Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение................................................................................................................3
1. Понятие налоговой системы государства и её структурные элементы...............................................................................................................6
2. Классификация налоговых систем...............................................................13
2.1. Англосаксонская модель............................................................................13
2.2. Евроконтинентальная модель....................................................................17
2.3. Латиноамериканская модель.....................................................................22
2.4. Смешанная модель.....................................................................................23
Заключение........................................................................................................31
Список литературы...........................................................................................32

Вложенные файлы: 1 файл

курс.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

При исчислении дохода физических лиц от денежных капиталов учитывается прибыль, которую извлекает лицо от этой деятельности. Физические лица самостоятельно исчисляют облагаемый доход и указывают в декларации[3, с. 20].

Налог от прибыли  от недвижимости, которым облагаются физические лица, взимается с прибыли, получаемой при строительстве; прибыли  от недвижимости, носящей спекулятивный характер; от сверхприбыли, получаемой при продаже земли под застройку.

Чистые прибыли  от недвижимости, получаемые физическими  лицами, предварительно облагаются налогом  в размере 25% от суммы прибыли  в момент регистрации сделки. В момент уплаты налога эта сумма вычитается из общей суммы выплаты налога.

Налог на прибыль  акционерных компаний взимается  с юридических лиц с чистой прибыли. Налог исчисляется со всего  дохода, полученного от различных  видов деятельности, в том месте, где находится основное предприятие или учреждение. Начисление налога производится по декларации.

Облагаемой считается  прибыль, устанавливаемая как разница  между стоимостью активов на момент закрытия годового баланса и вычетом  новых вложений. На практике облагаемая прибыль предприятия равна разнице между валовой прибылью (выручкой) и расходами, понесенными для ее получения, то есть за минусом расходов на зарплату, наем помещений, уплату процентов по кредитам, уплату налогов и др.

К налогам на доходы предприятий относят налог на ученичество и налог на фонд заработной платы. Оба налога поступают в госбюджет. Налог на ученичество взимается по фиксированной ставке от фонда заработной платы. Налог на заработную плату изымается по единой ставке от фонда заработной платы. Данный вид налога платят государственные и частные учреждения и организации, производящие пенсионные выплаты.

Налог на наследство и дарение взимается с физических лиц при всех видах перехода прав собственности. Обложению подвергается имущество, получаемое наследником по единым ставкам, определенным законодательством, с учетом степени родства.

Регистрационные и гербовые сборы взимаются с  юридических актов, оформляемых  с целью перехода различных видов  собственности к новым владельцам. Основная часть сборов взимается в доход госбюджета.

Регистрационные сборы подразделяются на три категории: взимаемые по твердой ставке, пропорциональной и прогрессивной. По твердой ставке облагаются юридические акты, по которым  не установлены тарифы распоряжениями. По пропорциональной ставке облагаются соглашения сторон по всем видам деятельности. По прогрессивной ставке облагается только бесплатная передача наследования между наследниками.

Регистрационный налог (сбор) взимается при продаже, переуступке, перепродаже всех видов имущества по общей или сокращенной ставке. Налог включается в цену имущества. Сокращенная ставка применяется при продаже дома или его части совместно с земельным наделом, при приобретении лесных угодий и в других случаях.

Промысловый налог  уплачивается ежегодно физическими и юридическими лицами, занимающимися постоянно производственной деятельностью, не получающими за нее заработную плату. Обложению промысловым налогом подлежит деятельность, носящая постоянный характер, периодические сезонные работы, разовая закупка товара с целью перепродажи.

Ставка налога устанавливается каждой административно-территориальной  единицей самостоятельно на каждый род  занятий. Максимальный размер ставки не может превышать более чем  в 2 раза среднюю ставку по этому  налогу за прошлый год, установленную на национальном уровне. Государство получает от местных органов власти 7,6% общей суммы налоговых платежей.

Надбавки к  промысловому налогу устанавливаются  для покрытия расходов Товарно-промышленной палаты и выплачиваются субъектами промыслового налога.

Социальный налог  на заработную плату (налог на фонд заработной платы) взимается с юридических  лиц. Объектом налогообложения является фонд заработной платы организации. Ставки налога носят прогрессивный  характер и варьируются в размере от 4,5 до 13,5%.[3, с. 38]

Налог на развитие профессионального образования  взимается с юридических лиц. Объектом налогообложения является фонд заработной платы. Ставка налога составляет 0,5%, в том числе берется  и надбавка в размере 0,1%.

Сбор на профессиональную подготовку взимается с предпринимателей, которые в обязательном порядке должны финансировать долгосрочную профессиональную подготовку работников. На эти цели взимается налог в размере 1,2% от годового фонда оплаты труда. При использовании предприятием временной рабочей силы размер ставки возрастает до 2% и еще взимается дополнительный сбор в размере 0,3% годового фонда оплаты труда.

Сбор на строительство  жилья взимается со всех предпринимателей, имеющих работников. Ставка налога установлена в размере 0,65% от годовой суммы фонда оплаты труда работников.

Налог на здания, принадлежащие иностранным компаниям, взимается с недвижимости всех иностранных  компаний по ставке 3%, в то время  как максимальная ставка налога на собственность французских компаний составляет 1,5%.

Налоги на собственность:

- при сдаче  в аренду недвижимости годовая  арендная плата, взимаемая с  арендодателя, составляет 2,5%;

- налог на  транспортные средства взимается  с владельцев транспортных средств,  в том числе принадлежащих  корпорациям, по ставкам, учитывающим мощность двигателя;

- налог на  отдельные виды автотранспортных  средств взимается с автомобилей,  вес которых превышает 16 т.  Ставки налога зависят от веса  и типа автомобиля.

- Во Франции,  кроме того, коммунальные советы  могут учредить арендную плату с кемпингов и мест отдыха, налог на уборку и целый ряд дополнительных надбавок к налогам.

 

2.3. Латиноамериканская  модель

 

Рассмотрим особенности  данной модели на примере Боливии[12, с. 54]. 

В период с 1985 по 2003гг. боливийская система налогообложения претерпела достаточно много изменений и в конце концов по состоянию на начало 2005 года сложилась следующим образом. В стране действует три уровня налогов – национальные налоги, муниципальные налоги и налоги на уровне департаментов (местные). К общегосударственным (национальным) относятся 11 видов налогов, основными из которых являются НДС, налог на доходы частных лиц, налог на прибыль компаний, прямой налог на нефтегазовый сектор, таможенные платежи. К муниципальным налогам относятся два налога - налог на недвижимость и транспортные средства и налог на передачу недвижимости и транспортных средств. Базовая ставка НДС – 13%. НДС не облагаются услуги финансового и страхового сектора, гостиничные услуги для иностранных туристов, и еще ряд услуг. Базовая ставка налога на прибыль компаний – 25%. В качестве косвенного общегосударственного налога взимается также так называемый налог на потребление, которым облагаются импорт и продажи сигарет, сигар, трубочного табака, автомобилей, мотоциклов, лодок, катеров и яхт, всех напитков в бутылках кроме минеральной воды, алкогольных напитков и пива. Ставка налога для всех вышеозначенных продуктов разная, для напитков она взимается в зависимости от литража, а не стоимости, самая высокая – для виски (0,86 долл. за литр), самая низкая для безалкогольных напитков (0,02 долл. за литр), для транспортных средств ставка налога колеблется от 10% до 18%, для табачной продукции – 50%.

2.4. Смешанная  модель

Представитель этой модели – Россия.

Современная российская налоговая система сло жилась на рубеже  
1991-1992 гг., в период политическо го противостояния, кардинальных экономических пре образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и соци альный кризис в стране — вес эти факторы непосред ственно повлияли на ее становление. Существующая рос сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по строения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

В Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов[8, с. 22]:

1. Федеральные  налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на  добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4) налог на  доходы физических лиц;

5) единый социальный налог;

6) государственная  пошлина;

7) таможенная  пошлина и таможенные сборы;

8) налог на  пользование недрами;

9) налог на  добычу полезных ископаемых;

10) налог на  дополнительный доход от добычи  углеводородов;

11) сбор за  право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

12) лесной налог;

13) водный налог;

14) экологический  налог;

15) федеральные  лицензионные сборы.

2. Региональные  налоги и сборы, устанавливаются  Налоговым Кодексом и законами  субъектов Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с налоговым Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся:

1) налог на  имущество организаций;

2) налог на  недвижимость;

3) дорожный налог;

4) налог на  игорный бизнес;

5) транспортный  налог;

6) региональные  лицензионные сборы.

3. Местные налоги  и сборы, устанавливаются Налоговым  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления, вводятся в действие в соответствии с Налоговым Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

1) земельный  налог;

2) налог на  имущество физических лиц;

3) налог на  рекламу;

4) налог на  наследование или дарение;

5) местные лицензионные  сборы.

Принципы налоговой  системы изложены в 3-ей статье Налогового кодекса РФ. Данная статья, провозглашая основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически является базовой статьей, определяющей сущность налоговой политики в Российской Федерации и основы российской доктрины налогового права. Налоговая система России основана на[8, с. 40]:

1) признании  всеобщности и равенства налогообложения;

2) принципе справедливости  и реальной возможности налогоплательщика  уплатить налог;

3) недискриминации  налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим и конфессиональным  признакам, в зависимости от  форм собственности, гражданства и места происхождения капитала;

4) экономической  обоснованности налогообложения  конкретным видом налога;

5) ясности норм  налогового законодательства и  толковании их в пользу налогоплательщика.

Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий  перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится  увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

Принципиальные  основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств.

Конституционный институт общих принципов налогообложения  и сборов нашел определенное отражение  в ст.3 Налогового кодекса.

В соответствии с Конституцией РФ установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения.

В силу ч.2 ст.76 Конституции  РФ законы субъектов РФ по этому  предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон.

Информация о работе Налоги и налогообложение