Теоретико-методологические основы системы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 06:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 3.Охарактеризуйте особенности монархии как формы правления. Возможно ли восстановление монархии в России? Обоснуйте свой ответ.Вопрос 2. Приведите примеры государственных органов, не являющихся органами государственной власти

Вложенные файлы: 1 файл

ПКЗ Основы государственного и муниципального управления.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

Государственного и муниципального управления

Кафедра __________________________________________________________________

 

 

Основы государственного и муниципального управления

_______________________________________________________________________________________________

(дисциплина)

 

 

Письменное контрольное задание

для студентов дистанционного обучения

 

 

 

 

 

 

Студент:

 

Группа:

 

Дата:

   
 

Преподаватель:

 

 
 

   

 

Новосибирск 2013г.

Протокол проверки:

   

Дата проверки

 

Оценка

 
   

Комментарии

преподавателя

 
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы системы государственного управления

Вопрос 3.Охарактеризуйте особенности монархии как формы правления. Возможно ли восстановление монархии в России? Обоснуйте свой ответ.

Ответ:

Монархия (лат. monarchia от др.-греч. Μοναρχία  «единовластие»: μόνος - «одиночный, единый» и ἀρχή - «управление, власть») - форма правления, при которойверховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу -монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану,фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

- существование единоличного главы  государства, пользующегося своей  властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- как правило наследственный (согласно  обычаю или закону) порядок преемственности  верховной власти;

- монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

- юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, - республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».1

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия - полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конституции 1871 года, Япония по конституции 1889 года, Россия после 17 октября 1905 года — «Конституционная монархия под самодержавным царем») - сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств.

Монархии можно подразделить по принципам наследования власти и по ее формам.

Принципов передачи власти всего три: династический, (при которой действует строгий алгоритм перехода от одного члена династии к другому), родовой, (более широкий, но царь все равно должен быть родственен царскому роду) и выборный.

Монархия как государственная форма весьма неоднородна и на протяжении веков показала гибкость своей политической основы, поэтому история форм монархического правления, по существу, - история развития форм государственности. Это ярко видно при перечислении видов монархического устройства:

Монархии патриархальные - характерны для традиционных обществ и могут развиваться в монархии сакральные или в монархии деспотические. Патриархальная монархия, являясь следствием развития семейного принципа, имеет своим прообразом отцовскую власть, (отсюда, традиционный монарх воспринимается, как отец своих подданных).

Сакральные монархии – в которых первенствующая функция монарха - жреческая. Сакральная жреческая монархия нередко связана с традицией царской жертвы - добровольного принесения царем себя в жертву во имя спасения своего народа.

Деспотические («деспот» с греческого означает владыка, повелитель) - ничего общего с понятием тирании не имеет. Деспотическая монархия складывается в военизированных обществах, хотя может сохраняться и после того, как они перестают быть таковыми. Классическими деспотическими монархиями были ассирийская - (военачальник, не жреческого, а светского происхождения), древняя и средневековая армянская, а также при ханах тюркской или монгольской орды (выборный деспотический правитель).

Феодальные, к которым относятся раннефеодальные формы монархии, отличавшиеся большой степенью децентрализованности. Сословно-представительные, при них власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством.2

Что касается второй части вопроса: Возможно ли восстановление монархии в России? то, на мой взгляд, если просмотреть историю, то еще в XX веке люди попробовали практически все формы государственного устройства и экономических отношений. Некоторые продержались считанные месяцы, другие подольше. И что удивительно – чем больше форма власти походила на самодержавие, тем дольше она держалась. Кто-то считает, что монархия не нужна, а кто считает что необходимо уже на современном этапе ввести монархическое управление. Обосновывая это тем, что каждый будем сам себе и царь и король, обеспечивая себя самостоятельно. Я же отношусь к обоим позициям нейтрально.

 

Глава 2.(часть 1) Система органов государственной власти

Вопрос 2. Приведите примеры государственных органов, не являющихся органами государственной власти 

Ответ:

Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти - в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются Мэр (глава администрации) города Владивостока, Администрация Ленинского (Фрунзенского...) района г. Владивостока и т. д. 

Правоохранительные органы не выделяются отдельно, ибо входят в структурные подразделения этой классификации. К правоохранительным органам традиционно относят суды (судебные органы), прокуратуру (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговую полицию и таможенные органы и т. д. (все это - органы исполнительной власти). 

Схематически классификацию органов государства РФ можно представить тремя блоками: 

  • Органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные); 
  • Органы местного самоуправления; 
  • Органы надзора.

Органы государственной власти могут быть общефедеральные и субъектов

федерации (в унитарных государствах такого деления нет, оно связано с федеративным устройством РФ). Например, Государственная Дума, Правительство РФ - федеральные органы государственной власти, губернатор Приморского края, Дума Приморского края - органы государственной власти на местах. Органы государственной власти строятся на основе принципа разделения властей. 

Органы местного самоуправления отличаются от органов государственной власти объемом властных полномочий (более узким). Для них законодательно необязателен принцип разделения властей (например, в рамках города могут создаваться и мэрия, и городская дума, а может действовать единый орган местного самоуправления.  

Органы надзора отличаются от органов государственной власти специфическими - надзорными - полномочиями. Они не издают общеобязательных велений и не применяют самостоятельно государственное принуждение, а осуществляют надзор за соблюдением законодательства и обладают особыми формами реагирования (например, протест прокурора), а в случае неустранения нарушений законодательства обращаются в органы государственной власти - суд, который может принять принудительные меры к нарушителям закона. Прокуратура не является органом государственной власти. Это - орган надзора со специфическими полномочиями.3

 

Глава 2.(часть 2) Система органов государственной власти

Вопрос 2. Приведите примеры дел, которые рассматривают Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Ответ:

В России действует 4 вида судов: конституционный, судебные органы общей юрисдикции, арбитражные судебные органы, а также дисциплинарное судебное присутствие. Разница между ними заключается в том, какие дела они рассматривают, а также в статусе сторон судебного процесса. 

Конституционный суд Российской Федерации.

Решает дела о том, соответствуют ли Конституции РФ федеральные законы, нормативные акты Президента, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, нормативно правовые акты субъектов РФ. Данный судебный орган принимает к рассмотрению и разрешает дела, основываясь исключительно на нормах Конституции РФ, не имеет вышестоящих и нижестоящих судов в своей структуре. 

Суды общей юрисдикции.

Представляют собой суды, которые рассматривают дела между гражданами (одной из сторон могут быть юридические лица). Здесь принимают к рассмотрению административные, гражданские и уголовные дела. А вот споры экономического характера данному судебному органу не подведомственны. 

Иерархическая структура судов общей юрисдикции: 

- Верховный суд РФ. Представляет  собой высший судебный орган  по уголовным, административным, гражданским и другим делам, подведомственным судебным органам общей юрисдикции. Осуществляет контроль за деятельностью судов общей юрисдикции, а также дает необходимые разъяснения по вопросам судебной практики;

- Верховные суды республик, областные  и краевые судебные органы, городов федерального значения, автономных округов и областей. Действуют на территории конкретного объекта РФ, и по отношению к районным судам являются вышестоящими судебными инстанциями. Рассматривают дела, как первая, апелляционная, кассационная инстанция по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, и кроме этого, осуществляют другие полномочия в соответствии с федеральным законом; 

- Специализированные, военные и  районные суды. Военный суд осуществляет  правосудие от имени РФ, рассматривает  подсудные ему дела в порядке уголовного, административного, гражданского судопроизводства - споры с участием военнослужащих, лиц, которые были уволены в запас, уволены по искам к воинским частям в связи с какими-либо нарушениями, имевшими место во время увольнения и так далее. Районные суды создаются федеральным законом в судебном районе на территории города, района, другой административно-территориальной единицы субъекта РФ. Принимают к рассмотрению все гражданские, административные, уголовные дела как суд первой инстанции (кроме дел, которые относятся к подсудности других судов), а также представления на решения мировых судей, которые действуют на территории судебного района, апелляционные жалобы.

- Мировые суды. Низшее звено  в системе судов общей юрисдикции. Здесь рассматриваются дела, которые  не представляют особой сложности, но являются наиболее распространенными  судебными спорами. Это уголовные  дела о тех преступлениях, наказание  по которым не превышает 3х лет лишения свободы; о выдаче судебного приказа; о разделе совместно нажитого имущества между супругами, в том случае, если цена иска не превышает 50 000 рублей; о расторжении брака при отсутствии спора о детях; по имущественным спорам; об административных правонарушениях; об определении порядка пользования имуществом и так далее.

Информация о работе Теоретико-методологические основы системы государственного управления