Косвенные налоги и перспектива их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы косвенного налогообложения …..7
1.1 Налоги: сущность, виды, элементы 7
1.2 Сущность и значение косвенного налогообложения 16
1.3 Мировой опыт взимания косвенных налогов 20
2. Состав и структура косвенных налогов в Республике Казахстан 24
2.1 Механизм взимания налога на добавленную стоимость 24
2.2 Механизм взимания акцизов 33
2.3 Фискальное значение косвенных налогов 41
3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан 48
Заключение 53
Список использованной литературы ………..56

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по налогам.doc

— 280.50 Кб (Скачать файл)

- по акцизам на товары внутреннего производства план выполнен на 102,1%, или при плане 36,3 млрд.тенге поступления составили 37,1 млрд.тенге, из них:

- по акцизам на алкогольную продукцию - при плане 10,5 млрд.тенге поступления составили 11,0 млрд.тенге, или 105,1%. Рост поступлений связан с увеличением объема реализации продукции;

- по акцизу на сырую нефть, газовый конденсат, произведенные на территории Республики Казахстан исполнение составило 53,8%, или при плане 0,9 млрд.тенге в бюджет поступило 0,5 млрд.тенге. План не выполнен за счет возврата излишне уплаченных сумм ОАО «Мангистаумунайгаз» для погашения задолженности по другим видам налогов, а также в текущем году по Кызылординской области по двум месторождениям добыча нефти не осуществлялась.

- план по акцизам на бензин и дизельное топливо выполнен на 102,0%, или при плане 16,2 млрд.тенге, фактически поступило 16,5 млрд.тенге. Перевыполнение плана объясняется за счет увеличения объема реализации нефтепродуктов;

- по акцизам на импортируемые товары план исполнен на 110,4%, при плане 19,6 млрд.тенге фактические поступления составили 21,7 млрд.тенге. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения спроса на импортируемый спирт, водку, пиво, а также за счет импорта табачных изделий крупными иностранными табачными компаниями для смешивания с казахстанским табаком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования косвенного налогообложения Республики Казахстан

 

Налоговое законодательство, как один из рычагов государственного регулирования в сфере экономики, должно учитывать перспективы экономического развития, содействовать развитию предпринимательской деятельности и обеспечивать сбор достаточных бюджетных средств для выполнения государственных функций и задач. Налоговое законодательство должно быть последовательным и ориентированным на такие формы налогообложения, которые стимулировали бы развитие экономики. Необходимо принятие мер по дальнейшему совершенствованию налогового законодательства: обеспечение четкости, определенности и ясности всех его положений, снижение налогового бремени, легализация «теневых» оборотов, предупреждение уклонения от уплаты налогов.

В 2003 году изменения в  налоговом законодательстве были направлены на стимулирование экономического роста страны путем снижения налоговой нагрузки, стимулирования притока и внедрения новой техники и передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков и призваны повысить инвестиционную привлекательность страны.

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год", Стратегией индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы с 2004 года снижены ставки индивидуального подоходного налога, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, снижена ставка налога на добавленную стоимость, установлены особые режимы налогообложения на территориях специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов1.

Из Послания Президента народу: «Можно считать непреложной  истиной, что чем меньше налоги - тем больше частных инвестиций.»

Поэтому Правительству  было поручено внести в Парламент предложение о дальнейшем снижении ставок отдельных налогов.

Начиная с 1 января 2004 года:

- снижена ставка налога  на добавленную стоимость с  16 до 15 процентов;

- снижена ставка социального  налога, дифференцирована от 20 до 7 процентов  в зависимости от уровня расходов работодателей на оплату труда по регрессивной шкале;

- снижена максимальная  ставка индивидуального подоходного  налога с 30 до 20 процентов.

Правительству было поручено, учитывая положительный опыт деятельности субъектов малого бизнеса в условиях упрощенного налогообложения, изучить возможность расширения сферы специальных налоговых режимов.

С целью дальнейшего  устойчивого развития экономики, углубления проводимых реформ, усовершенствованы  налогообложение нефтяных операций, финансового лизинга, нерезидентов, финансовых инструментов, а также нормы налогового администрирования.

Основными целями введения новых условий налогообложения  недропользователей являются: максимальное получение доходов бюджета от нефтяных операций, достижение максимального баланса интересов сторон при сохранении экономических мотиваций недропользователей.

Совершенствование налогообложения  финансового лизинга способствует дальнейшему развитию лизинга в Казахстане, как одного из важнейших инструментов финансирования инвестиций в основные средства.

Целью проводимой в республике налоговой политики является дальнейшее поощрение инвестиций в экономику, стимулирование инновационной активности, увеличение располагаемого дохода населения для роста платежеспособного спроса.

Пути решения:

- установление регрессивной  шкалы ставок по социальному  налогу и более либеральной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу;

- снижение ставки налога  на добавленную стоимость; 

- создание экономических  условий для стимулирования научной и инновационной деятельности, в том числе развития производств с высокой долей добавленной стоимости;

- совершенствование амортизационной  политики, с целью стимулирования  роста инвестиций;

- совершенствование налогообложения  нефтяных операций;

- развитие процессов автоматизации налогового администрирования;

- совершенствование методологии  и норм администрирования специальных  налоговых режимов в целях создания условий для развития малого бизнеса и сельхозпроизводителей.

Предусмотренные меры по совершенствованию налоговой системы позволят реально снизить уровень налогообложения, что стимулирует дальнейшее увеличение темпов экономического роста2.

Увеличение доходов  государственного бюджета будет  происходить за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, сокращению нелегального теневого оборота.

Доходы государственного бюджета определены на основе налогового законодательства с учетом предлагаемых изменений с 1 января 2005 года, важнейших макроэкономических показателей республики, среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на 2007-2009 годы. Прогноз доходов государственного бюджета приведен в таблице 3.

Таблица 3

Доходы государственного бюджета                                                  

(в % к ВВП)

 Наименование                                              

2007 год           

2008 год           

2009 год           

Доходы                          

24,3 

24,0

24,3 

Налоговые поступления           

23,2 

22,9

22,9 

Неналоговые поступления         

0,7 

0,6

0,6 

Поступления от продажи основного 

капитала                        

0,4            

0,5           

0,8            


 

 

Рост налоговых поступлений  составит в 2005 году по отношению к  предыдущему году 14,6 %, в 2008 и 2007 годах соответственно - 11,9 % и 13,7%.

 

 

Таблица 4

Структура доходов  государственного бюджета

(в процентах  к доходам государственного бюджета)

 

 

 

 Поступления  от предприятий   

2007 год

2008 год

2009 год

- нефтяного  сектора                

22,2 

18,9  

17,6  

- ненефтяного  сектора              

77,8 

81,1  

82,4  


 

  

 

Как это следует из таблицы 2, налоговая политика будет направлена на стимулирование развития ненефтяного (преимущественно несырьевого) сектора. Развитие налоговой базы, не зависящей от нефтяных доходов, будет способствовать достижению целей по диверсификации экономики и обеспечит устойчивость проводимой фискальной политики.

 

Заключение

 

В данной работе были рассмотрены  косвенные налоги, взимаемые в  РК, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения.

С помощью налоговой  системы государство активно  вмешивается в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению” других.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

И в заключении несколько  выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Изменения в экономике  страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы 2001 года, продиктованы необходимостью систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и усовершенствовании налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и усиления ответственности.

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития казахстанской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 2003-№6
  2. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 2004.
  3. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.
  4. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 2002 - № 4.
  5. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 2000 -№3-4.
  6. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы, 2003.
  7. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет
  8. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: Каржы Каражат, 2004.
  9. Налоги // под ред. Д.Г. Черника – М.: 2001.
  10. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 2001 №1.
  11. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 2002.
  12. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа.
  13. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 2002.
  14. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 2001.
  15. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.

Информация о работе Косвенные налоги и перспектива их развития