Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:47, дипломная работа
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более восьми лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но тем не менее можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы, особенно это относится к последним годам, когда наконец то было принята первая часть Налогового Кодекса РФ. Вместе с тем нельзя не признать: нормативная база создавалась в
спешке, под сильным давлением текущих весьма неблагоприятных обстоятельств.
На первый план выходила задача спасения бюджета, достижения хоть какой-то сбалансированности финансового положения государства.
Введение
I. Теоретические основы местного налогообложения
1.1. Экономическая природа налогов и их развитие
1.2. Классификация и порядок исчисления
1.3. Практика местного налогообложения за рубежом
II. Налоговая инспекция как элемент в системы органов налоговой службы
2.1. Организационная структура Инспекции МНС
2.2. Анализ налоговых платежей и меры по борьбе с недоимкой
2.3. Анализ контрольной работы Инспекции МНС
III. Совершенствование налоговой системы
3.1. Основные направления совершенствования местного налогообложения
3.2. Существующие проблемы и недостатки в законодательстве по местному налогообложению
3.3. Теория и практика по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в период реформирования современной налоговой системы
IV. Безопасность налоговых органов и их работников
Заключение
Список использованной литературы
курицу, несущую золотые яйца.", то есть, как бы ни были велики потребности в
финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не
должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной
деятельности.
Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала
законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
• каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы,
• налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться, исходя из политических, идеологических, этнических,
конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Не допускается
устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов в зависимости от
формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения
капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо
дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны
происхождения товара в соответствии с Кодексом и таможенным
законодательством,
• налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть
произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации
гражданами их конституционных прав,
• Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое
экономическое пространство РФ и, в частности , прямо или косвенно
ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров(работ,
услуг) или денежных средств, либо иначе ограничивать или создавать
препятствия законной деятельности налогоплательщика,
• Ни на кого не может быть
возложена обязанность
также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом
признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные
в ином порядке, чем это предусмотрено Кодексом,
• Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый гражданин (организация) точно знал, какие налоги,
когда и какой суммой он должен платить,
• Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. На основе принципов
построения налоговой системы к настоящему времени сложились основные
концепции налогообложения.
Первая - физические и юридические лица должны уплачивать налоги
пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Например,
те, кто пользуются хорошими дорогами, должны оплачивать затраты на
поддержание и ремонт этих дорог.
Вторая - концепция предполагает зависимость налога от размера полученного
дохода, то есть физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы,
выплачивают большие налоги и наоборот.
Современные налоговые системы используют оба подхода в зависимости от
социально-экономической базы государства, потребности правительства в
доходах, взглядов политических правящих партий.
В ст. 3 Налогового Кодекса РФ закреплены важнейшие положения, определяющие
основные принципы налогового законодательства России. Они являются ориентиром
в первую очередь
для государства и
национальный
режим налогообложения и
Необходимо отметить, что принципы налогообложения нашли свое конституционное
закрепление в конституциях многих стран мира, однако в Конституции РФ
налоговые принципы четкого отражения не нашли. С принятием первой части
Налогового Кодекса в российском налоговом законодательстве принципы
налогообложения получили полноценное закрепление. При подготовке и принятии
Федеральных законов и иных нормативных актов о налогах и сборах учет данных
принципов обязателен. Нормативные акты любого уровня, в том числе и местные
законы, принятые в противоречии с принципами, изложенными в ст. 3 НК,
являются изначально незаконными.
Общие принципы построения налоговой системы находят выражение в элементах
налогов.
Каждый налог включает следующие элементы: субъект, объект, единицу
налогообложения, налоговую базу, ставку, налоговые льготы, налоговый оклад,
носитель налога и т. д.
Субъектом налога выступает лицо, которое по закону должно уплатить налог.
Носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налогообложения - имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных
товаров (работ, услуг) либо иное экономическое основание.
Единица обложения - это единица измерения объекта, в зависимости от вида
объекта налогообложения может выступать в денежной или натуральной форме.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта
налогообложения.
Исчисляется
каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и
(или) на основе
иных документально
Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к
отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и
исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения
налоговой базы. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу
обложения, пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к
объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки - средняя ставка прогрессивного налога повышается по
мере возрастания дохода. При данной ставке налогообложения плательщик
выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
Регрессивные ставки - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере
роста дохода.
Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности -устанавливаются
применительно к каждому налогу и сбору.
Последним элементом является налоговые льготы, предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать
налог (в исключительных случаях могут быть индивидуальными). Налоговые
льготы отражают социальную сущность налогов, направленность налоговой
политики государства. Льгота на налоги устанавливается, как и налог, в
порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.
Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта
налога, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например,
затрат на ниокр), освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий
плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налоговой базы (налоговый
вычет), налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы
налога на определенную величину).
Реализация общественного назначения налогообложения как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения доходов проявляется в
выполняемых им функциях.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его
свойств.
Налоги выполняют три важнейшие функции:
1. Обеспечение
финансирования
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между
доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между
ними (социальная функция),
3. Государственное
регулирование экономики (
Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная.
Она проявляется
в обеспечении государства
для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной
функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится
возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу
определенных групп общества.
Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для
вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам
регулирующей функции налогообложения.
Регулирующая функция налогов заключается в следующем:
1. Установление
и изменение системы
2. Определение налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление налоговых льгот.
Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы
максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении
создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,
предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными
акциями.
В налоговом регулировании выделяются стимулирующая подфункция, а так же
подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений,
предпочтений.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за
пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на
воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую
принадлежность.
Налоги играют важную роль и в социальной жизни. Механизм налогообложения,
выступая наиболее активным регулятором экономики в руках государства, должен
базироваться
на оптимальном сочетании
общества. Реализация социальной функции налогов имеет большое значение для
обеспечения социального равновесия в обществе.
Выделяется
еще одна функция налогов как
экономическая категория –
Благодаря ей оценивается
эффективность налоговой
контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения
изменений в налоговый механизм и бюджетную политику.
По мнению А. Соколова налоги призваны выполнять следующие функции: собирание
денежных сумм, регулирование денежных доходов и часто - хозяйственного
накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли,
принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.
Все перечисленные функции, возможно, разделить на две группы: фискальную
(первая функция)
и экономическую (все остальные
Наличие экономической функции означает, что налоги, как активный инструмент
пере распределительных процессов, оказывают существенное влияние на
воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя
накопление капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.
1.2. Классификация и порядок исчисления.
Под местными налогами и сборами понимаются обязательные платежи юридических и
физических лиц поступающие в бюджет органов местного самоуправления в порядке
и на условиях, определенных законодательными актами.
Характерными
особенностями системы
Множественность налоговых платежей.
Преобладание
в местном налогообложении
Отсутствие ограничений при обложении местными налогами.
Отсутствие
для большинства местных
финансов и
государственной налоговой
Плательщиками местных налогов и сборов выступают одновременно и юридические и
физические лица.
Невысокая доля поступлений от местных налогов и сборов в местные бюджеты.
Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как
дополнение
действующих федеральных
разнообразие местных потребностей и виды доходов для местных бюджетов.
В 1991 г. в России можно было ввести в действие семь видов местных налогов. В
1992 г. Законом
РФ «Об основах налоговой
местных органов на ведение 21 вида местных налогов. В 1993 г. в связи с
принятием Закона РФ от 22.12.92г. №4178-1 «О внесении изменений и дополнений
в отдельные законы РФ о налогах» общее допустимое количество видов местных
налогов достигло 23. После введения в действие 1 части Налогового кодекса их
осталось 5: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на
рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
Из ранее
установленных налогов
имущество физических лиц и налог на рекламу. Местный налог на наследование
или дарение
заменяет ранее действовавшей
переходящего в порядке наследования и дарения. Изменения в классификации
местных налогов в 2001г. представлены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1. Изменение
в классификации местных налого
до 01.01.2001г. |
после 01.01.2001г. |
1. налог на имущество физических лиц |
1. налог на имущество физических лиц |
2. земельный налог |
2. земельный налог |
3. регистрационный сбор
с физических лиц, |
3. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью |
4. налог на строительство
объектов производственного |
4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне |
5. курортный сбор |
5. курортный сбор |
6. целевые сборы с
граждан и предприятий, |
6. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно – правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели |
7. налог на рекламу |
7. налог на рекламу |
8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров |
8. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров |
9. сбор с владельцев собак |
9. сбор с владельцев собак |
10. лицензионный сбор
за право торговли винно- |
10. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями |
11. сбор за выдачу ордера на квартиру |
11. сбор за выдачу ордера на квартиру |
12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей |
12. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей |
13. сбор за парковку автотранспорта |
13. сбор за парковку автотранспорта |
14. сбор за право
использования местной |
14. сбор за право использования местной символики |
15. сбор за участие в бегах на ипподромах |
15. сбор за участие в бегах на ипподромах |
16.сбор за выигрыш на бегах |
16.сбор за выигрыш на бегах |
17. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме |
17. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме |
18.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами |
18.сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами |
19. сбор за право проведения кино- и телесъемок |
19. сбор за право проведения кино- и телесъемок |
20. сбор за уборку территорий населенных пунктов |
20. сбор за уборку территорий населенных пунктов |
21. сбор за открытие игрового бизнеса |
21. сбор за открытие игрового бизнеса |
22. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
22. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы |
23. сбор за право торговли |
23. сбор за право торговли |
24. местные лицензионные сборы |