Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике и налоговой системы РФ.
Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть курсовой работы содержит две главы.
В первом разделе рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.
Региональные налоги. Налог на имущество предприятий и лесной налог устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей территории. При этом конкретные ставки налогов определяются региональными органами государственной власти или устанавливаются законодательными актами РФ. К региональным налогам, взимаемым с предприятий, и бюджетам их зачисления относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, региональные лицензионные сборы, налог на использование региональной символики.
Местные налоги и сборы. Из местных налогов для предприятий общеобязателен только земельный налог. Кроме того, местными налогами, взимаемыми с предприятий, являются: налог на рекламу, гостиничный налог, местные лицензионные сборы.
Помимо налогов, направляемых в бюджет, предприятия должны начислять и перечислять единый социальный налог, направляемый во внебюджетные фонды.
Для правильного разграничения понятий налога, сбора, пошлин и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки, которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории.
1. Первый сущностный признак
налога - императивность (предписание
налогоплательщику со стороны
государства, требование
2. Второй признак – смена собственника. Через налоги доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
3. Третий признак налогов –
безвозвратность (налоговые
Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти - в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платеж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платеж, удовлетворяющий трем приведенным выше значимым характеристикам, поступает не в пользу институтов публичной власти, то он считается не налогом, а парафискалитетом.2
В российском налоговом законодательстве налог и сбор разграничены (ст. 8 Налогового кодекса РФ, часть первая).
Подводя краткий итог главы, можно отметить что, налоги как экономическая категория носят исторический характер. Они изменялись вместе с развитием государств. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством и носит принудительный характер. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.
1.2 Налоговые ставки и методы налогообложения
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка.
Налоговая ставка представляет собой сумму налога, подлежащую уплате, приходящуюся на единицу налогообложения. В зависимости от типа группировки налоговые ставки могут различаться:
Адвалорные (процентные) ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения. Например, ставка налога на прибыль (в федеральной ее части) составляет 5% с каждого рубля полученной и подлежащей налогообложению прибыли.
Наиболее яркий пример использования сочетания специфических и адвалорных ставок - обложение акцизами. Основные категории подакцизных товаров, такие, как алкогольная и табачная продукция, облагаются с использованием твердых, или специфических ставок.
Предельные налоговые ставки - это номинальные налоговые ставки, указанные в соответствующих законодательных актах.
Фактическая (или средняя) налоговая ставка представляет собой отношение реально уплаченной суммы налога к расчетной величине налоговой базы.
Экономическая ставка налога - это отношение всей суммы уплаченного налога ко всему полученному доходу налогоплательщика.
С проблемой установления налоговых ставок непосредственно связан применяемый в каждом конкретном случае метод налогообложения, т.е. порядок изменения налоговой ставки в зависимости от роста налоговой базы.
Выделяют следующие методы налогообложения:
Равное налогообложение предполагает установление фиксированной суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговыми ставками и налоговой базой. Примером такого равного налогообложения может служить подушный налог, исторически один из наиболее ранних. В Японии, например, взимается 3200 иен в год с каждого жителя, а во Франции этот налог задействован в качестве одного из источников формирования местных бюджетов.
Пропорциональное
Большинство российских налогов строятся на основе пропорционального метода. Так, налог на прибыль предполагает установление единой ставки (не зависящей от величины полученной прибыли): 5% - федеральная составляющая, 17% -максимально возможная ставка субъектов Федерации и 2% -муниципальная составляющая налоговой ставки. С 2001 г. налог на доходы физических лиц в России также взимается на основе пропорционального метода налогообложения.
Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения используется, как правило, при обложении доходов и реже при обложении имущества. Выделяют несколько возможных подходов к построению прогрессии в налогообложении:
В рамках моделей налогообложения самостоятельное направление представляет регрессивное налогообложение. Строго говоря, регрессивное налогообложение можно рассматривать как разновидность прогрессивного, но предполагающего отрицательный коэффициент прогрессии. При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается. В чистом виде данный метод в современной экономической практике встречается крайне редко. Тем не менее российская налоговая система начиная с 2001 г. использует регрессивный метод налогообложения при установлении единого социального налога. Однако если рассматривать не номинальные (предельные) налоговые ставки, а экономические и соотносить сумму уплаченных налогов с общим объемом доходов налогоплательщика, то среди современных налогов можно найти много регрессивных, в том числе практически все косвенные налоги - НДС, акцизы, таможенные пошлины.
Строго говоря, регрессивность налогообложения косвенными налогами имеет место в отношении не налогоплательщиков (каковыми являются предприятия и иные юридические лица), а носителя налогов - населения. При прочих равных условиях, чем ниже уровень доходов того или иного человека, той или иной социальной группы, тем большую долю в его доходах составляют косвенные налоги.
Глава 2. Проблемы эффективности налогообложения и пути их решения
2.1 Проблема оптимизации налогообложения и кривая Лаффера
В последние годы принята целая серия законов о налогообложении и его совершенствований. В 1992 г. принят закон о едином налогообложении граждан России с обязательной декларацией своих доходов. В нем сделана попытка внедрения дискретности прогрессивности в налоговую систему, чтобы менее обеспеченнее слои населения платили меньше налогов, чем более обеспеченные, В том же году приняли Закон "О налоге на прибыль предприятий». В нем предусматриваются различные льготы. Так налогом не облагаются прибыли предприятий, направляемые на реконструкции производства, обновление основного капитала, освоение нового производства и т.д. Безусловно, налоговые льготы подают предприятия, работающие на развитие социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, отдыха, спорта и т. д. Не будем забывать, что все эти льготы вводятся ради стимулирования этих отраслей и сфер народного хозяйства.
Налоговая система предусматривает взимание 32 % налога с прибыли предприятий, с дивидендов на ценные бумаги — 15 % и с доходов инвестиционных организаций — 45 %. Но вот как складывается реальная картина. Налоговая система России имеет три уровня (федеральные, региональные, местные налоги). Однако принимаются многочисленные поправки и изменения в системе налогообложения, которые делают ее громоздкой и менее гибкой.
В России, налоги на потребление (косвенные плюс акцизы). НДС взимается по закону в размере 20% от вновь созданного продукта, реально же его исчисляют от стоимости продукции , так что он значительно выше. Нигде, кроме России, нет аккордных налогов: на содержание жилищного фонда, милиции, уборку территории и т.д. Выплачиваются они независимо от доходов предприятий. Аккордные налоги забирают до 5,7 % их доходов. Аналогично – специальный налог. Никто не знает, что это такое, но платить его надо. Формулировка у него интересная - "в фонд поддержки важнейших отраслей народного хозяйства". До 3 % доходов предприятий. В целом российские предприятия выплачивают до 85-90% своей прибыли. А ведь кривая Лаффера, показывающая зависимость доходов госбюджета от налоговых ставок, отчетливо говорит, что высокие налоги снижают доходы бюджета (рис1.).
Вопрос о размерах критического налогообложения давно волнует политиков, ученых, практиков. Исследуя связь между величиной ставки налогов и поступлением в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Он попытался теоретически доказать, что при ставке подоходного налога выше 50% резко снижается деловая активность фирм и населения в целом. Основные точки для анализа:
Кривая Лаффера обозначает соотношение между динамикой доходов государства и его налогообложением. Получается, что чем больше налоги, тем больше и доход государства. Но когда налоги слишком высоки, многие предприятия не могут работать – им не хватает средств на оплату всех актов. Соответственно, начинается кризис предприятий, а правительство вынуждено уменьшить налогообложение, чтобы кампании могли функционировать.
На графике на оси ординат откладываем доходы госбюджета, на оси абсцисс - налоги. Хорошо видно, что при определенном высоком уровне налогов предприниматели лишаются возможности эффективного накопления, расширения производства, а следовательно, и стимула делать это. Производство сокращается, сокращаются прибыли, а вслед за этим сокращается и база налогообложения, и доходы бюджета уменьшаются.
Если же налоговые ставки сократить, то произойдет уменьшение доходов госбюджета только в кратковременном периоде. Но через год-два из-за быстрого расширения базы налогообложения при тех же налоговых ставках доходы госбюджета быстро возрастают, а главное они будут гарантированными и прогнозируемыми.
В точке с доходы государства максимальны. На график она соответствует ставке налога примерно в 45 %. А вот в точках а и b доходы госбюджета будут одинаковыми. В точке b ставка налога соответствует примеру 60 %, но, в силу названных выше причин, доходы государства соответствую точке а, где ставка налога примерно 35 %. По замыслу налогового управление при ставке налога b1, доходы государства должны соответствовать уровню доходов b'-b, на самом же деле находятся на уровне а'. Отрезок а'- b'' на оси ординат характеризует потери государства от недополучения налогов, которым соответствует сокращение производства с точки b1; до точки а1 на оси абсцисс - потери производителей и потребителей.