Выездные налоговые проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы исследовать сущность выездной налоговой проверки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с понятием выездной налоговой проверки;
- изучить предмет, порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок;
- проанализировать составление плана проведения выездной налоговой проверки, а также рассмотреть порядок проведения осмотра помещений проверяемой организации, и разобрать порядок составления акта при оформлении результатов выездной налоговой проверки.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги 2 (1).docx

— 61.05 Кб (Скачать файл)

- анализируется почерк в различных частях документа или различных документов, осматриваются подписи, выполненные от имени различных лиц.14

При наличии признаков  самодельного изготовления документа  или внесения изменений в его  содержание во всех случаях проводится криминалистическое исследование документа  с помощью специалистов.

Изучается логическое соответствие всех реквизитов между собой:

- совпадение или различие  дот;

- содержание текста и  оттисков печати и штампов;

- соответствие практической  возможности выполнить указанные  в документе действия за определенный  промежуток времени определенным  количеством лиц с помощью  или без помощи технических  средств;

- оценивается реальная  возможность протекания событий  (процессов, указанных в документе).

Выполняется арифметическая проверка цифровых записей документа. При этом учитывается, что несоответствия в итогах при подсчете денежных сумм чаще всего могут быть вызваны:

  1. Приписками штрихов к первоначально исполненным цифрам (например, цифра «1» путем дописки превращается в цифру «4»);
  2. Допиской цифр впереди выполненного числа, что приводит к увеличению его разряда (например, когда первичная запись – число 62 – путем дописки преобразуется в 162).

Сделанные записи сопоставляются со смыслом хозяйственных операций, так как приписки и дописки  могут вызвать несоответствие:

- между общей массой  всего товара и массой одного  места (упаковки);

- между массой всего  товара и количеством мест (упаковок);

- между количеством груза,  выраженного в кубических метрах, и его массой, а также между  ними и грузоподъемностью транспортного  средства (автомобиля, погрузчика и  т.д.).

Следует отметить, что может  проводиться как сплошная, так и выборочная проверка документов. Могут исследоваться документы как на машинных, так и бумажных носителях с точки зрения правил оформления, соответствия содержания законодательству, а также может проводиться арифметическая проверка.

При отказе налогоплательщика  добровольно выдать документы проводится выемка документов, причем допускается  вскрытие помещений, сейфов.

Выемка документов осуществляется на основании постановления, которое  может быть утверждено руководителем  налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

По общему правилу, изымаются  только копии документов. В ряде случаев это требование не соблюдается, и производится изъятие подлинных  документов. При изъятии подлинников  налоговые органы снимают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые  документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или в прилагаемых к нему описях. При этом должны быть приведены наименование, количество, признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.

Налогоплательщик может  удостовериться с том, что изъятые  документы пронумерованы, прошиты, скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать представление копии акта изъятия документов.15

Выемка документов, так  же как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляются  протоколом и проводятся с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых  органов).

 По итогам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговый органов в обязательном порядке составляется Акт выездной налоговой проверки, в котором фиксируются ее результаты. Этот документ составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй – в установленном порядке вручается руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) либо их представителям. Если при проведении проверки участвовали сотрудники органов внутренних дел, составляется третий экземпляр, который направляется в соответствующий орган внутренних дел  .

Акт выездной налоговой проверки оформляется при любом исходе проверки (даже если у налогоплательщика  не обнаружено никаких нарушений). В  нем указываются конкретные обстоятельства, связанные с проверкой, в том  числе ссылки на документы, исследованные  в ходе проверки, обстоятельства, установленные проверкой, выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика состава налогового правонарушения и т.д.

При этом каждый установленный  в ходе проверки факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть проверен полно и всесторонне, а  изложенные в нем обстоятельства – основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь  отношение к излагаемому факту. Также в Акте должны быть указаны все действия налогового органа по осуществленным мероприятиям налогового контроля.

Акт выездной налоговой проверки составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов в течение  двух месяцев со дня составления  справки о проведенной выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). Таким образом, наличие на руках  налогоплательщика справки о  проведенной проверке является важным обстоятельством, ведь именно с момента  составления справки начинают исчисляться  сроки составления акта проверки.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Пути совершенствования  проведения выездых налоговых  проверок

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок.

Проблема рационального  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях массовых нарушений  налогового законодательства, характерных для современной  России.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Наиболее перспективным  выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами внутренних дел. Результативность их очень  высокая, поэтому дальнейшее продолжение  совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких  проверок.

Также одной из действенной  формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Как показывает анализ практики контрольной работы  налоговых  органов России, в настоящее время  получили мировое распространение  факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения  бухгалтерского учета, ведения его  с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение  размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

Действующее законодательство практически не предоставляет налоговым  органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании  использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые  содержатся в бухгалтерской отчетности в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать ,широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1. Метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяются на две части:

- учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

- учет произведенного  и личного потребления за отчетный  период.

 

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании  прироста имущества неизвестного происхождения  делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов  за отчетный период.

2. Метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

 

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами.

Количество набранных  баллов может служить основанием для вывода о его служебном  соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой  для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в  части наиболее оптимального распределения  нагрузки между отдельными инспекторами.

Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.       

 

 

 

 

 

Заключение

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и  налоговыми органами возникает при  проведении налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка наиболее «тяжело переносится» налогоплательщиком, так как связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых  органов на проверяемом предприятии  и истребованием первичной документации налогоплательщика, что в свою очередь, может серьезно повлиять на текущую  работу предприятия.

Налогоплательщики обязаны  вести в установленном, согласно законодательству и инструкциям, порядке  учет данных, поэтому при использовании  компьютерной техники они должны организовывать действие систем документооборота и бухгалтерского учета таким  образом, чтобы они соответствовали  требованиям закона. Ведь именно соответствия предписанным нормам добиваются от налогоплательщиков налоговые органы.

Любая проверка, а в особенности  налоговая, вносит определенную дезорганизацию в работу предприятия, так как  для обеспечения деятельности проверяющих  необходимо отвлекать от основной работы сотрудников бухгалтерии и юридической  службы, да и сам факт нахождения проверяющего на предприятии создает  определенную нервозность, что не лучшим образом отражается на работоспособности.  
Однако даже, если результаты проверки оказались «отрицательными» для организации-налогоплательщика – еще не все потеряно! 

Все действия должностных  лиц налоговых органов, проводящих проверку, могут быть обжалованы в  суде, так же, как и решение  о привлечении налогоплательщика  к ответственности и иные акты налогового органа. Причем под актом  налогового органа в данном случае понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

При проведении налоговой  проверки налогоплательщику необходимо внимательно изучать документы, предъявленные налоговыми инспекторами: решение о проведении проверки, требования и т.д. Несоблюдение формы документа, его изъяны могут оказаться существенной аргументацией в суде со стороны  налогоплательщика при возникновении  налогового спора. По возможности необходимо налогоплательщику делать и оставлять  при себе копии этих документов. 

При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые  были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей  доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных  в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов  производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки. 

Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так  и проверяющей стороны позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения ее результатов, вынесения решения  по проведенной налоговой проверке и привлечении или непривлечении  к ответственности при выявлении  каких-либо нарушений законодательства. 

Зачастую причиной возникновения  конфликтов является плохая информированность  налогоплательщиков о содержании и  процедуре налоговых проверок. Поэтому  налогоплательщикам так необходимо быть осведомленным и компетентным в этой области.

Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так  и проверяющей стороны, позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или не привлечении к ответственности при выявлении каких – либо нарушений законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2011.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010.
  3. Налоговый кодекс российской Федерации. – М.: Проспект, КноРус, 2012.
  4. Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П., Харламов М.Ф. налоговое право. 3-е изд.-М.: Высшее образование, 2011.
  5. Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010.
  6. Туробова Т.Е. Совершенствование механизма проведения налоговых проверок // Право и экономика. 2010г
  7. Лермонтов Ю.М. Выездная налоговая проверка// Аудит и налогообложение. 2011г.
  8. Лермонтов Ю.М. Выездная проверка как форма налогового контроля// Аудиторские ведомости. 2007г.-№2.
  9. Мешик Ю.П. Процедуры проведения налоговых проверок// Аудиторские ведомости.2010г.
  10. http://www.nalogkodeks.ru/- Налоговая политика и практика
  11. http://www.gks.ru/- Федеральная служба государственной статистики
  12. http://www.nalog.ru/- Федеральная налоговая служба
  13. http://www.consultant.ru/- КонсультантПлюс
  14. http://www.kadis.ru/- «КАДИС» правовой портал
  15. http://www.minfin.ru/- Министерство финансов Российской Федерации
  16. http://www.econ-profi.ru/- Налоговый контроль

Информация о работе Выездные налоговые проверки