Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа
Рассматриваемая в курсовой работе тема достаточно актуальна в настоящее время, поскольку нерешенность ряда важных проблем налогообложения сдерживает развитие рыночных отношений, а также в целом социально-экономические преобразования в стране. Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга физических и юридических лиц, облагаемых налогами.
Цель написания курсовой работы состоит в комплексном анализе законодательного регулирования налогообложения в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификация правовых принципов налогообложения…………5
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения
в Российской Федерации……………………………………………………………8
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……..17
2.1 Нормативно-правовые акты о налогах и сборах……………………………..17
2.2 Пути совершенствования налогообложения России………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42
3) соглашения по вопросам
избежания двойного
4) соглашения, регулирующие
вопросы взимания косвенных
5) соглашения о сотрудничестве
и взаимной помощи по вопросам
соблюдения налогового
Модельная конвенция ОЭСР
об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы
и капитал, которая используется
многими государствами при
Законодательство о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК РФ):
– по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
– возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отношении таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных НК.
Законодательство
о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и
В состав законодательства о налогах и сборах входят:
– законодательство РФ о налогах и сборах;
– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
– нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.
Введение
в текст НК понятия «законодательство
о налогах и сборах» и
Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие категории: специализированные федеральные законы, содержащие текст НК; законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения; федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере; федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов; отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.
К актам законодательства о налогах и сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.). Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.
При установлении региональных
налогов законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются
в порядке и пределах, которые
предусмотрены НК РФ, следующие элементы
налогообложения: налоговые ставки,
порядок и сроки уплаты налогов,
если эти элементы налогообложения
не установлены НК РФ. Иные элементы
налогообложения по региональным налогам
и налогоплательщики
Законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации законами о
налогах в порядке и пределах,
которые предусмотрены НК РФ, могут
устанавливаться налоговые
Местными налогами признаются
налоги, которые установлены НК РФ
и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований о налогах и
Местные налоги вводятся в
действие и прекращают действовать
на территориях муниципальных
Земельный налог и налог
на имущество физических лиц устанавливаются
НК РФ и нормативными правовыми актами
представительных органов поселений
(муниципальных районов), городских
округов о налогах и
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 указанной статьи. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.
При установлении местных
налогов представительными
НК РФ устанавливаются
специальные налоговые режимы, которые
могут предусматривать
Статья 13 НК РФ устанавливает федеральные налоги и сборы. К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог; сборы за
пользование объектами
Статья 14 НК РФ устанавливает региональные налоги. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
Статья 15 НК РФ устанавливает
местные налоги. К местным налогам
относятся: земельный налог; налог
на имущество физических лиц. Согласно
статье 16 НК РФ, информация и копии
законов, иных нормативных правовых
актов об установлении, изменении
и прекращении действия региональных
и местных налогов направляются
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами
местного самоуправления в Министерство
финансов Российской Федерации и
федеральный орган
Статья 17 НК РФ устанавливает общие условия установления налогов и сборов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
объект налогообложения;
налоговая база; налоговый период;
налоговая ставка; порядок исчисления
налога; порядок и сроки уплаты
налога. В необходимых случаях
при установлении налога в акте законодательства
о налогах и сборах могут также
предусматриваться налоговые
Статья 18 НК РФ устанавливает
специальные налоговые режимы. Так,
к специальным налоговым
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ
2.1 Нормативно-правовые акты о налогах и сборах
Основополагающие положения налогового права, непосредственно закрепленные или вытекающие из Конституции РФ:
1) положение об обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
2) принцип единства
3) положения об установлении
федеральных налогов (ст. 71), а
также об установлении системы
налогов и общих принципов
налогообложения федеральными
4) правила об обязательности
заключения Правительства РФ
по законопроектам о введении
или отмене налогов,
5) принципы равноправия
субъектов РФ в принятии
Следует отметить приоритет Налогового кодекса РФ над другими федеральными законами о налогах и сборах. Несмотря на то, что установление приоритета кодифицированного акта перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами признавалось Конституционным Судом РФ при определенных обстоятельствах не противоречащим Конституции РФ, эта проблема с точки зрения системного подхода остается нерешенной. В частности, некоторыми учеными отмечается, что закрепленный в Налоговом кодексе РФ приоритет перед иными федеральными законами, принятыми после вступления его в силу, не соответствует одному из общепризнанных правовых принципов, согласно которому закон последующий отменяет закон предыдущий18.
Непризнание приоритета кодифицированного акта в данном случае негативно сказывается на стабильности правового регулирования налоговых отношений19.
Ключевые принципы регионального законодательства о налогах и сборах, которое в соответствующих случаях может приниматься в развитие положений Налогового кодекса РФ.
К ним, в частности, относятся:
1) установление единых
для всех субъектов РФ
2) установление одинаковых
требований для регионов в
области налоговой дисциплины
и юридических предпосылок к
формированию равного
3) ограничение действия
законов о налогах и сборах
субъекта РФ его налоговой
юрисдикцией, определяемой
Информация о работе Законодательное регулирование налогообложения в России