Однако в данном случае встает
этическая проблема определения равенства,
поскольку не всегда равенство может достигаться
путем сопоставления текущих доходов.
Возьмем, например, двух людей, работающих
на одном заводе, выполняющих одинаковую
работу и ползающих одинаковую зарплату.
У одного из них один ребенок, а другой
имеет на своем иждивении пятерых детей.
Можно ли считать их находящимися в равном
положении? По-видимому, нет.
Согласно принципу вертикальной
справедливости, лица, которые находятся
в неравном положении, должны находиться
в неравной налоговой позиции; иными словами,
кто получает больше от государства тех
или иных благ, тот должен больше платить
в виде налогов (принцип выгод). Однако
насколько справедлив принцип выгод, зависит
от того, на что тратятся государственные
средства, полученные через налоги. Так,
общеизвестно, что пожилые люди, с одной
стороны, имеют более низкие доходы по
сравнению с молодыми трудоспособными
людьми, но, с другой стороны, они чаще
прибегают к услугам государственного
здравоохранения. Принцип платежеспособности
говорит о том, что пожилые люди должны
платить более низкие налоги. В то же время,
согласно принципу выгод, пожилые люди
должны платить налогов больше, так как
они извлекают ббльшую выгоду за счет
государственного финансирования больниц
и клиник. Очевидно, что в данном случае
применение принципа выгод к пенсионерам
и лицам пожилого возраста будет несправедливым.
Если же рассматривать вопрос
финансирования строительства и ремонта
автомобильных дорог, то многие согласятся
с тем, что пользователи автомобильных
дорог и владельцы автотранспорта должны
отдавать больше других на содержание
автодорог. Так и делается - система федеральных
налоговых платежей в дорожные фонды (налог
на пользователей автомобильных дорог,
налог на реализацию горюче-смазочных
материалов, налог с владельцев автотранспортных
средств и др.) является основным источником
финансирования дорожного хозяйства страны.
Следует отметить, что выделение
«вертикальной» и «горизонтальной» справедливости
все же не решает одну из главных проблем,
существующих в налоговой сфере сегодня:
как определить степень справедливости
налогообложения?
3. С юридической точки
зрения, принцип справедливости
исходит из того, насколько обоснованно
законодатель урегулирует порядок
изъятия собственности у плательщиков,
а также каким образом соотносятся
между собой государство, собирающее
налоги, и лица, обязанные их платить.
Рассматривая проблему правовой
справедливости, необходимо отметить,
что современное налоговое законодательство
не дает ответа на вопрос о соразмерности
налогов. В этой связи представляется
неслучайным, что в условиях подобного
правового вакуума свое первое налоговое
дело Конституционный Суд России посвятил
именно вопросу справедливого налогообложения.
В Постановлении Конституционного
Суда от 4 апреля 1996 г. № 9-П «По делу о проверке
конституционности ряда нормативных актов
города Москвы и Московской области. Ставропольского
края, Воронежской области и города Воронежа,
регламентирующих порядок регистрации
граждан, прибывающих на постоянное жительство
в названные регионы»^ отмечается, что
справедливое налогообложение основано
на Конституции России и не должно лишать
граждан возможности реализовывать свои
конституционные права (право на собственность,
право на жилище и т. д.). Кроме того, налогообложение,
препятствующее реализации гражданами
их конституционных прав, должно быть
признано несоразмерным.
Несмотря на то что правовое
государство начинается с формального
равенства, равенство граждан все же нельзя
доводить до абсурда, ограничиваясь одним
лишь формальным равенством правовых
статусов. В современных условиях при
установлении и взимании налогов необходимо
учитывать большое число различных условий
и обстоятельств.
Что касается вопроса о соотношении
правового положения государства и плательщика,
то между ними должно быть состояние полного
равенства, поскольку в ст. 8 и 19 Конституции
России закреплено равенство в существовании
и защите всех форм собственности, в том
числе государственной и частной.
Однако в настоящий момент налоговое
законодательство нельзя назвать справедливым,
поскольку в приоритетном положении находится
государство в лице своих налоговых органов.
Так, например, налогоплательщик может
требовать возврата излишне уплаченных
налоговых платежей в течение трех лет,
в то время как налоговые органы могут
применять бесспорный порядок взыскания
недоимок по налогам с юридических лиц
в течение шести лет с момента образования
недоимки (п. 3 ст. II Закона об основах налоговой
системы). Кроме того, за неисполнение
налоговых обязательств налогоплательщик
несет строгую ответственность в виде
применения мер административной и уголовной
ответственности, а также уплачивает крупные
финансовые санкции даже без учета его
вины. В то же время за излишнее взыскание
налогов и необоснованное наложение штрафов
налоговые органы не несут практически
никакой ответственности.
Более того, уже само право налоговых
органов толковать законы, которое вытекает
из ст. 25 Закона об основах налоговой системы,
изначально ставит плательщика в неравное
положение по сравнению с налоговой инспекцией.
4. На основании вышеизложенного
можно сделать некоторые выводы
о практическом значении принципа
справедливого налогообложения. Если
провозгласить идею справедливости
в качестве базового постулата
российской налоговой системы, то
последствиями этого будет признание
законодателем и неуклонное следование
им указанным ниже положениям.
1. Бюджетная и налоговая
политика государства должны
строиться на началах перераспределения
налоговых платежей между плательщиками
с разными возможностями. Это
означает, что сама мысль об
«одинаковости в налогообложении»
ущербна и несостоятельна. Кроме
того, выбор направлений реформирования
системы налогообложения должен
производиться с учетом существования
среди налогоплательщиков самых
различных групп, объединяемых между
собой по способности одинаково
нести налоговое бремя. Справедливая
налоговая система не может
не учитывать, что крупные промышленные
предприятия и малые предприятия
- это плательщики с разными
возможностями, и их нельзя уравнивать
в том же вопросе по уплате
авансовых платежей по налогу
на прибыль и НДС. Кроме того,
необходимо выделять налоговые
возможности вновь создаваемых
предприятий и предприятий, функционирующих
на протяжении нескольких лет.
2. Для достижения справедливости
налоговая система должна быть
дифференцирована в части разновидности
тех или иных налогов. В любой
налоговой системе должны быть
налоги, ориентированные на финансирование
определенных государственных нужд.
плательщиками которых выступают лица,
больше других получающие блага от государства.
Приведенный выше пример финансирования
строительства и ремонта отечественных
автомобильных дорог является самым показательным
в этом плане.
В этой связи широко обсуждаемая
в США и Европе идея о введении так называемого
«единого налоги» (flat tax - плоский налог),
предусматривающая наличие одного фискального
платежа с отменой всех других налогов,
несостоятельна в части обеспечения справедливости
и равенства между членами общества.
3. Основной признак справедливой
налоговой системы - наличие льгот.
Льготы, представляющие собой определенные
преимущества (освобождения, скидки, изъятия,
отсрочки и т. д.) при исчислении
и уплате налоговььх платежей, являются
необходимыми элементами любой налоговой
системы. Кроме того, посредством налоговых
льгот осуществляется государственное
регулирование экономики страны.
Как указал в своем Постановлении
от 4 апреля 1996 г. № 9-П Конституционный
Суд России, итоговые законы должны предусматривать
определенные льготы, причем без прямой
увязки с доходами. Кроме того, при выборе
формы налогообложения любой законодатель
обязан исходить из принципа добра и справедливости,
а справедливые льготы отдельным гражданам
исправляют этические пороки формального
равенства между всеми гражданами.
В этой связи следует согласиться
с профессором Д. Черни-ком, который высказался
против «всемерного сокращения налоговых
льгот» при разработке концепции Налогового
кодекса^ Все-таки основное «зло» кроется
не в налоговых льготах как таковых, а
в их «неразборчивости» и непросчитанности,
возникающей вследствие конъюнктурного
или даже популистского, а не взвешенного
и научно обоснованного подхода (подробнее
см. § 8.8 настоящего пособия).
4. Методологической основой
принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярноеналогообложение.
Согласно классическому определению,
налоговая система является прогрессивной,
если после выплаты налогов неравенство
в экономическом положении плательщиков
сокращается. Фактически это достигается
посредством сложной прогрессии: размер
ставки растет вместе с объектом налогообложения,
но повышенная ставка применяется не ко
всему объекту, а только к сумме, превышающей
предельный уровень. Таким образом, при
пропорциональном обложении более состоятельный
плательщик платит в качестве налогов
большую долю своих доходов, чем менее
состоятельный плательщик.
Что касается шедулярного (классификационного,
парциального) налогообложения, то эта
методика подразделяет облагаемые объекты,
как правило, доходы, в зависимости от
источника их поступления на различные
группы - шедулы. К каждой шедуле применяются
свои правила и размеры налогообложения.
Шедулярная методика позволяет каждый
вид дохода облагать дифференцированно,
поэтому не случайно, что эта система используется
во многих государствах мира^.
5. С юридической точки
зрения, налоговые органы и налогоплательщики
должны иметь равные права
и равные возможности при защите
своих интересов. Кроме того, укреплением
принципа справедливости будет
выступать привлечение налогоплательщиков
к финансовой ответственности
в зависимости от степени их
вины в совершении налогового
правонарушения. В настоящее время
лица, злостно уклоняющиеся от
уплаты налогов, и плательщики, нарушившие
налоговое законодательство в
результате ошибки или по неосторожности,
несправедливо несут одинаковую
ответственность.
Справедливая система налогообложения
- идеальная мечта любого государства
и общества, которую пока не достигла ни
одна страна мира. К этой цели человеческая
цивилизация идет уже столетия, и впереди
у нее еще очень долгий путь. Несовершенство
системы налогообложения неизбежно вызывает
и будет вызывать критику любых фискальных
институтов общества. Однако независимо
от этого поиски путей рационального,
эффективного и справедливого налогообложения
должны продолжаться.
Заключение
Налоги
должны быть справедливы. Это положение,
высказанное еще Адамом Смитом в виде
своего рода экономической аксиомы, в
современной экономической истории России
нашло отражение в Налоговом Кодексе РФ.
Справедливое
налогообложение должно строиться на
основе гармоничного сочетания финансовых
интересов государства, общества и налогоплательщиков.
Необходимым условием этого является
последовательная реализация принципов
всеобщности равенства и соразмерности
налогообложения.
В целях
совершенствования данного инструмента
предлагается постепенный переход на
паритетную систему финансирования пенсионного,
социального, медицинского страхования
работодателями и работниками при условии
существенного повышения заработной платы
и усиления контроля государственных
органов за выплатой «чистой» заработной
платы работодателями.
Идея справедливости в налогообложении впервые
отчетливо прозвучала в теории единого
налога. Надо отдать должное чисто финансовой
науке, что она в самом начале своего становления
поставила вопрос о социальной справедливости
в налогообложении. Практический аспект
теории единого налога был связан с преобразованиями
в налоговой системе
Список литературы:
- Барабаш, А. Я. Налоги и налогообложение:
учебник для вузов / А. Я. Барабаш, Т. П. Беляева.
– С-П.: Питер, 2009. – 522 с.
- Брызгалин А.В. Справедливость как основной принцип налогообложения / А.В. Брызгалин // Финансы.
- Верещагин С.Г. Принципы налогообложения и политические подходы к идее справедливости в налогообложении /
- Коровкин В.В. Основы теории налогообложения: Учебное пособие
- Соколов, А. А. Теория налогов:
учебное пособие / А. А. Соколов. – М.: ЮрИнфоР-Пресс, 2003. – 512 с.
- Электронный ресурс: http://www.gumer.info/
- Электронный ресурс: http://www.xserver.ru/user/skopb/