Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:38, контрольная работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики…………..5
2. Элементы налога и виды ставок…………………………………………………….9
3. Налогообложение в России………………………………………………………..11
4. Основы налоговой системы…………………….……………………………….…13
5. Налоги на прибыль и доход предприятий (организаций)……………………….16
6. Внешнеторговые пошлины……….…………………………………………….….18
7. Налоги на имущество………………………………………………………………20
8.Недостатки налоговой системы России…………………………………………...21
9. Пути оптимизации налоговой системы России……………………………..........25
10. Земельная Рента и ее распределения……………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………
4. Основы налоговой системы
По Закону Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. Плательщиками налогов являются юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. объекты, установленные законодательными актами. Один и тот же объект может облагаться налогом только один раз за определенный законом период налогообложения.
Налогоплательщик обязан:
· своевременно и в полном размере уплачивать налоги;
· вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности;
· представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
· выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
Налогоплательщик имеет право:
· пользоваться льготами по уплате налогов;
· знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
· обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц;
· и другие права.
Налоговая система России включает в себя три категории налогов: федеральные, республиканские (краев, областей) и местные.
Федеральные налоги устанавливаются Государственной Думой России и взимаются на всей ее территории. В их число входит пятнадцать видов налогов. Семь из них являются источниками формирования федерального бюджета: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, налог на операции с ценными бумагами и таможенная пошлина. Два вида федеральных налогов - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и отчисления в дорожные фонды - служат источником формирования одноименных внебюджетных фондов. Средства от трех федеральных налогов - гербового сбора, государственной пошлины и налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, - зачисляются в местные бюджеты. Два важнейших налога - налог на доход (прибыль) предприятий и подоходный налог с физических лиц - служат для регулирования поступлений в республиканские (краевые, областные) и местные бюджеты. Доля этих налогов, отчисляемая в соответствующий бюджет, устанавливается местными органами власти при утверждении этих бюджетов.
Ставки налогов республик, краев и областей,
как правило определяются органами власти
этих административно-
Широк перечень местных налогов, устанавливаемых
органами власти краев, областей, иных
административно-
5. Налоги на прибыль и доход предприятий (организаций)
Верховный Совет Российской Федерации положил начало переходу от налогообложения прибыли предприятий к налогообложению их дохода. С 1 января 1992 г. введены налоги на доходы банков и доходы от страховой деятельности.
Основное преимущество дохода предприятий как объекта налогообложения перед прибылью в том, что в первом случае объем налоговых поступлений совершенно не зависит от того, какая часть дохода предприятия достанется собственникам капитала, а какая поступит наемным работникам. И значит, государству с точки зрения налоговых поступлений не нужно учитывать распределение дохода и как-либо воздействовать на него. Если же облагается прибыль, то государство в целях пополнения бюджета заинтересовано в том, чтобы она была возможно большей. Тогда большей будет и сумма налогов. Другими словами, в этом случае государству выгодно такое положение, когда прибыль в структуре дохода предприятия растет за счет той его части, которая предназначена для оплаты труда. Государство, перейдя от налога на прибыль к налогу на доход предприятия, в полной мере реализует свой интерес в пополнении бюджета, не порождая при этом дополнительной социальной напряженности. Другое преимущество налога на доход - упрощается контроль за достоверностью расчета налога. Нет необходимости в регулировании оплаты труда, поскольку налогооблагаемый доход определяется как валовой доход за вычетом материальных затрат. Государству остается лишь контролировать правильность исчисления валового дохода и вычитаемых из него затрат материальных ресурсов.
Применяемые в России ставки: 32% по налогу на прибыль предприятий (45% - бирж, брокерских контор и посреднических предприятий) и до 18% по налогу на доход предприятий (90% - казино, иных игорных домов, а также другого игорного бизнеса, 70% - видеосалонов, аукционов, игровых автоматов с денежным выигрышем; 45 - бирж, посреднических и торгово-посреднических предприятий, брокерских контор и инвестиционных институтов; 30 - банков; 25% - на доходы от страховой деятельности, консультационных и аудиторских услуг) - вполне сопоставимы со средним уровнем налогообложения в крупнейших странах рыночной экономики.
По налогу на прибыль (доход) для всех отечественных предприятий предусмотрено внесение авансовых платежей не позднее 10-го и 25-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/6 квартальной суммы налога, исчисленной исходя из предполагаемой суммы дохода.
6. Внешнеторговые пошлины
С помощью внешнеторговых пошлин государство изымает в свою пользу часть того дохода экспортеров и импортеров, который образуется в силу различий в уровнях внешнеторговых (пересчитанных в рубли по рыночному курсу Центрального Банка России) и внутренних цен России на вывозимые и ввозимые товары. Соответственно данный налог уплачивают те предприятия, которые осуществляют внешнеторговые операции. Экспортные пошлины установлены на сырьевые товары, энергоносители, металлы и изделия из них, сельскохозяйственное сырье и продукты. Они исчислены в ЭКЮ за единицу веса или объема вывозимого товара, однако уплачиваются в рублях. Пересчет ЭКЮ в рубли осуществляется по курсу, устанавливаемому Центральным Банком Российской Федерации, который действует на дату взимания таможенной пошлины. При осуществлении бартерных сделок ставки экспортной пошлины увеличиваются на 30% по сравнению с базовыми, установленными Правительством или Таможенным комитетом России. А с 1 января 1993г. разрыв между базовыми ставками экспортной пошлины и ставками, применяемыми к бартерным операциям, составляет 50%. Импортные пошлины, взимаемые на территории России, исчисляются в процентах от таможенной стоимости импортируемых товаров. Для большинства товаров базовые сделки установлены на уровне 15%. Исключение составляют легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, видеоаппаратура, ленты и другие носители информации, по которым пошлины повышена до 25%, и винно-водочные изделия, по которым пошлина установлена на уровне 20-50% таможенной стоимости. Базовые ставки импортных пошлин применяются к товарам, ввозимым из стран, которые пользуются в России режимом наибольшего благоприятствования. Если же товар импортируется из страны, не пользующейся в Российской Федерации таким режимом, то импортная пошлина взимается по удвоенной базовой ставке. Пошлина уменьшается вдвое, если товар ввозится из развивающихся стран. Товары, ввозимые из наименее развитых стран, освобождены от пошлины. Импортные пошлины не взимаются с ввозимых из любой страны книг, газет, другой полиграфической продукции, детской одежды, медицинского оборудования, а также продовольственных товаров и медикаментов по перечню, определяемому Правительством России. Импортные пошлины выплачиваются в рублях с пересчетом таможенной стоимости товара по курсу рубля, котируемому Центральным Банком Российской Федерации на день таможенного оформления. Импортер может также платить пошлину в свободно конвертируемой валюте. Импортная пошлина взимается не только с предприятий, ввозящих товары в Россию, но и с граждан. Беспошлинно гражданин вправе импортировать товары общей стоимостью до 10 тыс. долл. в сопровождаемом багаже (за исключением транспортных средств), а также товары для личного пользования в количествах, определяемых Государственным таможенным комитетом России. Взимание пошлин осуществляется органами Государственного таможенного контроля России на основе грузовой таможенной декларации, представляемой экспортерами и импортерами товаров.
Наряду с пошлиной предприятия при осуществлении экспортно-импортных операций уплачивают таможенным органам сбор за осуществление таможенных процедур.
7. Налоги на имущество
В качестве одного из существенных источников бюджетных доходов, значение которого с течением времени будет, несомненно возрастать, государство рассматривает налог, взимаемый с владельцев собственности. В России ставка налога на имущество предприятий может достигать 1% от его остаточной стоимости. За находящиеся в собственности строения, помещения и сооружения государство взимает налог по ставке 0,1% от их инвентаризационной стоимости. Облагаются налогом и транспортные средства граждан.
Весьма необычный принцип предложен для взимания налога на наследство и дарения. Его ставки установлены к стоимости имущества, исчисленного в минимальных заработных платах. Такой метод определения налогооблагаемой базы эффективен в условиях инфляции, поскольку позволяет сохранить относительное бремя налога на прежнем уровне, разумеется, если изменение минимальной заработной платы соответствует темпу инфляции.
Закон предусматривает в качестве льготы освобождение от данного налога в довольно распространенных случаях: когда имущество наследуется супругом, или переходит от супруга к супругу в порядке дарения, или когда дома (квартиры) наследуются теми, кто проживал в этих домах совместно с наследователем на день открытия наследства. Поскольку налог на наследство и дарения взимается с весьма крупных состояний и по прогрессивной шкале, то он играет определенную социальную роль: уменьшает возможности наследников (одаряемых) жить за счет наследодателей (дарителей) и одновременно расширяет возможности государства оказывать социальную помощь малоимущим. Налог на имущество предприятий вносится из прибыли предприятия. Уплата налога производится поквартально.
Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по месту нахождения (регистрации) имущества. За просрочку платежей налогов на имущество физических лиц начисляется пеня в размере 0,2% с суммы недоимки за каждый день просрочки.
8.Недостатки налоговой системы России
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена прежде всего ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).
Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики