Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении региональной промышленной политики как фактора развития региона.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные направления реализации региональной промышленной политики.
2. Изучить реализацию промышленной политики на государственном уровне.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты региональной промышленной политики 5
1.1. Основные направления реализации региональной промышленной политики 5
1.2. Реализация промышленной политики на государственном уровне 10
Глава 2. Анализ реализации промышленной политики в Рязанской области 14
2.1. Основные направления промышленной политики Рязанской области 14
2.2. Основные результаты реализации промышленной политики Рязанской области 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития промышленности Рязанской области 23
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение……………………………………………………………………33
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
« РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»
на тему:
«РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»
выполнила: Наприенко О.В.
группа: 9079
проверила: Доц. Горбова О.Ю.
Содержание
Актуальность работы. Социально-рыночная
трансформация привела к резкой дифференциации
российских регионов по уровню социально-экономического
развития, которое во многом зависит от
эффективного функционирования промышленных
предприятий, расположенных на территории
индустриально развитых городов. В настоящее
время модернизация городских производственных
комплексов становится одной из главных
задач управления региональной экономикой,
поскольку именно здесь формируется основа
ее устойчивого роста. Повышение экономического
потенциала территории обусловливает
необходимость активизации региональной
промышленной политики, направленной
на развитие городских производственных
комплексов. Эта политика формируется
на пересечении сферы воздействия региональных
органов управления со сферой инициатив
местной власти по развитию реального
сектора экономики, а ее специфика определяется
административно-
Региональная промышленная политика,
призванная создавать оптимальные
условия для устойчивого
Промышленную политику государства рассматривают в узком и в широком смысле. Под промышленной политикой в узком смысле понимается отраслевая политика, суть которой в конкретизации общей структурной и экономической политики применительно к отдельным отраслям производства. При таком подходе на уровне регионов в число отраслевых объектов промышленной политики входит и сельское хозяйство, рассматриваемое в качестве аграрной индустрии, тесно связанной с перерабатывающими предприятиями агропромышленного комплекса.
Промышленная политика в широком смысле выходит за рамки отраслевых проблем, так как решения, принимаемые по отдельным отраслям, зависят от общегосударственной экономической политики. Это выражается в том, что состояние развития отрасли прямо зависит от: выбора концепции вхождения в мировой рынок; ориентации на либерализацию или на протекционизм; принятой монетарной и кредитной политики; уровня развития национальной системы управления инновациями; государственной программы обновления технологической структуры экономики и других общеэкономических факторов.
Цель работы заключается в изучении региональной промышленной политики как фактора развития региона.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные направления реализации региональной промышленной политики.
2. Изучить реализацию промышленной политики на государственном уровне.
3. Описать основные направления и результаты реализации промышленной политики Рязанской области.
4. Проанализировать проблемы и перспективы развития промышленности Рязанской области.
Региональная промышленная политика представляет собой взаимосвязанную совокупность целей промышленного развития и способов их достижения. Она основывается на ранжировании полномочий в области управления промышленным развитием между Центром и субъектом Федерации и ориентирована на эффективное использование географических, природных, экономических и других конкурентных преимуществ региона [5].
Цель промышленной политики состоит в разработке системы гибких подходов и механизмов, направленных на стабилизацию экономического положения промышленного комплекса, достижение на этой основе экономического роста и повышения благосостояния населения региона.
Главными направлениями региональной промышленной политики на современном этапе должны стать:
- реформирование предприятий;
- ликвидация причин, приводящих к сокращению объемов производства или потере конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- оказание всесторонней поддержки объектам подъема экономики, ориентированным на ускорение научно-технического прогресса, разработку и освоение новых технологий, развитие средств информатики, выпуск конкурентоспособной продукции.
На региональном уровне
приоритетные направления промышленной
и структурной политики определяются хозяйственной
специализацией экономики, характером
сложившихся структурных сдвигов и пропорций
(диспропорций) производственно-
Приоритетами промышленного развития являются:
1) наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной эффективностью, в первую очередь обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
2) поддержка наукоемких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
3) производство
4) поддержка отраслей, характеризующихся техническим отставанием на данном этапе, функционирование которых остается целесообразным в связи с их ориентацией на производство для других отраслей, поставкой продукции на региональный и внутренний рынок [10].
В региональном масштабе в качестве основополагающих задач, обусловленных приоритетными направлениями развития промышленности области, необходимо выделить:
- реструктуризацию отдельных предприятий;
- формирование рынка сбыта промышленной продукции;
- формирование конкурентной среды, повышение конкурентоспособности продукции;
- создание условий для формирования системы государственного регулирования деятельности промышленного комплекса, восстановление управляемости госсобственности, государственное участие в создании корпоративных структур;
- формирование новых экономических и технологических связей предприятий различных отраслей и хозяйственных структур;
- концентрацию капитала с целью создания структур, основанных на принципах самофинансирования, саморегуляции и саморазвития;
- оживление инвестиционной деятельности в промышленности;
- сохранение и развитие научно-производственного, инновационного потенциала промышленности;
- государственную поддержку экспортного сектора (кредитование, субсидирование, налоговые и др. льготы).
Важным фактором расширения спроса на продукцию промышленности может быть лизинг, особенно в системе деятельности финансово - промышленных групп, производящих продукцию инвестиционного назначения (машины, оборудование, сложные приборы, аппаратура).
Прогнозы развития мировых товарных рынков указывают на устойчивую тенденцию увеличения разрыва цен на высокотехнологичную продукцию и на ресурсы (первичные и с низкой степенью переработки). Исходя из этого, наряду с развитием сельхозмашиностроения, необходимо также развивать следующие производства, имеющие потенциальные возможности вхождения в фазу экономического роста:
- инвестиционное машиностроение;
- электровозостроение;
- атомное машиностроение;
- производство электроники.
При этом следует в первую очередь определить номенклатуру и объемы гарантированного государственного спроса на продукцию промышленного производства области на базе федеральных комплексных целевых программ, носящих межрегиональный характер и служащих повышению уровня развития отдельных субъектов РФ [12].
Ведущими институциональными структурами в промышленном комплексе должны стать корпоративные холдинговые образования, связанные друг с другом путем перекрестного участия в уставном капитале в акционерной форме или прямого вложения капитала, а также создания хозяйственных дочерних обществ. Интеграция институциональных структур в этой сфере экономики, с учетом ее особенностей, должна быть гибкой и динамичной.
При формировании корпораций
и холдингов целесообразно
1) промышленные холдинговые структуры,
где крупная машиностроительная корпорация
владеет пакетами акций других предприятий,
объединенных с ней в производственно-
2) научно-производственные холдинги, в которых вместе с промышленными предприятиями важное, а иногда и ведущие место, занимают научно-исследовательские, проектные и конструкторские организации;
3) финансово-промышленные группы, являющиеся результатом слияния финансово-банковского капитала и промышленного капитала.
Реализация концепции преобразования промышленности невозможна без ее обеспечения финансовыми и другими ресурсами.
В ближайшей перспективе приоритеты необходимо отдать следующим направлениям финансирования:
- исследованиям рынка промышленной продукции;
- научно-исследовательским, проектно-технологическим и конструкторским работам по реализации конкурентоспособных технических решений;
- оснащению промышленного производства самой передовой техникой и оборудованием за счет их импорта из зарубежных стран [6].
Формирование финансовой составляющей промышленного комплекса, разработка механизмов привлечения денежных средств в промышленность региона - задача первой степени сложности. За годы реформ ухудшилось финансовое положение значительного числа промышленных предприятий: сократились оборотные средства, возросла просроченная задолженность, снизились прибыль и рентабельность производств, некоторые предприятия оказались на грани банкротства.
Несмотря на предлагаемые
специалистами источники
Представляется важным использование альтернативных источников финансирования, что отвечает потребностям современного производства и является способом сокращения предпринимательских рисков.
Необходимо в дальнейшем продолжать работу по формированию механизмов рыночного регулирования промышленного производства, включающих:
- программно-целевой подход к решению региональных проблем, выявленных в результате кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования процессов, происходящих в промышленности;
- систему постановлений и распоряжений, направленных на стабилизацию экономического положения предприятий промышленности;
- финансово-экономический механизм стимулирования перспективных, экономически растущих предприятий [13].
Рассмотрим различные факторы экономического роста. Он может определяться увеличением общего объема реального ВНП за некоторый период или его изменением в пересчете на душу населения. Использование того или иного измерителя позволяет, на мой взгляд, разделить приоритеты федеральной и региональной промышленных политик. Первый, безусловно, является характеристикой развития государства, а второй – важнейшим показателем на уровне региона (приложение 1).
Для того чтобы механизм реализации промышленной политики был достаточно действенным, необходимо:
- разделить полномочия органов управления в соответствии с уровнями промышленной политики;
- выделить объекты, функционирование и развитие которых регламентируется государственными и региональными политиками.
В приложении 2 представлена иерархия возможных уровней формирования промышленной политики в России.
Региональная промышленная политика, несомненно, является составной частью государственного аналога, при этом к ней предъявляются специфические требования и ограничения. В частности, она определяется исходя из направлений и темпов социально-экономического развития региона, величины его бюджета, характеристик внутренней конкурентной среды, экологической обстановки, ресурсного потенциала, а также с учетом собственной инвестиционной политики (которая одновременно является и источником формирования и основным направлением региональной промышленной политики).
Информация о работе Региональная промышленная политика как фактор развития региона