Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть порядок налогового администрирования НДФЛ на примере конкретной организации, а также возможности его оптимизации.
Постановка обозначенной выше цели потребовала решения следующих задач:
Изучить сущность налогового администрирования
Рассмотреть методику исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Рассмотреть мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
Найти основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и проанализировать зарубежный опыт.

Содержание

Введение
3
Глава 1
Теоретические аспекты налогового администрирования налога на доходы физических лиц
6
1.1
Сущность налогового администрирования
6
1.2
Методика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
12
1.3
Мероприятия по обеспечению своевременного исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц
22
1.4
Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного опыта
30
Глава 2
Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц


Заключение
37

Список использованной литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

на ндфл.docx

— 80.90 Кб (Скачать файл)

Помимо  учредительных документов, знакомятся с утвержденным руководителем организации  приказом по учетной политике, определяющим способы и порядок ведения  бухгалтерского учета и отражения  хозяйственных операций в соответствующих  учетных регистрах.

В ходе документальной проверки изучается принятая в организации  система и условия оплаты труда, зафиксированные в соответствующих  положениях, коллективных и индивидуальных договорах и контрактах, заключаемых  с работниками в соответствии с нормами трудового законодательства.

При проверке знакомятся с действующей системой поощрения и закрепления работников, предоставления или оплаты за счет средств организации различного рода социальных и материальных благ, стоимость которых подлежит включению  в совокупный доход физических лиц (оплата питания, приобретения проездных  билетов, обучения в высших учебных  заведениях, вручение подарков к праздничным  и юбилейным датам, оплата проезда  к месту проведения отпуска и  обратно т.п.).

Если, например, организацией осуществлены взносы по долевому участию в строительстве  жилья, получение банковских кредитов для выдачи работникам целевых займов на оплату жилья, выделение средств  на выдачу безвозмездных субсидий по строительству жилья, необходимо ознакомится  с документами, определяющими порядок  и условия улучшения жилищных условий работников проверяемой  организации. При установлении в  ходе проверки фактов приобретения и  строительства жилья за счет средств  организации, передаваемого бесплатно в собственность работникам и другим физическим лицам, необходимо проверить правильность налогообложения доходов таких лиц, подлежащих увеличению на сумму рыночной стоимости полученного в натуральной форме дохода (квартиры, коттеджа, дачи).

Если  проверяемая организация заключала  договоры мены с физическими лицами, необходимо проверить соблюдение эквивалентности  обмена, предусмотренное для таких  договоров гражданским законодательством.

При проверке достоверности и полноты  налогового учета используются следующие  источники информации:

  • приказы и распоряжения о приеме на работу;
  • расчетно-платежные ведомости;
  • налоговые карточки;
  • данные синтетического учета по счету № 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
  • учетные регистры, отражающие выплаты по договорам гражданско-правового характера (договор подряда, возмездного оказания услуг и выполнения работ, аренды, поручения, комиссии, агентские, доверительного управления, уступки права требования, купли - продажи, договора займа, долевого участия в строительстве и т.д.), если одной из сторон по таким договорам выступает физическое лицо, получающее от проверяемой организации доходы в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды;
  • документы (заверенные копии документов), подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты из налогооблагаемого дохода (на работника, его детей и иждивенцев), на освобождение от уплаты налога у источника получения дохода в связи с постановкой на налоговый учет в налоговом органе (например, на основании свидетельства о государственной регистрации предпринимателя), согласно нормам международных договоров и соглашений (заявление по форме № 5);
  • с 01.01.05 уведомления, выданные инспекциями Федеральной налоговой службы, для предоставления имущественного налогового вычета у налогового агента;
  • документы, подтверждающие расходы физических лиц по операциям купли - продажи ценных бумаг, если они принимались к зачету источником выплаты дохода;
  • данные платежных документов на перечисление платежей по налогу на доходы физических лиц с данными, имеющимися в налоговом органе.

При проверке обоснованности списания с подотчетных  лиц сумм, включая выданные на служебные  командировки, следует иметь в  виду, что в такие поездки на основании распоряжения руководителя проверяемой организации могут  направляться только работники данной организации (основные и совместители), состоящие с ней в трудовых отношениях.

Инспекторам необходимо иметь в виду, что на физических лиц, заключивших с проверяемой  организацией договоры гражданско-правового  характера, законодательство о гарантиях  и компенсациях за время нахождения в командировках не распространяется, вместе с тем такие лица могут  получать под отчет суммы, связанные  с оплатой расходов при выполнении обусловленных договором работ, например, расходы по проезду и  проживанию. В случае документального  их подтверждения стоимость таких  расходов, оплаченная за счет средств  организации, в налогооблагаемый доход  физического лица не включается, а  также она не относится на уменьшение дохода, полученного в связи с  выполнением работ по гражданско-правовым договорам.

При проверке проверяется наличие списка работников организации, которым могут выдаваться в подотчет наличные деньги. Список должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В список включаются только постоянно работающие лица, в том числе на условиях совместительства, либо выполняющие работы по договорам  подряда.

Проверка  проводится с использованием приказов (распоряжений) руководителя о командировании, авансовых отчетов с приложенными к ним оправдательными документами, отчетов кассира с приходными и расходными кассовыми ордерами, главной книги, данных аналитического и синтетического учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами"          [19, с.95].

Авансовые отчеты проверяются выборочно. Необоснованно  списанные подотчетные суммы  подлежат включению в налоговую  базу физических лиц в установленном  порядке.

Выявленные проверкой однородные нарушения группируются в ведомости  и таблицы, прилагаемые к акту проверки. В акте приводят только итоговые данные и содержание нарушений со ссылкой на соответствующие приложения.

В случае невыполнения налоговым агентом, т. е. предприятием, возложенных на него законодательством о налогах  и сборах обязанностей по удержанию  с налогоплательщиков и (или) перечислению в бюджет удержанных сумм налогов  в соответствии со ст. 123 НК РФ, с налогового агента взыскивается штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и  перечислению.

Налог перечисляется  в бюджет не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда, а если средства на оплату труда выплачиваются из выручки от реализации продукции, выполненных  работ, то налог перечисляется не позднее дня, следующего за днем выплаты  денежных средств на оплату труда. При  недостаточности средств на оплату труда и уплату налога в полном объеме, налог перечисляется в  бюджет пропорционально размеру  выплаченных средств.

Если  налоговым агентом перечислен налог  в более поздние сроки, то в  соответствии со ст. 75 НК РФ, ему будет  начислена пеня за каждый календарный  день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством  о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, в размере процентной ставки, равной одной трехсотой действующей  в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговые агенты представляют в налоговый  орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого  налогового периода и суммах начисленных  и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля, следующего за истекшим налоговым периодом.

При среднесписочной  численности работников до 10 человек  сведения разрешено представлять на бумажных носителях, а остальными предприятиями, в т. ч. профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, страховыми и  кредитными организациями – на магнитных  носителях.

С 01.01.2001 года налоговые агенты освобождаются  от обязанности представлять сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные  у них товары, продукцию или  выполненные работы в том числе, если эти индивидуальные предприниматели  предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную  регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки  о проведенной проверке составляется в установленной форме акт  налоговой проверки, который подписывается  руководителем проверяемой организации.

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также  выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность  за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению  акта налоговой проверки установлены  Министерством РФ по налогам и  сборам.

Акт налоговой проверки вручается  руководителю организации - налогоплательщика  под расписку.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными  в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих  в двухнедельный срок со дня получения  акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

По истечении срока, в  течение 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт налоговой  проверки, а также документы и  материалы, представленные налогоплательщиком.

Материалы проверки рассматриваются  в присутствии главного бухгалтера проверяемого предприятия. О времени  и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение налогового правонарушения.

В решении о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной  проверкой, документы, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за конкретные налоговые  правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

На основании вынесенного  решения о привлечении налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику  направляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, задолженности бюджету и штрафных санкций.

По выявленным налоговым  органом нарушениям, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные  лица налогоплательщиков - организаций привлекаются к административной ответственности, составляется протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговым органам в соответствии с Кодексом РФ об Административных правонарушениях. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций, производятся должностным лицом суда.

1.4. Основные недостатки в налогообложении доходов физических лиц в России и анализ зарубежного опыта.

 

Почти во всех странах базой для исчисления налога является совокупный годовой  доход, в который засчитываются  доходы от разных источников. Обычно в  налоговую базу включаются заработная плата работника по найму, дополнительные выплаты, доплаты, премиальные и  другие вознаграждения. В последнее  время развитые страны включают в  налоговую базу льготы и блага  в товарно-материальной форме в  виде привилегий на право пользования  какими-либо объектами. В Австралии  и Новой Зеландии в налоговую  базу включаются предоставление компанией  безвозмездно автотранспорта, жилища, питания, займа по льготной ставке, товаров со скидкой в цене и  т.д. Налогом облагаются условные доходы от владения домом, в котором проживают  налогоплательщик и его семья (в  скандинавских странах, Бельгии, Греции, Италии, Нидерландах и т.д.), пенсии во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, кроме  Турции), выплаты по безработице (в  Австралии, Люксембурге, Норвегии, Великобритании, Финляндии и в некоторых других странах).

В мировой  практике ставки НДФЛ, как правило, построены по сложной прогрессии.

В последние  годы в мировой практике налогообложения  происходит снижение максимальных и  минимальных ставок и сокращение групп доходов, облагаемых по определенной ставке.

Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп обложения налогом  по ставкам от 14 до 70%. В настоящее  время действуют только две ставки[12, с.141].

В странах  Европы и Америки основным вычетом  из совокупного дохода является не облагаемый налогом минимум, равный минимальному прожиточному минимуму. Этот постулат вытекает из принципа обложения  налогом "чистого" дохода, то есть не должна облагаться налогом сумма, необходимая (в минимальном размере) на поддержание здоровья и жизнедеятельности  граждан.

Особенностью  этих скидок является то, что они  определяются в фиксированных абсолютных суммах или в процентах от дохода. Их величина не связана с какими-либо фактическими расходами налогоплательщика.

В мировой  практике применяются и другие вычеты и скидки, связанные с расходами  налогоплательщиков на цели, определенные законодательством. Например, почти  во всех странах предоставляются  вычеты, связанные с расходами  на детей.

Таким образом, стандартные вычеты в суммах 3000 руб., 1400 руб. и 500 руб. применяемые в российском налоговом законодательстве, представляют собой не облагаемый налогом минимум доходов для определенных социальных групп граждан и не в полной мере отвечают мировой практике ни по их размерам, ни по кругу налогоплательщиков, которому они предоставляются. Это вынужденная мера, так как наша экономика только начинает перестраиваться в рыночную, и уровень жизни россиянина намного ниже, чем в странах Европы и Америки.

Таким образом, в НК РФ заложены принципы стандартных вычетов, по сути, но не по размерам, почти соответствующие мировой практике.

Во многих странах суммы благотворительных  взносов исключаются из налоговой  базы. Например, благотворительные  взносы исключаются из налоговой  базы полностью - в Австрии, Греции, Норвегии, определенный предел для  них установлен в Канаде, Бельгии, Франции и других странах. Имеется определенный "потолок" в предоставлении налоговой скидки по расходам на медицинские цели в Финляндии и Японии, а в Германии и Греции они предусмотрены в полном объеме. Похожая норма есть и в НК РФ.

Вместе  с тем по данным фонда "Общественное мнение", 58% россиян считают действующую  в стране налоговую систему несправедливой к людям, честно зарабатывающим свои деньги.

Информация о работе Анализ налогового администрирования налога на доходы физических лиц