Генезис понятия "налог"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:32, реферат

Краткое описание

Понятие "налог" существовало еще в древние века. Не смотря на то, что налоговые формы были варварскими, например, трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др., налоги считали необходимым и полезным явлением в обществе. Появление этого понятия связано с самыми первыми потребностями общества. Со временем общество развивалось и поэтому налоговые формы также менялись, стремясь к их современному содержанию. Экономисты, философы и государственные деятели разных эпох были озабочены проблемами налогообложения.

Содержание

Введение 3
2. Возникновение налогообложения России4
2.1Налоги Древней Руси
2.2 Налоги средневековой Руси
2.3 Налогообложение в 18-начале 20 веках
3. Заключение13
4. Примечание14
5. Список использованной литературы15

Вложенные файлы: 1 файл

Генезис понятия _налог_.docx

— 1.46 Мб (Скачать файл)

  Что касается прямых  податей, то главным объектом  обложения служила земля, а раскладка  налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

 Со времени Ивана  Грозного в промышленных местах  раскладка податей стала производиться  не по сохам, а «по животам и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком.

     Кроме обычных  прямых податей и оброка, при  Иване Грозном широко  практиковались целевые налоги. Такими были ямские деньги, стрелецкая подать для создания регулярной армии, полоняничные деньги — для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в плен.

 Раскладка и взимание  податей производились самими земскими общинами посредством выборных окладчиков. Они наблюдали, чтобы налоговые тяготы были разложены равномерно «по достатку», для чего составлялись так называемые «окладные книги».

 Главными из косвенных  налогов оставались торговые  пошлины, взимаемые при любом  передвижении, складировании или  продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены; судебные пошлины.

  Торговые пошлины  очень часто отдавались на  откуп, что служило серьезным  препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного  усложнения, придирок и вымогательств  со стороны откупщиков и нанятых  ими сборщиков.

  В 1571 г. была дана таможенная  новгородская грамота о сборе  пошлин на Торговой стороне  в государевой опричнине. И здесь  новгородцу дается преимущество  перед иногородними. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу.

 В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов гостиных и лавок. В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

  В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства, помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. и меха сибирской области. Различные городские пошлины — торговые, питейные, судебные, банные — приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы — Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.

      Политическое  объединение русских земель относится  к концу XV в. Однако стройной системы  управления государственными финансами  не существовало еще долго. Большинство  прямых налогов собирал Приказ  большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функции приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV — XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

   Несколько упорядочена  она была в царствование Алексея  Михайловича (1629—1676), создавшего в 1655 г. "Счетный приказ". Проверка  финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных  книг позволили довольно точно  определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов — 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб.  Вообще после смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом.

 Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне — по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов — по 2 деньги. Стрелецкая подать была при Иване Грозном незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот — неокладные сборы.

  Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям. Правительство Алексея Михайловича прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. Таким образом прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать прямые налоги стало сложно. И тогда была предпринята попытка поправить финансовое положение с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. на пуд. Кстати, эту меру применяли и в других странах. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно.

  Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее население. Оно кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.

  В России соляной налог  пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась  работа по упорядочению финансов  на более разумных основаниях.

  Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав. Внешняя таможенная пошлина была установлена в 8 денег с рубля и в 10 денег с рубля, т. е. 4 и 5%. Иностранцы платили, кроме того, 12 денег с привозимых и вывозимых товаров таможенную пошлину и еще 4 деньги с рубля проезжую пошлину. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12—13%, для русских, вывозивших товары за границу — 4— 5%, т. е. Торговый Устав имел явно протекционистский характер.

   В 1667 г. ставки были уточнены  Новоторговым Уставом. Сохранилась  пошлина в 8 и10 денег с рубля  для русских и плюс  12 денег с рубля, для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранец платит еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

   Большое распространение  получил введенный несколько  ранее налог на имущество. Он  взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

        Таким образом, в 16-17 веках  налогообложение на  Руси было упорядочено и приведено  в систему. Налоги становятся  основным источником бюджета. Были  созданы специальные органы, в  компетенцию которых входил контроль за фискальной деятельностью приказов, за выполнением доходной части бюджета.

 

2.3 Налогообложение в 18-начале 20 веках.

     В России  при преемниках Петра I экономика(финансы) страны начала падать. Ну дно было срочно найти решения для того, чтобы резко увеличить финансы страны, но который вряд ли можно признать полезным в целом. Поэтому в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два года откупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство, злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки.

   Более одной трети  государственных расходов поглощала  армия. В середине 60-х годов подушная  подать целиком в соответствии  еще с распоряжениями Петра  I направлялась на содержание войска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов.

        В  начале прошлого века политические  события в Европе, война с Наполеоном  требовали постоянного напряжения  всех ресурсов России, в том  числе финансовых. В 1809 г. расходы  государственного бюджета в два  раза превышали доходы. В  это время была разработана программа финансовых преобразований — «план финансов», связанная с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М. Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза. Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную часть государственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственных расходов. Думается, что до сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М.Сперанским и утвержденные Государственным Советом России в августе 1810 г. Они заключаются в следующем. Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:

  1) по ведомствам;

  2) по степени нужды в них — необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные — кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные — кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные — кои употребляются на предметы для правительства посторонние;

  3) по пространству  — общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

  4) по предметному назначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;

  5) по степени постоянства — стабильные и меняющиеся издержки5.

 Через несколько лет после  «плана финансов» появился в  России первый крупный труд  в области налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818 г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт. Все богатства народные, — считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главных источников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечения богатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различных орудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денег называется капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников дохода общественного, а именно:

  1. из дохода от земли,
  2. из дохода от капиталов,
  3. из дохода от работы.

         Говоря  о сознании народного богатства, автор подчеркивает, что «выгоды владельцев земли всегда тесно соединены с выгодами всего государства; почему Правительства при введении перемен, касающихся до благосостояния всего народа, должны более всего сообразовываться с выгодами помещиков и земледельцев»6. Иногда Правительство, налагая большие подати на предметы роскоши, думает, что сии подати не причинят вреда никому кроме богатых и роскошных людей, но сии богатые люди без труда, отказываются от потребления таких предметов, те же, кои занимались перерабатыванием и продажею оных, вследствие уничтоженного требования, должны оставлять свои занятия, приниматься за другие или приходить в разорение»7. Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен); регалии; собственно налоги в их современной трактовке. Во второй половине 19 века большое значение приобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882 году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк-плата крестьян за пользование землей.  С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, и т.д.

 

Заключение

Система налогообложения развивалась, менялась и складывалась на протяжении всей  истории  человечества. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.  Средневековый философ Фома Аквинский,  определил налог как «дозволенную форму» грабежа, не отрицая, правда, существования «грабежа без греха», когда собранные платежи употребляются на «всеобщее благо». Возможно, такой подход теолога к сугубо финансовым проблемам вытекал из его религиозного постулата, что «всяческое зло может быть возведено к некоторой благой причине. Бесспорно, полностью отрицать возвратность налога вообще было бы абсурдно. Так или иначе, казна удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Что бы и кто бы ни финансировался в дальнейшем за счет налоговых платежей, следует считать, что факт их возврата плательщикам обязательно состоялся, даже если принять во внимание все моменты перераспределения доходов. И вывод таков: человечество пока еще не изобрело, да и не могло объективно изобрести, системы справедливого налогообложения. И все-таки сама эта справедливость должна опираться на полную возвратность налогов. Конечно, не считая издержки обращения. Возвратность по отношению к обществу в целом, к тем, кто действительно своим трудом, физическим или умственным, создает общественное богатство, материальное и нематериальное, и, наконец, к тем, чьи услуги являются необходимыми с точки зрения общества, а не к тем, кто их ему предлагает. Отсюда, собственно говоря, сама степень справедливости должна определяться степенью возвратности.

Информация о работе Генезис понятия "налог"