Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-6
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7
§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11
§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14
§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18

Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20
§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21
§ 2.2. Распределительная функция……………………………………...стр.22
§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23
§ 2.4. Стимулирующая функция………………………………………...стр.24
§ 2.5. Контрольная функция……………………………………………..стр.25
§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства
с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27
§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33
§ 3.1. Пути совершенствования налоговой системы…………………..стр.34-35

Заключение……………………………………………………………….стр.36-37
Список использованной литературы……………………………………стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от того, кто взимает налог и  в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ от 1998г., статьи 8, 12, 13:

 К Федеральным  налогам и сборам относятся:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на прибыль предприятия
  • Налог на доходы от капитала
  • Федеральный подоходный налог с физических лиц
  • Социальный
  • Государственные пошлины
  • Таможенные пошлины  и сборы
  • Плата за право использования недрами
  • Платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы
  • Платежи за загрязнение окружающей природной среды
  • Сбор за использование государственной символики РФ
  • Федеральные лицензионные сборы

К Региональным налогам и сборам относятся:

  • Региональный налог на прибыль предприятия
  • Региональный подоходный налог с физических лиц
  • Налог на имущество предприятия
  • Региональный налог с владельцев транспортных средств
  • Лесной налог
  • Налог, связанный с использованием инфраструктуры региона
  • Региональный лицензионный сбор
  • Сбор за использование региональной символики

К местным налогам  и сборам относятся:

  • Налог на землю
  • Налог на имущество физических лиц
  • Налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района)
  • Налог на рекламу
  • Местные лицензионные сборы
  • Сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения
  • Курортный сбор
  • Налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем
  • Гостиничный сбор
  • Сбор за использование местной символики

Если же в  качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги на юридических  и физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.2. Функции налогов 

     Взимание  налогов является одним из экономических методов государственного управления. Налоговая политика теснейшим образом связана с проведением ценовой политики. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, уровень налоговых поступлений оказывает влияние на привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Налоги  необходимы для осуществления государством возложенных на нее функций. Создания различных социальных фондов и для  проведения других государственных  мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности народного хозяйства.

     Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.

     Налоги  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении.

     Налоги  как стоимостная категория имеют  свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

     Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

     Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов -  формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

     Другая  функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

     Эта функция налогово-финансовых отношений  проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

       Распределительная функция налогов обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.

     Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате  экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что  экономическая функция налогов  способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. И, наконец, в случае если государственная система многоуровневая, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, республиканский, муниципальный (местный). В рационально построенной системе налогообложения налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.3. Основные принципы налогообложения 

   Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Налоги - это  обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

С правовых, юридических  позиций налоги как установленные  законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами  Верховного  Совета.

 С экономических  позиций налоги представляют  главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.

   Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две - фискальная и  экономическая.

Фискальная состоит  в формировании денежных доходов  государства. Деньги ему нужны на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и контролирующую роль.

Функции налогов  взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.

Элементы налога и способы его взимания

  Каждый  закон  должен конкретизировать следующие  элементы налога:

   1) объект  налога - это имущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;

   2) субъект  налога - это налогоплательщик, то  есть физическое или юридическое  лицо;

   3) источник  налога - т.е. доход, из которого  выплачивается налог (зарплата, прибыль,  доход, дивиденды);

   4) ставка  налога - величина налога с единицы объекта налога;

   5) налоговая  льгота - полное или частичное  освобождение плательщика от  налога.

   В практике  большинства государств получили  распространение три способа  взимания налогов:

   1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером  такого  налога  может  служить   налог на владельцев транспортных  средств.  Он взимается по установленной  ставке  от мощности транспортного  средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

   2) на основе  декларации

   Декларация - документ,  в котором плательщик  налога приводит расчет годового  дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата налога производится после получения дохода.

   Примером  может служить налог на прибыль.

   3) y источника

   Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

   Например, подоходный налог с физических  лиц.  Этот налог выплачивается  предприятием или организацией,  на которой  работает физическое  лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике