Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 12:15, контрольная работа
Реализация концепции оптимального и четкого разграничения полномочий и финансовых ресурсов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления началась в рамках проведения федеральной и муниципальной реформ в 2000-е годы3. Одна из главных задач, для решения которых проводились указанные реформы, – определение оптимального и достаточного перечня полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и пределов их осуществления, а также обеспечение их решения на каждом уровне публичной власти необходимыми материальными и финансовыми ресурсами.
Введение
На протяжении последних
лет принимаются активные меры по
повышению эффективности
Одна из основных задач
муниципальной реформы
Вопросы достижения устойчивых
темпов экономического роста государства,
проведения модернизации экономики, оказания
адресной социальной поддержки гражданам
не могут быть решены без активного
участия субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. Органы
местного самоуправления должны иметь
больше возможностей влиять на формирование
инвестиционного климата и
Реализация концепции
Глава 1. Итоги муниципальной реформы
Для понимания современных проблем местного самоуправления целесообразно взглянуть оценить основные результаты муниципальной реформы, проведенной после принятия в 2003 году Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проведена территориальная реформа местного самоуправления, в результате которой количество муниципальных образований в России увеличилось почти вдвое.
Существенно возросла финансовая
поддержка муниципальных
В практику муниципального управления введены обязательные процедуры публичных слушаний и некоторые другие механизмы участия населения.
Введена система удаления глав муниципальных образований в отставку, внедряется система выборов местных депутатов по партийным спискам, а глав муниципальных образований - из числа депутатов, что практически лишает возможности населения влиять на формирование и деятельность органов местной власти.
Создана новая система союзов и ассоциаций муниципальных образований, включающая в себя советы муниципальных образований субъектов РФ и Общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс).
Однако приходится констатировать, что ни одна из провозглашенных трех главных целей муниципальной реформы фактически не была достигнута4.
Первая цель – формирование стабильной и более совершенной законодательной базы местного самоуправления, четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти. Фактически за период после принятия 131-го закона в него было внесено огромное количество изменений и дополнений и этот процесс продолжается. В частности, был значительно, практически в полтора раза расширен перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований, причем без расширения их доходной базы. Пожалуй, ни один другой федеральный закон не менялся так часто (около 400 изменений) и так бессистемно.
Существенные и плохо
увязанные между собой
Вторая цель – приведение экономической и финансовой базы муниципальных образований в соответствие с объемами полномочий. Очевидно, что никакого соответствия на деле нет. Что особо важно, неуклонно сокращается доля доходов местных бюджетов, собираемых на своих территориях, и возрастает доля целевых субсидий. Не решены вопросы муниципальной собственности на земли населенных пунктов.
Третья цель – активизация населения и структур гражданского общества на местном уровне, приближение муниципальной власти к населению. Территориальная реформа породила множество мелких муниципальных образований, неспособных решать закрепленные за ними вопросы местного значения, поскольку государство не смогло (а скорее не сочло необходимым) обеспечить их соответствующими финансовыми средствами. В настоящее время активно идет весьма болезненный обратный процесс укрупнения муниципальных образований.
Во многих субъектах РФ их взаимоотношения с органами местного самоуправления, а также взаимоотношения между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений строятся на принципе начальника и подчиненного5. Большинство глав муниципальных образований и глав администраций (сити-менеджеров) фактически являются назначенцами руководителей субъектов РФ. Огромное количество поступающих сверху команд, контролирующих инстанций, проверок, затребования справок и отчетности подавляет всякие инициативы снизу. Присущая природе местного самоуправления зависимость муниципальных органов от избирателей все более замещается зависимостью от государственных структур.
Кампания по замене всенародно избранных глав муниципальных образований на схему с сити-менеджерами (сама по себе эта схема может быть вполне работоспособной) проводится с помощью мер жесткого административного давления со стороны органов государственной власти. В совокупности с выборами депутатов по партийным спискам, особенно неуместными в сельских поселениях, это (как уже отмечалось) фактически лишает возможности контроля и влияния жителей на своих избранников. Рост гражданской активности периода 1990-х годов все более сменяется разочарованием и отчуждением от местной власти.
В средствах массовой информации развернута целенаправленная кампания по дискредитации органов местного самоуправления, представления их как некомпетентного и наиболее коррумпированного уровня власти. По данным комиссии Общественной палаты по местному самоуправлению «в среднем раз в три дня какого-нибудь градоначальника либо снимают, либо возбуждают против него уголовное дело. Сообщения о том, что мэр такого-то города отстранен от должности, а то и пошел под суд, народ воспринимает с мстительным удовлетворением»6.
Можно заключить, что реальные результаты муниципальной реформы оказались весьма отличными от провозглашенных целей. Общая ситуация в местном самоуправлении остается крайне сложной, а на многих территориях, особенно в малых городах и в сельской местности критической, в первую очередь в сферах финансов и кадрового обеспечения. Органы местного самоуправления все более встраиваются в вертикаль государственной власти, все меньше остается у них возможностей для собственных инициатив. Снизился уровень гражданской активности населения и его доверия к местной власти.
Местного самоуправления в истинном понимании этого слова в сегодняшней России нет, есть нижний уровень государственной власти.
Основной причиной неудач
муниципальной реформы
Следует отметить, что Российское
государство всегда было высоко централизованным
и местное самоуправление как
автономный институт плохо вписывалось
в менталитет как правящих элит,
воспитанных в командном стиле,
так и широких слоев населения,
воспринявших патерналистскую идеологию
Интерес государства к
Исключением являются предвыборные периоды, когда бывают нужны голоса избирателей. Тогда возникает всплеск интересов к проблемам местного самоуправления и раздаются щедрые обещания по его укреплению и поддержке.
Так после долгого затишья в предвыборном 2007 году был созван представительный съезд муниципальных образований, на котором с программной речью выступил Президент России В.В. Путин. Было сказано много правильных слов о важности и нужности местного самоуправления, о необходимости укрепления его финансовой базы и др. Но выборы прошли и все затихло, а изменения были в основном в худшую сторону10.
Такой всплеск происходит
и сегодня. В Бюджетном послании
Президента России за 2011 год поставлен
вопрос о децентрализации полномочий
в государстве в пользу регионов
и муниципалитетов, в т.ч. в
налоговой сфере и сфере
Трудности, сопровождавшие муниципальные реформы 1990-х годов, можно уподобить затянувшимся болезням роста. Но способ их лечения, который был прописан в 2000-е годы, способен довести российское местное самоуправление до стадии хронических заболеваний. Сегодня в России нет гарантий против полной ликвидации местного самоуправления или низведения его до политически и экономически ничтожного уровня. Единственным слабым ограничением служат обязательства, принятые Россией в рамках Европейской хартии местного самоуправления: наличие автономных выборных органов местной власти наряду с отменой смертной казни (пока еще) являются условием членства России в Совете Европы13.
Между тем нынешнее отношение федерального
центра к местному самоуправлению как
к «приводному ремню» «управляемой
демократии» недальновидно. На «ручном»
управлении из центра не разрешить
проблем тысяч российских городов
и селений. Справиться с ними способно
лишь автономное и политически ответственное
местное самоуправление. Речь идет
не только о протекающих трубах или
грязных помойках, но и о разрешении
социально-экономических и
Информация о работе Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы