Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 11:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является правовой анализ акцизов по экспортным и импортным операциям, их роль в составе таможенных платежей и формировании федерального бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период (2007-2009 гг.) доходов, от их взимания.
В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
а) изучить теоретические и правовые основы взимания акцизов;
б) рассмотреть системы таможенных платежей Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ ПО ЭКСПОРТНЫМ И ИМОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Характеристика акцизов 5
1.2. Система таможенных платежей 12
2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ДИНАМИКИ ВЗИМАНИЯ АКЦИЗОВ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
СТАВКИ АКЦИЗОВ ПО ПОДАКЦИЗНЫМ ТОВАРАМ, ВВОЗИМЫМ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2) при помещении подакцизных
товаров под таможенный режим
реимпорта налогоплательщиком
3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства акциз не уплачивается;
4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз уплачивается при ввозе указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов их переработки с таможенной территории Российской Федерации;
5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
При перемещении физическими лицами подакцизных товаров, не предназначенных для производственной или иной деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты акциза в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Уплата акциза при перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации подакцизных товаров производится в соответствии с правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, установленными законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами ГТК России.
В случае если в соответствии
с международным договором
Акциз – это фиксированный налог на конкретный вид товара, сумма которого включается в цену товара и уплачивается конечным потребителем. В группу подакцизных товаров относятся предметы роскоши и товары, не дорогие в производстве, но пользующиеся повышенным спросом у населения.
Экономическая роль акциза заключается не только в пополнении бюджета, но и в образовании своеобразного барьера, препятствующего образованию сверхвысокой прибыли у предприятий.
Ставки акцизов, устанавливаемые в твердых суммах, определяется НК РФ. В качестве особой меры контроля за своевременным и полным внесением акцизов в бюджет применяется обязательная маркировка специальными марками акцизного сбора.
Таможенными платежами считаются обязательные к уплате различные виды платежей (пошлины, налоги, сборы), взимаемые в федеральный бюджет в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, при осуществлении перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, в рамках реализации таможенной политики.
В соответствии со ст. 318 ТмК РФ к числу таможенных платежей относятся:
Правовая основа принципов формирования таможенных платежей, определения размеров сумм таможенных платежей, порядок их уплаты и взимания определяются следующими законодательными документами:
Таможенные платежи разграничиваются по юридической природе и экономическому содержанию. Среди таможенных платежей необходимо выделить платежи, имеющие налоговую природу формирования, – налог на добавленную стоимость и акциз, а также неналоговые доходы федерального бюджета – таможенную пошлину и таможенные сборы.
Таможенные платежи
по форме направленности в качестве
инструментов воздействия на внешнеторговые
отношения принято
Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей определены в ст. 319 ТмК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента пересечения таможенной границы, а при вывозе – с момента подачи таможенной декларации в таможенный орган для оформления.
Наступление обязанностей по уплате таможенных платежей также возникает при совершении определенных действий:
Такое закрепление способствует определению юридической обязанности по уплате таможенных платежей не только при таможенном декларировании товаров, но и на каждом этапе движения товаров – в месте прибытия, внутреннем таможенном транзите, процедуре хранения.
Законодательством определены лица, ответственные за уплату таможенных платежей:
При этом лицом, обязанным осуществлять фактическую уплату таможенных платежей может любое заинтересованное лицо.
Уплата таможенных платежей осуществляется путем:
В целях ускорения
процедуры таможенного
Бюджетным Кодексом Российской Федерации осуществляется ежегодная классификация таможенных платежей с учетом соответствующих статей федерального бюджета.
В настоящее время
действует следующая
1. Средства, подлежащие
зачислению в федеральный
2. Средства, подлежащие возврату плательщикам, и залоговые платежи.
Рассмотрим на примере данных о доходах федерального бюджета РФ за исследуемый период состав доходов бюджета, полученных при взимании таможенных платежей, и занимаемой в нем долю акцизов (табл.).
Таблица
Состав доходов федерального бюджета РФ, полученных при взимании таможенных платежей
Таможенные платежи |
Сумма поступивших платежей, млн. руб |
Среднее значение | ||||
2007 г. |
2008 г. |
∆ 2008-2007 |
2009 г. |
∆ 2009-2008 | ||
ввозная таможенная пошлина |
488046 |
625574 |
137528 |
467207 |
-158368 |
429589 |
вывозная таможенная пошлина |
1834858 |
2859297 |
1024439 |
2042204 |
-817092 |
1940199 |
налог на добавленную стоимость |
871087 |
1133815 |
262728 |
873356 |
-260460 |
785247 |
акциз |
26191 |
35255 |
9064 |
19830 |
-15425 |
22585 |
таможенные сборы |
24193 |
28194 |
4001 |
19658 |
-8536 |
19011 |
Всего доходов |
3244376 |
4682136 |
1437760 |
3422255 |
-1259881 |
3196632 |
На основе данной таблицы построим круговую диаграмму структуры доходов государства от взимания таможенных платежей (рис. 1).
Рисунок 1. Структура доходов федерального бюджета за 2007-2009 гг.
Из рис. 1 видно, что акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации составляют незначительную часть поступлений в бюджетную систему страны. Среднее значение ее доходности за рассматриваемый период приблизительно равно 1 % от всех поступлений в федеральный бюджет. По данному показателю акцизы находятся на четвертом месте, преобладая только над таможенными сборами.
При рассмотрении состава доходной части бюджета можно выделить налоговые поступления по акцизам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Для анализа динамики взимания акцизов в рассматриваемом периоде с 2007 по 2009 гг. построим график этой динамики, используя данные таблицы (рис. 2).
Рисунок 3. Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет
При анализе графика (рис, 2), можно сделать вывод, что доход государства от взимания акцизов возрастает в 2008 г. на 9064 млн. руб. (34,6%), но в 2009 г. виден резкий спад доходности данного налога на 15425 млн. руб. (43,75%). На увеличение поступлений доходов в 2008 г. повлияли темпы роста российской экономики и благоприятная внешнеэкономическая ситуация в первом полугодии 2008 года, а также принятые меры по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах и повышению эффективности налогового администрирования. Исполнение же федерального бюджета в 2009 г. осуществлялось в условиях негативного влияния мирового экономического кризиса. Снижение объемов доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП), начавшееся в 2008 г., продолжилось в 2009 г. и составило за последние 5 лет наименьшее значение (18,8 %). Наиболее существенное недопоступление отдельных налоговых доходов по сравнению с уточненным прогнозом к Федеральному закону от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ имело место по акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, – на сумму 9 738,2 млн. рублей (вследствие уменьшения объемов ввозимых подакцизных товаров).
В основе регулирования вопросов обложения экспорта-импорта товаров акцизами лежат два основных блока правовых актов. На законодательном уровне это НК РФ с последующими изменениями и дополнениями. Второй блок представлен рядом таможенно - правовых актов, таких как: ТмК РФ, Приказы, Инструкции ГТК.
Акцизы представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).