Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Налоги
известны людям с глубокой
древности, когда они
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов.
В рыночной экономике налоги - это один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат финансовым наполнением бюджетов разных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов - одно из самых тяжких преступлений.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
А. Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
На долю налогов приходится до 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Поэтому, от «качества» налоговой системы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными (бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночной экономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но и инвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики в целом.
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы, прежде всего, зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений. Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Разработанность проблемы.
И.А. Майбуров писал, что налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства [19]. И.В. Горский настаивает на фискальной функции. По его мнению, в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога [20]. Д.Г. Черник [21], Г.Б. Поляк и А.Н. Романов [23], ограничиваются рассмотрением двух функций – фискальной и регулирующей, присущих высокоразвитым рыночным отношениям. А.В. Брызгалин [22], В.Г. Пансков придерживаются мнения о многофункциональном проявлении сущности налогов.
Цель данной работы - исследовать налоги и налоговую систему России.
Решаемые задачи:
Объектом исследования данной работы является система налогообложения России.
Предметом исследования являются экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами в связи взимания налогов.
Методология исследования: метод сравнения; индексный метод группировки; экономический анализ; прогнозирования; синтез; метод формирования логики.
Практическая значимость работы: теоретические и практические аспекты работы могут быть использованы в преподавании дисциплин: налогообложения, экономика, бюджетная система.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
В рыночной
экономике налоги выполняют
1. Экономическая сущность и функции налогов. Виды налогов и их характеристика
1.1 Сущность и основные функции налогов
Налоги и в прошлом,
и сегодня пронизывают все
социально-экономические сферы
Экономическая сущность
налогов характеризуется
Таким образом, налогообложение - это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти [4].
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...» [14].
Исторически налоги возникли с разделением общества на социальные группы и появлением государства. Социально-экономическая их сущность, функции и роль определяются экономическим и политическим строением общества, природой и задачами государства.
Итак, налоги, налоговая политика, налоговая система, налогообложение, постоянно находятся в центре внимания всего общества в любом государстве, однако далеко не все, кто высказывает различные суждения о налогах, глубоко разбираются в их экономическом содержании, природе и социальном значении.
Определение понятия
«налог» тесно связано с катего
На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом. Налоги выступают необходимым звеном экономических отношений, и в силу этого во всех экономических теориях прошлого и настоящего времени авторы обязательно рассматривают проблемы налогообложения, стремятся определить место налогов в экономической системе, их назначение и варианты построения систем взимания налогов [18].
Ученые-экономисты, исследуя налогообложение, давали налогам различные определения. Изучая экономическую сущность налогов, классик буржуазной политэкономии Д. Рикардо писал: «Налоги составляют ту долю труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда выплачиваются, в конечном счете, из капитала или из доходов» [30].
К. Маркс, анализируя капиталистические производственные отношения, отмечал: «Экономическим воплощением существования государства являются налоги» [13].
Позднее, в начале ХХ века, определение налогов было дано русским ученым Александром Соколовым: «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия его расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента» [32].
При этом Налоговый кодекс, принятый в июле 1998 г., в статье 8 установил: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [17].
В определение Налогового кодекса не вошла важная особенность налогов – возможность использовать их для воздействия на экономические процессы.
Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.
По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность постепенно сокращается и доход от нее сводится к минимуму. Одновременно расширяются старые и появляются новые функции государства, а значит, возрастают расходы. Сокращение собственных доходов государства приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства.
Необходимость налогов
вытекает из функций и задач государства
(политических, экономических, социальных),
для осуществления которых
Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены рядом факторов:
Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации доходов в казну. Оно может использовать для покрытия расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных поступлений. При особых обстоятельствах власть прибегает к выпуску денег в обращение, однако это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате главным доходом государства являются налоги, других, более приемлемых источников в условиях рынка оно не изобрело. Хотя в истории имели место случаи, когда налоги не использовались как доход государства (СССР, Кувейт).
В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 0,8 до 0,9 всех поступлений казны в разных странах. В РФ в общие доходы федерального бюджета также поступает более 90% налогов (с учетом дорожных налогов) [23].
Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая. меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны [10].