Косвенные налоги и перспектива их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

3. Третья функция налогов - регулирующая - возникает с расширением экономической деятельности государства. Она целенаправленно воздействует на развитие национального хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используются выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуры и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления. Таким образом, в последние годы для Казахстана характерен низкий удельный вес налоговых и приравненных к ним платежей, что объясняется их недостаточной собираемостью - уклонением от налогообложения.

Государство проводит налоговую  политику - систему мероприятий в  области налогов - в соответствии с выработанной экономической политикой  в зависимости от социально-экономических  и других целей и задач общества каждого конкретного периода  его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением налоговой политики является отход  от не оправдавшего себя принципа формирования значительной части реальных доходов  населения чрез централизованные общественные фонды потребления. Это позволит существенно увеличить доходы трудоспособной части населения через мотивационный механизм экономической заинтересованности в усилении трудовой активности. Через налоговую систему обеспечивается более эффективная и надежная социальная защита нетрудоспособных членов общества.

Организация налогообложения  сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего  формы налоговых отношений, то есть конкретные наименования видов налогов, а также порядок и методы их применения, способы действия. В налоговом механизме применяется специальный инструментарий из взаимосвязанных элементов.

К элементам налогообложения  относятся: субъект, носитель, источник налога, единица обложения, налоговая  ставка, квота, налоговый оклад, налоговые  льготы, сроки и порядок уплаты, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, контроль за уплатой налогов, санкции за нарушение налогового законодательства.

Субъект налога (налогоплательщик) - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог.

Носители налогов - физические лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя, то есть граждане государства.

Объект налога - доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (товарно-материальные ценности), которые являются основой налогообложения (с которых исчисляется налог). Объектом обложения является также передача имущества, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции, работ и услуг, хозяйственный оборот и.т.д.

Номенклатура налогов (их виды и перечень) берет свое начало от объектов обложения. Источником налога является доход, из которого уплачивается налог; по некоторым налогам (например налог на прибыль) объект и источники  совпадают; в некоторых случаях источником налога может быть часть имущества, которую продает плательщик, чтобы выплатить налог.

В налоговом законодательстве Казахстана разделены понятия объект налогообложения и объект, связанный  с налогообложением. При этом выделено понятие «налоговая база», которая представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и объекта, связанного с налогообложением.

Единица обложения - единица измерения объекта налога, установленная для счета (1 тенге, 1 гектар, 1 метр, единица измерения товара и др.)

Налоговая ставка - это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы; она характеризует норму налогового обложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой.

По методу построения ставки налогов бывают твердые и  процентные.

Твердые ставки устанавливаются  в абсолютной сумме к единице  обложения, независимо от размеров доходов (применяются при обложении реальными  налогами -земельным, имущественным).

Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки устанавливаются в виде единого  процента независимо от размера объекта  налога; прогрессивные - в виде шкалы, по которой процент изъятия растет по мере роста дохода или имущества.

Имеется два вида прогрессии - простая и сложная; при простой  прогрессии ставка налога возрастает по мере увеличения дохода или стоимости  имущества; при сложной - доход делится  на части, для каждой из которой устанавливается  повышающаяся налоговая ставка. Причем при сложной ступенчатой шкале ставки устанавливаются для каждой последующей суммы ступени доходов (например, с дохода до 1000 денежных единиц ставка установлена в 10%, с 1001 до 2000 - 15% и т.д.); в этом случае налог увеличивается в большей степени, чем доход, что приводит к неравномерности в обложении. При сложной скользящей шкале ставок достигается более плавное возрастание налога по мере увеличения дохода: в каждой части дохода устанавливается ставка в проценте и абсолютной сумме.

Недостатком прогрессивного налога является то, что он оказывает  отрицательное воздействие на экономическую  и трудовую деятельность: чем выше прогрессия обложения, тем слабее дифференциация   в располагаемых доходах субъектов  обложения, но тем ниже эффективность экономики.

Регрессивные ставки понижаются по мере увеличения объекта  обложения или, наоборот, увеличиваются  при уменьшении объекта (например при  уменьшении фонда заработной платы: чем меньше этот фонд, тем больше налог, или чем больше фонд, тем меньше налог, тем самым поддерживается приемлемый уровень средней заработной платы). Регрессивная ставка применяется, например, в США при доходе, превышающем пороговый уровень благосостояния. Это связано с тем, что лица с таким доходом считаются богатыми и платят за такие блага, как медицинское, страховое и другое обслуживание, которые бедным предоставляются бесплатно.

В условиях рыночной экономики  те или иные ставки и используются с учетом платежеспособности налогоплательщиков и обеспечения общегосударственных потребностей. Ставки устанавливаются законодательным путем и могут корректироваться при утверждении государственного бюджета на каждый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения

 

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

от них труднее уклоняться;

с ними связано меньше экономических нарушений; они меньше сокращают стимулы к труду;

в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они оставляют за потребителем право  выбора;  для них характерна анонимность.

К косвенным  налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке, и их фактурной стоимостью).

Следует отметить, что в доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможными из которых является их инфляционный и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.

Необходимо иметь в  виду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при  кризисном состоянии экономики, стагнации - застое в производстве, торговле и в др. секторах экономики - происходит объективная переориентация налогообложения на потребление. Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В то же время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из-за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличения расходов на структурную перестройку экономики, поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику.

Из косвенных налогов  наиболее значительным является налог  на добавленную стоимость - НДС, введенный  с 1992 г. Он занимает 20% в общих налоговых  поступлениях в бюджет государства. Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя. Объектом обложения налогом является «добавленная стоимость», которая представляет собой продукцию без материальных затрат (чистую продукцию с амортизацией); в добавленную продукцию могут включаться комплексные расходы, например затраты на рекламу, и некоторые другие.

Налог на добавленную  стоимость — налог многократной, взимаемый на каждой стадии производства и реализации товара, он включает в себя все изъятия на предшествующих стадиях продвижения товара, но государству поступает только налог на ту добавленную стоимость, которая получена производителем данного товара на его стадии производства и реализации. Тем самым механизм взимания налога не дает эффекта роста цен за счет последовательного и постоянного накопления налога в составе цены: цена увеличивается так же, как и при однократном обложении. При этом возникает равенство предпринимателей перед налоговой системой, уменьшаться ценовое давление на конечного потребителя.

По налогу на добавленную стоимость установлены льготы, которые периодические менялись за период его действия. На начало 2000 года действовали льготы в виде освобождения от уплаты налога некоторых видов оборотов, применения пониженной ставки и нулевой ставки.

Освобождение распространяется на предоставленные обороты по реализации ряда товаров и услуг, как-то: приватизации государственной собственности; передачи (на безвозмездной основе) основных средств между государственными учреждениями и предприятиями; взносы в уставный капитал; услуг Национального банка Республики Казахстан; услуг государственных органов, связанных с взиманием государственной пошлины; почтовых и акцизных марок; услуг адвокатов; ритуальных похоронных услуг. Ряд оборотов, освобождаемых от налога, обусловлен соблюдением требований соответствия операций определенному их характеру; это обороты, связанные с землей и зданиями жилищного назначения, финансовые услуги, финансовый лизинг, услуги некоммерческих организаций (медицинские, ветеринарные, образовательные, библиотечные, учреждений культуры, науки, социальные, некоторые другие, аналогичные), обороты организаций инвалидов, геологоразведочные и геологопоисковые работы, продажа предприятий или их частей, некоторые виды импорта (национальной и иностранной валюты, лекарственных средств, гуманитарной помощи и подобных).

Ставка налога за время  его действия последовательно снижалась  с 26% до 20% и затем - до 15%.

Вторыми по фискальному  значению среди косвенных налогов  являются таможенные платежи - пошлины  и сборы, взимаемые с ввозимых, вывозимых, также транзитных товаров, предметов и услуг.

В третью группу косвенных  налогов входят акцизы. В налоговых  поступлениях бюджета они занимают немногим более 3%.

Акцизы - налоги на товары, включаемые в цену и оплачиваемые покупателем. Акцизы уплачивают производители товаров, имеющих в силу своих специфических свойств монопольно высокие цены и устойчивый спрос. Акцизами могут облагаться и услуги, при этом сумма налога включается в тариф.

Акцизы подразделяются на универсальные и индивидуальные. Универсальные акцизы взимаются с валового оборота в процентах к стоимости товаров и услуг; к ним можно отнести налоги с продаж, с оборотов. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане установлены акцизы на продукцию и товары внутреннего производства и импортируемые из других стран: спирт и спиртные напитки, вина, пиво, табачные изделия, лососевые и осетровая рыбы и икра из таких рыб; изделия из хрусталя, ювелирные изделия из золота, серебра и платины, легковые автомобили, бензин и дизельное топливо, огнестрельное и газовое оружие (кроме приобретаемого для органов власти), сырая нефть, электроэнергия, игорный бизнес, услуги дальней связи, лотереи.

Таким образом, большую  часть перечня охватывают товары и продукты, не относящиеся к предметам первой необходимости. Перечень подакцизных товаров может меняться так же, как и ставки на них, что определяется необходимостью регулирования потребления отдельных товаров и текущими фискальными целями государства.

Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара - адвалорные или в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении - твердые.

1.3 Мировой  опыт взимания косвенных налогов

 

Для промышленно развитых стран принципы построения налоговой  системы в наибольшей степени соответствуют классическому варианту. История экономического развития этих стран демонстрирует многогранность структуры и приоритетов налоговой политики. Налоговая политика, как правило, преследует цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества. Варьирование налоговыми льготами, их структуру производства, инвестиций и занятости, соответствующее распределение доходов.

Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития