Косвенные налоги и перспектива их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

Проведенные в 80-е годы двадцатого столетия экономические реформы в США базировались на накопленных теоретических исследованиях и навыках экономической науки и практики. Налоговая система, заложенная в основу реформы, была построена по принципам максимально приближенным к классическим. В их числе:

1.справедливость по  вертикали (когда налог соответствует  материальным возможностям налогоплательщика);

2.справедливость по  горизонтали (применение единой  налоговой ставки для одних  и тех же доходов);

3.эффективность    (возможности    к    экономическому    росту    и    развитию предпринимательства);

4.нейтрапьность (не  зависит от сфер инвестиционного  вложения);

5.простота (в подсчете, доступности и понимании).

Понятие справедливости в налогообложении является предметом  дискуссий на протяжении более чем двух столетий. Утверждения о приоритетности справедливости в принципах налогообложения совершают своеобразное движение по спирали: о  справедливости по А.Смиту, достаточности по А.Вагнеру, вновь к принципу справедливости в налоговых системах промышленно развитых стран конца XX века. Несмотря на различия в трактовках, все финансовые школы были едины в том, что "справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней" изменяется в зависимости от места и исторической эпохи.

Идея справедливости в налогообложении нашла свое выражение в принципе общности и равномерности обложения, получившего свою окончательную формулировку как принцип справедливости с конкретизацией ее вертикального и горизонтального разреза в налоговой системе США.

В единой взаимосвязи и взаимообусловленности с принципом справедливости выступает принцип всеобщности обложения. Принцип всеобщности нельзя понимать в буквальном смысле слова, так как было признано необходимым освобождать от налогов малые доходы, включая утвержденный минимум средств существования.

Сложный путь трансформации  прошел принцип равномерности обложения  как в финансовой науке, так и  на практике: от принципа равномерного обложения - к пропорциональному, а  от него - к прогрессивному принципу налогообложения. Благодаря развитию идеи равномерности обложения был установлен известный минимум дохода, который нужен для удовлетворения минимума человеческих потребностей - без чего нельзя существовать. Последний же должен подлежать к налогообложению. В таком контексте Принцип справедливости в обложении понимался как принцип всеобщности и равномерности.

В XX веке были известны три  способа обложения: налог равный, пропорциональный и прогрессивный. Первый способ отличался тем, что  со всех плательщиков налог брался поровну, и потому противоречил принципу равномерности: взимание с плательщиков равной суммы заранее игнорирует имущественную налогоспособность. Пропорциональным назывался такой налог, в котором уплачивается одинаковая сумма с каждой квоты (единицы) обложения. Прогрессивным называется налог, в котором с увеличением квоты увеличивается и ставка налога.

Эти критерии деления  налогов действуют и по настоящее  время. В этой связи равномерность  обложения - это вопрос о распределении  налогового бремени. Современная наука  использует два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике. Это принцип полученных благ и концепция платежеспособности. Концепция принципа полученных благ развивалась в рамках индивидуалистических теорий налога. В теории обмена основанием для определения высоты обложения служат услуги государства. Речь идет об установлении полного равенства между полученными от государства услугами и уплаченными налогами.

По теории равного  обложения все лица или все  семьи должны быть обложены одинаковым налогом. Одинаково пользуясь государственными услугами, все должны и платить одинаково, подобно тому, как все отбывают воинскую повинность. Несостоятельность данной теории заключается в том, что она не соответствует условиям XX и начала XXI веков с их значительным имущественным неравенством.

Развитие концепции  платежеспособности, построенной с  учетом имущественного положения плательщика, связано с вопросом об источнике  налогов. Окончательное утверждение  принципа платежеспособности стало  возможным, когда в финансовой науке был признан в качестве объекта обложения чистый доход. Когда был определен в качестве источника налогов чистый доход, то перед наукой встал вопрос, какой принцип должен быть положен в основу его обложения - пропорциональный или прогрессивный. В налоговой практике использовались оба принципа. Однако в XX веке изменение экономических условий доказало целесообразность использования прогрессивного налогообложения, что нашло свое выражение в повсеместном введении подоходного прогрессивного налогообложения. Налоговая структура промышленно развитых стран в большей степени соответствует принципу платежеспособности, нежели принципу налогообложения получаемых благ.

 

 

 

 

2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан

2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость

 

Налог на добавленную  стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого  оборота по реализации, добавленной  в процессе производства и обращения  товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан.

Налог на добавленную  стоимость, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами  налога на добавленную стоимость, начисленными за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги). В последнем проявляется механизм зачета по налогу.

Объектами обложения  налогом на добавленную стоимость  являются:

1) облагаемый  оборот;

2) облагаемый  импорт.

Оборот по реализации товаров означает:

передачу прав собственности  на товар (продажу, отгрузку в обмен  на другие товары, работы, услуги (в  том числе в рассрочку), экспорт, безвозмездную передачу, взнос в  уставный капитал, передачу работникам в счет оплаты труда;

отгрузку товара по договорам  комиссии;

передачу заложенного  имущества в случае неуплаты долга;

отгрузку товара структурному подразделению, являющемуся плательщиком НДС;

иное использование  товаров, приобретенных для предпринимательской  деятельности.

Оборот по реализации работ и услуг означает любое  оказание услуг или выполнение работ, в том числе безвозмездное, а  также любую деятельность за вознаграждение.

Облагаемым  оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, совершаемый плательщиком НДС, за исключением освобождаемого оборота по НДС и осуществляемого за пределами Казахстана. Размер облагаемого оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. В случаях изменения стоимости товаров, работ, услуг корректируется размер облагаемого оборота, а также при полном или частичном возврате товара.

По нулевой ставке облагается (при определенных условиях) экспорт товаров (при его подтверждении), работы и услуги, связанные с международными перевозками; реализация Национальному банку аффинированных драгоценных металлов (золота и платины).

НДС уплачивается также  по разнице в ставках при импорте (в случаях различий в ставках  согласно счета-фактуры и 14%-ной ставкой для облагаемого импорта).

Плательщиками налога на добавленную стоимость  являются:

1) следующие лица, которые  встали на учет по налогу  на добавленную стоимость в  Республике Казахстан в соответствии  со статьей 208 НК РК:

индивидуальные предприниматели;

юридические лица, за исключением  государственных учреждений; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

2) структурные подразделения  юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 6 статьи 208 НК РК.

Плательщиками налога на добавленную стоимость при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Облагаемым  оборотом является оборот по реализации товаров (работ, услуг), совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением оборота:

1) освобожденного от  налога на добавленную стоимость  в соответствии с Кодексом;

2) местом реализации которого  не является Республика Казахстан.

Место реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьей 215 Кодекса.

В случае получения работ, услуг  от нерезидента, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость  в Республике Казахстан, указанные  работы, услуги включаются в облагаемый оборот получателя в порядке, установленном статьей 221 Кодекса. 

Облагаемым импортом являются товары, ввозимые или ввезенные на территорию Республики Казахстан (за исключением  освобожденных от налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 234 Кодекса), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

 Отгрузка товара, выполнение  работ или оказание услуг поверенным от имени и за счет доверителя не являются оборотом по реализации поверенного.

 

Положение не применяется в отношении:

1) работ, услуг, выполняемых  (оказываемых) поверенным доверителю;

2) товара, полученного  от доверителя-нерезидента, не  являющегося плательщиком налога  на добавленную стоимость в  Республике Казахстан. В этом  случае отгрузка товара является оборотом по реализации поверенного.

Местом реализации товара признается место:

1) начала транспортировки  товара, если товар перевозится  (пересылается) поставщиком, получателем  или третьим лицом; 

2) в остальных случаях  - место передачи товара получателю.

Местом реализации работ, услуг признается место:

1) нахождения недвижимого  имущества, если работы, услуги  связаны непосредственно с этим  имуществом;

2) фактического осуществления  работ, услуг, если они связаны  с движимым имуществом.

К таким работам, услугам относятся: монтаж, сборка, ремонт;

3) фактического оказания  услуг, если такие услуги относятся  к услугам в сфере культуры, искусства, образования, физической  культуры или спорта;

4) предпринимательской  или любой другой деятельности покупателя работ, услуг. Настоящий подпункт применяется в отношении следующих работ, услуг:

по передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности;

консультационных, аудиторских, инжиниринговых, юридических, бухгалтерских, адвокатских, рекламных услуг, а также услуг по обработке информации;

по предоставлению персонала;

по сдаче  в аренду движимого имущества (кроме  транспортных средств);

агента по приобретению товаров (работ, услуг), а также привлекающего  от имени основного участника договора (контракта) лица для осуществления услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;

связи;

5) осуществления предпринимательской  или любой другой деятельности  лица, выполняющего работы (оказывающего  услуги), в случае работ, услуг,  не предусмотренных подпунктами 1)-4) настоящего пункта.

Если реализация товаров (работ, услуг) носит вспомогательный  характер по отношению к реализации других основных товаров (работ, услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных товаров (работ, услуг).

Если иное не предусмотрено, датой совершения оборота по реализации товара является день отгрузки товара.

В случае, если отгрузка товара не осуществляется, то датой  совершения оборота по реализации является день передачи права собственности на товар получателю.

При передаче заложенного  имущества (товара) залогодателем датой  совершения оборота по реализации для  залогодателя является одна из следующих  дат, которая имеет место:

1) день перехода права собственности  на предмет залога от залогодателя к победителю торгов, проведенных в процессе обращения взыскания на заложенное имущество;

2) день перехода права собственности  на предмет залога от залогодателя  к залогодержателю, если торги  объявлены несостоявшимися. 

Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития