ситуацию, не давая возможности гражданам сформировать четкое представление об интересующих их сферах деятельности государственных органов.

Обнаруженное несовпадение в употреблении схожих терминов в различных нормативных правовых актах требует обращения к результатам научных исследований, связанных с рассмотрением содержания используемых понятий.

В основном специалисты при определении границ и содержания муниципальной или государственной услуги применяют две концепции: предоставление муниципальных услуг как формы общественного блага (теория общественных благ), которые обладают специфическими особенностями, и муниципальных услуг, как результата взаимодействия между заявителем (получателем услуги) и исполнителем (орган власти или иная муниципальная организация).

В рамках первой концепции выделяют категорию «публичные услуги», прямое толкование которой позволяет сделать очевидный вывод о том, что главным признаком публичных услуг является высокая социальная значимость, заинтересованность общества в их оказании. При этом субъект оказания таких услуг для потребителя зачастую не столь важен; этот вопрос возникает, как правило, в случае неэффективного предоставления таких услуг.

Блага, потребляемые в ходе оказания публичных услуг, часто называют «общественными благами», подчеркивая, что они предоставляются в таких сферах, где блага характеризуются двумя главными свойствами: неконкурентностью и неисключаемостью. Согласно этому подходу издержки и стимулы производства разных видов благ распределяются таким образом, что некоторые из них могут предоставляться только государством, а некоторые наиболее эффективно будут производиться в частном секторе. Традиционно к таким благам относятся: оборона, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.

Большинство исследователей, проводя анализ категории «публичные услуги», ссылаются на признаки, сформулированные Э. Талапиной и Ю. Тихомировым:

1) они обеспечивают  деятельность общезначимой направленности;

2) имеют неограниченный  круг субъектов, пользующихся ими;

3) осуществляются либо  органом государственной и муниципальной  власти, либо другим субъектом;

4) основываются как  на публичной, так и на частной собственности.

Однако, совокупность указанных признаков, на наш взгляд, недостаточна для характеристики публичных услуг. Так, под второй признак подпадает весьма широкий спектр услуг, а третий и вовсе указывает на любого субъекта. Последний признак не является самостоятельным, а представляется производным от третьего, поскольку деятельность любого субъекта, очевидно, может базироваться на любой форме собственности. 

Информация о работе Проблемы совершенствования оказания государственных и муниципальных услуг в современных условиях