Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 19:30, контрольная работа
Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.
Введение………………………………………………………………… 3
1.Структура и элементы налога……………………………………….. 4-5
2.Понятие системы налогов и сборов………………………………….. 6-10
3.Классификация налогов в РФ………………………………………… 11-16
4.Отграничение налога от сбора……………………………………….. 17-18
Заключение………………………………………………………………. 19-20
Список используемой литературы…………………………………….. 21
3. Классификация налогов в РФ
Классификация налогов
— это система их
В качестве признаков, характеризующих налоги, можно выделить следующие:
1. Иерархию уровня власти или уровень управления и власти;
2. объект обложения или сферу изъятия;
3. полнота прав использования налоговых сумм;
4. источник уплаты налога;
5. субъект уплаты налога;
6. способ изъятия дохода;
7. метод обложения (по ставке);
8. способ обложения;
9. назначение (функция) налога;
10. по порядку введения;
11. по срокам уплаты;
12. по способам уплаты;
13. по степени эффективности;
14. по специфики формирования расходов.
По иерархии уровня власти или принадлежности к уровню управления и власти налоги в РФ подразделяются на:
-федеральные налоги, элементы,
которых определяются
-региональные налоги, элементы,
которых устанавливаются в
-местные налоги которые вводятся в соответствии с законодательством страны и местными органами власти и поступают в местные бюджеты.
По объекту обложения
или сфере изъятия налоги
- налог на доход от капитала;
- налог на имущество;
- налог на недвижимость;
- налог на игорный бизнес;
- земельный налог;
- налог на наследование и дарение;
- акцизы.
По источнику уплаты налоги
на основе признака дохода, выручки
или себестоимости
- НДС;
- налог на прибыль;
- подоходный налог с физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- дорожный налог и др.
К налогам в виде сбора (пошлины) или платы за лицензию можно отнести: государственную пошлину, таможенную пошлину, водный налог, экологический налог, лицензионные сборы, транспортный налог, налог с рекламы.
По полноте прав использования налоговых сумм налоги можно подразделить на:
- закрепленный налог
- регулирующий налог —
это налог, используемый для
регулирования поступлений в
нижестоящие бюджеты в виде
процентных отчислений от
По субъекту уплаты налога, подразделяются на налоги:
- взимаемые с физических лиц;
- с юридических лиц;
- смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на:
- прямые налоги взимаются
непосредственно с доходов или
собственности (имущества)
лица, налог на прибыль с организации, налог на имущество, леса, земли, рудники и т. д.
Прямые налоги можно подразделить на реальные и личные.
Реальные налоги уплачиваются
с отдельных видов имущества,
товаров или деятельности, независимо
от финансового положения
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются с источника дохода (с заработной платы, прибыли, дивидендов и т. д.).
- косвенные налоги взимаются
принудительно в виде надбавок
к цене товара, с оборота реализации
товаров (работ, услуг), т. е.
взимаются в процессе
К универсальным налогам относится налог на добавленную стоимость, которым облагаются все товары (работы, услуги).
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства, например налог с продаж.
Монопольные (фискальные) налоги — это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.
Таможенные пошлины —
это косвенный вид налогов, взимаемых
при перемещении товаров (работ,
услуг) через таможенную границу (при
внешнеэкономической
По происхождению пошлины можно разделить на внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные).
По методу обложения (от ставки) налоги подразделяют на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые. В основе классификации лежит признак взимания определенного процента налоговой ставки.
По способу обложения налоги подразделяют на:
- кадастровые;
- декларационные;
- налично-денежные;
- безналичные.
По назначению налоги подразделяют на:
- Общие налоги, предназначенные
для формирования доходной
- Специальные налоги, имеют
целевое, вполне определенное
назначение и обычно формируют
внебюджетные фонды (
В России организации должны платить 34 различных налога. Эти налоги делятся по иерархическому признаку на федеральные, региональные и местные.
По порядку введения налоговые платежи делятся на:
-общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
-факультативные налоги,
которые предусмотрены
По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
- срочные налоги, которые
уплачиваются к сроку,
- периодично-календарные
налоги, которые, в свою очередь,
подразделяются на декадные, ежеквартальные,
ежемесячные, полугодовые,
По способу уплаты налоги делятся на:
- денежный;
- неденежный (соглашение о разделе продукции).
В зависимости от степени эффективности имеются налоги:
- с положительной
- с нейтральной эффективностью;
- с отрицательной
В зависимости от
степени участия в
- условно-постоянные;
- условно-переменные.
4.Отграничение налога от сбора.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет два вида налоговых платежей: налог и сбор, которые являются основополагающими понятиями законодательства о налогах и сборах. Понятие «сбор» - не новое для налогового законодательства, но впервые в НК РФ дается не только его определение, но и отличительные от понятия «налог» черты. Как уже было отмечено выше, ст. 2 закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не делает различий между понятиями налога и сбора, однако обозначает объединяющий эти понятия признак: и налог, и сбор являются обязательными платежами. В соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1 Как следует из этого определения, для налога характерны: обязательность платежа как для юридических, так и для физических лиц; индивидуальная безвозмездность платежа (т.е. налогоплательщик при уплате налога не получает какой-либо выгоды); отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества и возможность принудительного его взимания, в том числе с применением в установленном порядке принудительных мер к недобросовестному налогоплательщику; взимание налогового платежа в целях финансирования деятельности государства и муниципальных образований, т.е. публичной власти. Статья 8 НК РФ содержит определение не только понятия «налог», но и понятия «сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами и органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).1 Таким образом, несмотря на то что и налог, и сбор представляют собой обязательные платежи, правовая природа этих платежей (взносов) различна, и это является основой их отличия. Уплата сбора - одно из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов. Таким образом, главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности. Уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав или получение лицензии) и, таким образом, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов или должностных лиц). И, кроме того, (хотя и не в полном объеме) предполагается, что суммы сборов являются покрытием расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора. Следует обратить внимание на то, что при установлении налогового платежа, в том числе и сбора, должны быть обозначены его элементы. Элементы обложения при установлении сборов определяются применительно к конкретным сборам, но при этом акт о сборе должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый плательщик сбора знал, какой сбор, в какой сумме и в каком порядке необходимо уплатить.
Заключение
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов, только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы. Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей. Непомерное налоговое бремя для предприятий – основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения. Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, включая акты других министерств, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву, как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов.
Опыт налоговой системы
в России говорит о том, что
только законодательная форма
дает оптимальную возможность
обеспечения правомочия