Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:48, курсовая работа
Одним из ключевых понятий в законодательстве о налогах и сборах является налоговый контроль. Эффективный и объективный налоговый контроль является необходимым условием функционирования любой налоговой системы.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Теоретические основы налоговой проверки ………………………………….. 5
Понятие выездной налоговой проверки ………………………………….. 5
Методы и приемы выездной налоговой проверки ………………………. 7
Подготовительные стадии проведения налоговой проверки …………… 8
Анализ проведения выездной налоговой проверки ………………………… 12
Основные этапы проведения проверки…………………………………...12
Сравнительный анализ работы налоговый органов по Томской и
Новосибирской области ………………………………………………….. 15
Вынесение решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки ……………………………………………………………… 23
Пути совершенствования налоговой проверки …………………………… 27
Заключение ……………………………………………………………………… 30
Библиографический список ……………………………………………………. 31
Приложение ………………………………………………………………………. 33
Основанием для проведения проверки является решение, подписанное либо руководителем налогового органа, либо его заместителем (ст. 89 НК РФ). [Приложение 1]. В данном решении указываются:
– наименование налогового органа, номер и дата решения;
– наименование налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у которого назначается проверка, и его ИНН (в случае назначения выездной проверки филиала или представительства помимо наименования самой организации указывается наименование филиала или представительства и вод причины постановки на учёт по месту его нахождения);
– период, за который проводится проверка, и вопросы, подлежащие выяснению (виды налогов, по которым проводится проверка);
– должности и классные чины либо специальные звания всех без исключения лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе привлекаемых к проверке сотрудников федеральных органов налоговой полиции и иных правоохранительных и контролирующих органов.
От того, насколько правильно заполнены данные реквизиты, зависит в конечном итоге, правомерность проведения выездной проверки и полномочность членов проверяющей группы.
Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:
В целях обеспечения координации действий участников выездной (повторной выездной) налоговой проверки непосредственно перед ее началом должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов "С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты. В случае отказа руководителя организации или индивидуального предпринимателя от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце документа производится соответствующая запись, заверенная подписью должностного лица налогового органа. Это первый этап проведения проверки.
Второй этап. Инспектор обязан предъявить требование о представлении необходимых документов. Такое требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих инспекторов.
Третий этап – непосредственно сама проверка. Этот этап занимает самый большой промежуток времени и является самым напряженным.
Данный этап включает в себя:
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол. Перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.
Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых для осуществления предпринимательской деятельности территорий или помещения проверяемого лица либо осмотр объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате. В случае отказа проверяемого лица подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись.
Осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия. О производстве осмотра составляется протокол.
Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.
Экспертиза
назначается в случае, если для
разъяснения возникающих вопрос
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.
Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.
Четвертый этап – это когда результаты проверки примерно уже известны сторонам и инспектор удалился к себе в инспекцию для написания акта по результатам проверки. Хочется выделить этот этап отдельно, потому что именно в этот период возможны встречные проверки, всевозможные запросы, решения о приостановлении проверки, привлечение представителей иных служб «в погонах» для помощи в поисках чего-то того, на что можно начислить налоги и пени. Если все прошло благополучно, то по окончании этого этапа акт по итогам проверки уже готов.
Новосибирской области
Налоговые органы в ходе работы обязаны постоянно вести строгую отчетность о своей работе, в том числе о результатах проводимого налогового контроля. Приказами ФНС России утверждены 2 формы отчетности:
В этих отчетах отражается информация о количестве проведенных проверок и суммах доначислений как в целом, так и отдельно по каждому виду налогов и платежей во внебюджетные фонды.
Динамика проведения камеральных налоговых проверок в Новосибирской области представлена в таблице 1:
Таблица 1
1 квартал 2012 |
2 квартал 2012 |
3 квартал 2012 | |
Количество
проведенных камеральных |
80 321 |
101 491 |
56 186 |
из них выявивших нарушения |
21 946 |
28 233 |
19 217 |
% |
3,85% |
4,37% |
3,98% |
Доначислено (руб): |
93 748 |
98 218 |
96 019 |
Налоги |
61 381 |
67 571 |
61 463 |
Пени |
11523 |
14371 |
12725 |
Штрафы |
20844 |
16276 |
21831 |
Динамика проведения выездных налоговых проверок в Новосибирской области представлена в таблице 2:
Таблица 2
1 квартал 2012 |
2 квартал 2012 |
3 квартал 2012 | |
Количество проведенных выездных проверок |
253 |
278 |
267 |
из них выявивших нарушения |
126 |
131 |
128 |
49,8% |
47,12% |
47,94% | |
Доначислено (руб): |
274 540 |
366 442 |
191 561 |
Налоги |
190 607 |
285 748 |
115 682 |
Пени |
7 430 |
7 184 |
6 565 |
Штрафы |
76 503 |
73 510 |
69 314 |
Наглядно динамику проведения выездных налоговых проверок по Новосибирской области можно увидеть на рис 2.1: