Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 08:37, курсовая работа
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму
Вывод: финансовые отношения многогранны, они могут принимать те или иные формы при совершении тех или иных финансово-хозяйствующих операций. Однако модификация видов финансовых отношений не нарушает их изначальной сущности, все они возникают в момент распределения или перераспределения стоимости в денежной форме, и все они - отношения фондового характера. Кроме того, модификации форм финансовых отношений в большей степени определяются экономической и финансово-кредитной политикой государства, что составляет суть надстроечных, а не базисных отношений.
2.2 Роль налогов в перераспределении национального дохода
Налоги, участвуя в перераспределительном процессе, обеспечивают государство финансовыми ресурсами. Материальным источником налогов выступает новая стоимость, созданная в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, т.е. национальный доход. Когда в условиях войны, кризиса на покрытие расходов не хватает размера национального дохода, материальным источником налогов становится национальное богатство, т.е. совокупный национальный доход, созданный предшествующими поколениями.
Национальный доход, произведенный в процессе производства, распадается на две части: одна часть поступает собственникам – владельцам капитала и природных богатств в форме прибыли и доходов, вторая – наемным работникам в форме оплаты труда, т.е. обе части становятся конкретным доходом основных социальных групп общества. Такое деление национального дохода в производстве является первичным распределением и находится в неналоговых отношений [47].
Государство, обладая, как правило, незначительной собственностью на средства производства, в первичном распределении национального дохода, по существу, не участвует. Первичное распределение новой стоимости в условиях рыночных отношений дополняется вторичным распределением или перераспределением. При ограниченной собственности на средства производства господствующая власть может получить свою долю национального дохода только при принудительном перераспределении национального дохода. Налоги в этих условиях становятся главным методом мобилизации части национального дохода для государства. Они участвуют только на начальной стадии перераспределительного процесса – формировании государственных денежных фондов. Последующая стадия перераспределения – использование государством средств на общенациональные нужды – выходит за пределы налогообложения и является выражением расходов государства.
Национальное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (накопленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, используемых в производственной деятельности) и природного капитала (окружающей природной среды и запасов природных ресурсов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определенный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внутренний продукт (ВВП) [44].
Валовый внутренний продукт – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами и нерезидентами данной страны на ее территории за определенный промежуток времени.
В процессе создания ВВП и его распределением между владельцами факторов производства по средствам косвенных и прямых налогов происходит частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в данном процессе заключен экономический смысл налогообложения.
Всеобщим исходным
источником налоговых отчислений, сборов,
пошлин и других платежей независимо
от объекта налогообложения
Каким же образом государственные
расходы увеличивают
Во-первых, государственные расходы напрямую увеличивают накопление всех видов капитала, составляющих основу национального богатства. Так, расходы на разведку месторождений полезных ископаемых, природоохранные мероприятия и воспроизводство возобновляемых природных ресурсов позволяют сохранить и даже увеличить имеющийся в стране природный капитал. Социально ориентированные расходы (здравоохранение, образование) увеличивают человеческий потенциал страны. Расходы экономического характера (государственные инвестиции, государственный заказ, поддержка отдельных отраслей) увеличивают физический капитал страны.
Во-вторых, государственные расходы повышают эффективность использования накопленных в стране видов капитала в сторону увеличения ВВП.
В-третьих, государственные расходы стимулируют повышение спроса на накопленные виды капитала, т.е. на факторы производства, тем самым вызывая экономический рост и развитие [35].
Следовательно, большинство
государственных расходов (за исключением
административно-
Налоги, как отмечалось
ранее, участвуют в перераспределитель
Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и национального дохода. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости ВВП и национального дохода государством.
Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями.
Вывод: Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства [9].
Следовательно, налоги как участник перераспределительного процесса зависят от объема стоимости ВВП и национального дохода. Это находит отражение на второй стороне перераспределительного процесса – использовании стоимости ВВП и национального дохода государством.
Государство, устанавливая долю стоимости налогового изъятия, должно не нарушить правильного соотношения между объемами созданной и распределяемой стоимости. Если распределяемая часть стоимости окажется больше созданной, это вызовет расширение границ инфляционного налога. В связи с этим необходимо устанавливать связь налогообложения с воспроизводственными пропорциями.
Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
2.3 Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Основные направления совершенствования налоговой политики в России на современном этапе развития.
Правительство РФ одобрило предложенные Минфином России основные направления налоговой политики на 2013 г., а также на 2014 - 2015 гг. Документ был подготовлен в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Нормативным правовым актом он не является, однако на его основе разрабатываются изменения, которые вносятся в налоговое законодательство. Следовательно, именно на этот документ предприниматели могут ориентироваться при долгосрочном налоговом планировании.[31]
Авторы Основных
направлений составили
- поддержка
инвестиций и развития
- совершенствование
механизмов налогообложения
- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
- развитие взаимосогласительных
процедур в налоговых
Кроме того, в документе приведены меры, направленные на увеличение бюджета:
- налогообложение природных ресурсов;
- акцизное налогообложение;
- введение налога на недвижимость;
- сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений;
- совершенствование налога на прибыль организаций;
- совершенствование налогового администрирования;
- противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;
- страховые
взносы на обязательное
В целях поддержки инвестиций и развития человеческого капитала авторы Основных направлений предлагают следующие меры. В первую очередь, предполагается освободить от налогообложения некоторые социально значимые выплаты физическим лицам (гранты, выплаты безработным гражданам, суммы оплаты медицинских услуг отдельными категориями работодателей и др.). Кроме того, планируется скорректировать порядок предоставления имущественного вычета по расходам на строительство и приобретение жилья. Предлагается учесть недавно принятые постановления Конституционного Суда РФ о получении имущественного вычета родителями, приобретающими за свой счет имущество в долевую собственность с несовершеннолетними детьми, и пришел к выводу о необходимости установить порядок предоставления такого вычета в части долей несовершеннолетних детей. По мнению финансового ведомства, следует предусмотреть правила получения вычета при оформлении родителями имущества в собственность несовершеннолетнего ребенка. Авторы Основных направлений указали, что процедура распределения вычета в случаях приобретения имущества в общую долевую либо совместную собственность также должна быть уточнена [11]
Предлагается также ввести налог на недвижимость физлиц. В рамках планируемого введения этого налога также будет рассмотрен вопрос налогообложения роскоши, который неоднократно поднимался в разных законопроектах, но пока ни один из них не был принят. Сумму налога планируется рассчитывать исходя из рыночной кадастровой стоимости (а не инвентаризационной, которую определяет БТИ) по ставке от 0,05 до 0,3 процента. Самая высокая ставка будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн руб. Создание единого объекта недвижимости, включающего земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения, на данный момент не планируется, однако для владельцев жилья будут предусмотрены стандартные и социальные налоговые вычеты, ставки и размеры которых предстоит определить только после проведения массовой оценки принадлежащего физлицам недвижимого имущества. Сроки введения налога на недвижимость также напрямую зависят от периода проведения оценки капитального строительства.