Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:29, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, в формировании доходов местного бюджета, сущность местных налогов, их классификация, а также непосредственно проблемы взимания этих налогов.
Введение
1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов…………………………………………………………. ……….4
1.2 Общие положения о доходах бюджетов…………………. ..................6
2. Характеристика местных налогов
2.1. Налог на землю………………………………………………………...12
2.2 Налог на имущество физических лиц…………………………………17
3. Роль местных налогов в формировании доходов местных бюджетов
3.1 Совершенствование процедуры уплаты местных налогов………….26
3.2 Формирование доходов местного бюджета на примере г. Иркутска…………………………………………………………………….36
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Местные налоги в России
1.2 Общие положения о доходах бюджетов…………………. ..................6
2. Характеристика местных налогов
2.1. Налог на
землю………………………………………………………...1
2.2 Налог на
имущество физических лиц………………
3. Роль
местных налогов в
3.1 Совершенствование
процедуры уплаты местных
3.2 Формирование
доходов местного бюджета на
примере г. Иркутска……………………………
Заключение
Список литературы
Введение
Взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.
Налоги важнейшая форма
аккумуляции бюджетом денежных средств.
Без налогов нет бюджета
Российская налоговая система включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей на различных уровнях: федеральном, региональном и местном. Целью моей работы является рассмотрение проблем, связанных с взиманием местных налогов и предложение путей совершенствования выявленных недостатков путем анализа имеющейся литературы. Для этого раскрывается сущность налогов, значение местных налогов в налоговой системе Российской Федерации, в формировании доходов местного бюджета, сущность местных налогов, их классификация, а также непосредственно проблемы взимания этих налогов.
1. Местные налоги в России
1.1 Исторические аспекты возникновения местных налогов
Налоговая система - один из
главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом воздействия
государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов социального и экономического
развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована к новым
общественным отношениям, соответствовала
мировому опыту.
В новой налоговой системе,
исходя из Федерального устройства России
в отличие от предыдущих лет, более четко
разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления (Федерального
и территориального) в вопросах налогообложения.
Введение местных налогов и сборов, как
дополнение перечня действующих Федеральных
налогов, предусмотренное законодательством,
позволило более полно учесть разнообразные
местные потребности и виды доходов для
местных бюджетов. Местные налоги - налоги, которые
установлены Налоговым Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований о налогах
и обязательны к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований.
Два налога являются обязательными для
местных органов самоуправления: земельный
налог, налог на имущество физических
лиц. В этой связи доля собственных налоговых
доходов местных бюджетов находится на
катастрофически низком уровне. В рамках
межбюджетного регулирования в настоящее
время к доходам местных бюджетов можно
отнести поступления от следующих федеральных
и региональных налогов: на первом месте
– налог на доходы физических лиц. Это
один из главных источников доходов, поступающих
в местные бюджеты. Его величины в муниципалитетах
страны находится в интервале 50–80 % от
доходной части местных бюджетов. На втором
месте находятся имущественные налоги
на физических лиц, организации, земельный
налог. Налог на прибыль в размере 2 % также
поступает в местные бюджеты. Одной из
возможностей пополнить местные бюджеты
– взимание налога на право розничной
торговли подакцизными товарами. Кроме
того, можно передать право взимать акциз
по некоторым видам подакцизных товаров
на местный уровень, например, по таким
подакцизным товарам, как пиво и ювелирные
изделия.
Существенные пробелы в налоговой системе России сегодня очевидны всем. Экономисты, предприниматели, директора государственных предприятий единодушны - надо пересмотреть налоговое законодательство так, чтобы оно стимулировало производственную сферу, служило делу развития районов и территорий. При этом многие ссылаются на положительный опыт западных стран в применении ими налогового обложения на местном уровне.
До Октябрьской революции в России существовала система местных налогов, которые не были связаны с государственными и поступали в доход земства. К ним относились: промышленный сбор, взимаемый с торговых документов; сбор с недвижимости, уплачиваемый с промышленных помещений; подомовой налог, введенный с 1863 г. вместо ранее действовавшего подушного налога. С 1920 г. начинается процесс сокращения местных налогов и повышается роль союзных налогов, как основных источников доходов бюджетов всех уровней.
Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» предусматривался перечень местных налогов и сборов, вначале включающий 21, а позже дополненный еще двумя налогами. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Конституционность данного положения Закона была подтверждена постановлением Конституционного суда РФ 21 марта 1997 г. Местные органы самоуправления имеют право предоставлять целевые налоговые льготы на основе налоговых соглашений в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты, предприятиям любых организационно - правовых форм и форм собственности в случае выполнения ими особо важных заказов по социально-экономическому развитию территорий или оказания особо важных услуг населению данной территории. Ставки местных налогов и сборов также могут быть уменьшены по решению местных органов, но в пределах доходных источников соответствующих бюджетов. К основным местным налогам, установленным федеральными законами и взимаемым на территории страны относятся: налог на имущество физических лиц; земельный налог. По некоторым налогам федеральными законами предусмотрены предельные размеры ставок. Так, налог на имущество физических лиц составляет 0,1 % его инвентаризационной стоимости. По некоторым видам налогов ограничений нет, и их введение и ставка зависят от местных органов управления.[11]
1.2 Общие положения о доходах бюджетов
Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления.
Доходы целевых бюджетных фондов учитываются в составе доходов бюджетов обособленно.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым
доходам относятся
Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
К неналоговым доходам Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) относит такие доходы, которые по ранее действующему законодательству имели режим «внебюджетных средств».
Так, к неналоговым доходам в соответствии с ст. 41 БК РФ относятся:
- доходы от
использования имущества,
- доходы от
продажи или иного возмездного
отчуждения имущества,
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в
виде финансовой помощи и бюдже
- иные неналоговые доходы.
В соответствии
со ст. 42 БК РФ в доходах бюджетов
учитываются следующие
- средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
- средства, получаемые
от передачи имущества,
- средства от
возврата государственных
- плата за
пользование бюджетными
- доходы в
виде прибыли, приходящейся на
доли в уставных (складочных) капиталах
хозяйственных товариществ и
обществ, или дивидендов по
акциям, принадлежащим Российской
Федерации, субъектам
- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
- другие предусмотренные
законодательством Российской
Новеллой бюджетного законодательства является норма, согласно которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством Российской Федерации о приватизации.
В доходы бюджетов
могут зачисляться
В соответствии
со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могут
также зачисляться