Местными признаются
налоги и сборы, устанавливаемые
и вводимые в действие в
соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации нормативными
правовыми актами представительных
органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на
территории соответствующих муниципальных
образований.
К федеральным налогам
и сборам относятся8:
- налог на
добавленную стоимость;
- акцизы
на отдельные виды товаров (услуг);
- налог на
прибыль организаций;
- налог на
добычу полезных ископаемых;
- налог на
доходы физических лиц;
- водный
налог;
- государственная
пошлина;
- сбор за
право пользования объектами
животного мира и водными биологическими
ресурсами;
К
региональным налогам и сборам
относятся9:
- налог на
имущество организаций;
- налог на
недвижимость;
- транспортный
налог;
К местным налогам
и сборам относятся10:
- земельный
налог;
- налог на
имущество физических лиц;
По
уровню бюджета, в который зачисляется
налоговый платеж, налоговые платежи
можно подразделить на закрепленные
и регулирующие (разноуровневые)11.
Закрепленные налоги
непосредственно и целиком поступают
в конкретный бюджет или внебюджетный
фонд. Среди закрепленных налогов
выделяют налоги, которые поступают
в федеральный бюджет, в региональный
бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный
фонд.
Регулирующие (разноуровневые)
налоги поступают одновременно
в бюджеты различных уровней
в пропорции согласно бюджетному
законодательству. В современных
условиях в налоговой системе
России действуют такие регулирующие
налоги, как налог на прибыль
с предприятий и организаций
и подоходный налог с физических
лиц.
По целевой направленности
введения налога можно выделить
налоги абстрактные (общие) и целевые
(специальные)12.
Абстрактные (общие) налоги
вводятся государством для формирования
бюджета в целом, тогда как
целевые (специальные) налоги вводятся
для финансирования конкретного
направления затрат государства.
К специальным налогам
относятся, например, сбор на нужды
образовательных учреждений, взимаемый
с юридических лиц, целевые сборы
на содержание милиции, на благоустройство
территорий и другие цели.
Как правило, для целевых
налоговых платежей создается
специальный фонд (внебюджетный) или
в самом бюджете для подобного
вида налогов вводится специальная
статья.
Любое разбиение налогов
на определенные группы может
носить только условный характер,
так как все без исключения
налоги в той или иной мере
влияют на все стороны хозяйственной
деятельности и по природе
своей всегда оказывают комплексное
воздействие на всю гамму экономических
отношений. Поэтому при отнесении
того или иного налога к
конкретной группе подразумевается
его доминирующее влияние на
какую-либо группу экономических
показателей.
В настоящее время понятие
«налоговая система» воспринимается по-разному.
Нередко оно отождествляется с понятиями
«система налогов и сборов», «система
налогообложения» и «система законодательства
о налогах и сборах», что является не вполне
правильным. Положение усугубляется еще
и тем, что в Конституции РФ и законодательстве
о налогах и сборах РФ в настоящее время
отсутствует нормативно определенное
понятие «налоговая система». В частности,
п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает,
что «система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в Российской Федерации устанавливаются
федеральным законом»13.
Заметим, что закон РФ
«Об основах налоговой системы
РФ» содержал понятие налоговой
системы, под которой, правда, понималась
лишь «совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых
в установленном порядке».
В зарубежной научной
литературе, а также в нормативных
актах Европейского Сообщества
понятие налоговой системы тоже
не определяется. Налоги являются
частью системы «собственных
ресурсов» ЕС. Имеются также другие
источники пополнения бюджета
ЕС: займы и таможенные пошлины,
взимаемые на границах ЕС.
Система налогов и
сборов представляет собой определенную
группу, совокупность обязательных
налоговых платежей, а налоговая
система включает в себя как
сами налоги и сборы, так и
весь спектр отношений, возникающих
в связи с налогообложением.
Таким образом, налоговая
система - это организованная на
определенных принципах система
общественных отношений между
государством (в лице уполномоченных
органов государственной власти
по обеспечению соблюдения законодательства
о налогах и сборах) и его
гражданами (организациями и физическими
лицами) по поводу установления
и взимания налогов и сборов14.
Структура налоговой
системы любого государства определяется
следующими факторами:
- уровнем экономического
развития,
- общественно-экономическим
устройством общества,
- господствующей в
обществе экономической доктриной,
- государственным устройством
общества (унитарное или федеративное),
- историческим развитием
налоговой системы.
Безусловно, налоговые системы
разных стран различаются, т.к. они
исторически складывались под
влиянием неодинаковых экономических,
политических и социальных условий.
Отличия заключаются в составе
применяемых налогов и сборов,
их структуре, способах взимания,
уровнях ставок, расчётах налоговой
базы, составе и порядке предоставления
льгот, фискальных полномочий различных
уровней власти, законодательных
процедур налогообложения и, наконец,
приверженности государственной
власти той или иной концепции
экономического развития и регулирования.
Вместе с тем, есть черты, общие
свойства которых присущи налоговым
системам в целом. Таковыми являются:
направленность налогообложения
на увеличение доходов государства
и обеспечение сбалансированности
бюджета; приверженность общепринятым
принципам экономической теории
о равенстве и справедливости
и эффективности налоговых платежей;
устранение двойного обложения
на разных стадиях продвижения
товаров или разных уровнях
административного управления; ориентация
налоговых льгот по отдельным
налогам с учетом приоритетов
экономической и фискальной политики.
Налоговая система РФ
представляет собой совокупность
организационно-правовых форм и
методов управления налогообложением
и по своей структуре она
является трехзвенной: присутствуют
федеральные, региональные и местные
налоги и сборы15.
Современная российская
налоговая система сложилась на
рубеже
1991г. - 1992г., в период политического противостояния,
кардинальных экономических преобразований
и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие
опыта правового регулирования реальных
налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные
на разработку законодательства, экономический
и социальный кризис в стране — вес эти
факторы непосредственно повлияли на ее становление.
Существующая российская налоговая система,
несомненно, создавалась на базе опыта
зарубежных стран. Благодаря этому она
по общей структуре, системе налогов и
принципам построения в основном соответствует
общераспространенным в мировой экономике
системам налогообложения.
В
настоящее время налоговая система
России основана на следующих
принципах: единства налоговой системы;
подвижности; стабильности; множественности
налогов; исчерпывающего перечня
региональных и местных налогов;
однократности налогообложения; равенства
и справедливости налогообложения16.
- Принцип единства налоговой системы.
Единство
финансовой политики, включая налоговую,
и единство налоговой системы
закреплено в ряде статей Конституции
Российской Федерации и прежде
всего в подпункте «б» ст. 114,
согласно которой Правительство
РФ обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной
политики17. Это положение
развивало одну из основ конституционного
строя России - принцип единства экономического
пространства.
В
Налоговом кодексе в ст.3 указывается
на то, что «не допускается
устанавливать налоги и сборы,
нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации
и, в частности, прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение
в пределах территории Российской
Федерации товаров (работ, услуг) или
финансовых средств, либо иначе
ограничивать или создавать препятствия
не запрещенной законом экономической
деятельности физических лиц
и организаций»18, а также «недопустимы
налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами своих конституционных прав»19.
Принцип
единства налоговой системы обеспечивается
также единой системой федеральных
налоговых органов. Налоговые органы
в субъектах федерации являются
территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, а не органами
этих субъектов.
- Принцип подвижности (эластичности).
Принцип
подвижности гласит, что налог
и некоторые налоговые механизмы
могут быть оперативно изменены
в сторону уменьшения или увеличения
налогового бремени в соответствии
с объективными нуждами и возможностями
государства. По мере изменения
общественно-политической и экономической
ситуации государство должно
иметь возможность адаптироваться
и адекватно реагировать на
новые политические и экономические
условия.
Кроме
того, подвижность налогообложения
проявляется в регулярном заполнении
правовых провалов в налоговом
законодательстве страны. В большинстве
случаев подвижность выступает
в качестве контрмер государства
против активных действий части
непослушных налогоплательщиков. Поскольку
не все налоги обладают одинаковой
подвижностью, налоговая система
должна содержать в себе и
такие налоги, которые при росте
потребностей можно было бы
увеличить. Однако подвижность вовсе
не означает качественное реформирование
налоговой системы, напротив это
постепенное внутреннее ее развитие.
- Принцип стабильности.
Согласно
принципу стабильности, налоговая
система должна действовать в
течение ряда лет вплоть до
налоговой реформы. При этом налоговая
реформа должна проводиться только
в исключительных случаях и
в строго определенном порядке.
Во многих зарубежных странах
с давних пор сложилась нормотворческая
практика, согласно которой любые
изменения и дополнения налоговых
законов могут вступать в силу
только с начала нового финансового
года.
Реализация
данного принципа в российской
налоговой системе имеет серьезные
недостатки. В частности, по мнению
многих иностранных экспертов, частые
и непредсказуемые изменения
налогового законодательства являлись
одной из самых серьезных причин, по которым
они отказывались работать в России. Это
было вызвано тем, что «налоговая нестабильность»
не позволяла произвести точный расчет
экономических показателей при инвестировании
в России, что существенно снижало ее инвестиционный
рейтинг.
- Принцип множественности налогов.
Данный
принцип включает в себя несколько
аспектов, важнейшим из которых
выступает то, что налоговая система
государства должна быть основана
на совокупности дифференцированных
налогов и объектов обложения.
Комбинация различных налогов
и объектов обложения должна
образовывать такую систему, которая
отвечала бы требованию перераспределения
налогового бремени между налогоплательщиками.
Другим аспектом этого принципа
выступает недопустимость «бюджета
одного налога», поскольку при
неожиданном изменении экономической
или политической ситуации доходная
часть бюджета может просто
не состояться.
Множественность
налогов позволяет создать предпосылки
для проведения гибкой налоговой
политики государством, в большей
мере уловить платежеспособность
налогоплательщиков, выровнять и
сделать общее налоговое бремя
психологически менее заметным,
отразить разнообразие форм доходов
с учетом всех сторон экономической
деятельности граждан и фирм,
воздействовать на потребление
и накопление.
Кроме
того, из принципа множественности
следует эффект взаимодополняемости
налогов, согласно которому искусственная
оптимизация по одному налогу
неизменно повлечет за собой
рост платежей по другому налогу.