Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:31, реферат

Краткое описание

Налоги представляют собой один из главных методов мобилизации государственных доходов и сбора дохода в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общественно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налоговых изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения, а с расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.DOCX

— 79.87 Кб (Скачать файл)

К числу плательщиков налога российское налоговое законодательство относит также и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие в России доходы. При этом законодательство установило четкое понятие «постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения». Таким представительством признается место осуществления этой организацией предпринимательской деятельности, в частности, место управления, бюро, контора, агентство. К постоянному представительству, в частности, относится любое место, связанное с разведкой, разработкой и любым другим использованием природных ресурсов, осуществлением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, пуску и обслуживанию оборудования. В том случае, если иностранная организация осуществляет в России предпринимательскую деятельность не самостоятельно, а через посредника, не уполномоченного вести переговоры и подписывать контракты от имени этой иностранной организации, то деятельность такого посредника приводит к образованию постоянного представительства этой иностранной организации. Кроме того, не признается постоянным представительством место, используемое исключительно для хранения или демонстрации товаров, принадлежащих этой иностранной организации, а также для закупки товаров или изделий, сбора информации исключительно для собственного использования этой иностранной организацией. В случае, если все таки иностранная организация получает от российской стороны доход, то российская сторона автоматически становится налоговым агентом, обязанным удержать соответствующие российские налоги в момент выплаты этого дохода. Главным критерием для снятия с российской организации вышеуказанной обязанности налогового агента является наличие копии свидетельства о регистрации иностранного юридического лица в территориальном управлении ФНС.

Одновременно  с этим законом установлен ряд категорий предприятий и организаций, применяющих специальные налоговые режимы (например, упрощенную систему налогообложения), которые, в частности, не являются плательщиками налога на прибыль.

Объектом налогообложения  по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для определения налогооблагаемой прибыли из полученных организацией доходов необходимо вычесть расходы, непосредственно связанные с получением этих доходов. При этом следует отметить, что к вычету из доходов принимаются не любые, а только необходимые, экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществляемые в указанных выше целях.

При этом налоговая  база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от 24 % (стандартной), определяется налогоплательщиком отдельно. Таким образом, налогоплательщик вменяется ведение раздельного учета доходов и расходов по разным видам деятельности.

Отметим, что налоговая база формируется из объекта налогообложения и представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. За счет чего же происходит расширение налоговой базы.


Налогоплательщики, применяющие  специальные налоговые режимы, или  являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции, работ и услуг уплаченные экспортные пошлины.

Законом предусмотрена корректировка  доходов, полученных в натуральной  форме в результате реализации товаров  через товарообменные операции.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае если в налоговом (отчетном) периоде налогоплательщиком получен убыток, то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база признается равной нулю.

Законодательство предоставляет  право уменьшить налоговую базу последующего налогового периода на всю сумму полученного налогоплательщиком убытка. Он вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Однако при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной без учета данного вычета. Воспользоваться этим правом возможно не сразу, а например, через год, и он может быть перенесен на любой из последующих девяти лет. Если же налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущее производится в той очередности, в которой они получены.

Ставка налога на прибыль  организации едина для всех типов  организаций — 24 % — и разнится по налогообложению дивидендов и доходов иностранных юридических лиц (см. НК РФ).

Налоговым периодом по налогу на прибыль организации признается календарный финансовый год. Однако промежуточную отчетность по авансовым начислениям необходимо сдавать, соответственно, ежеквартально, каждое полугодие и девять месяцев. В отдельных случаях налогоплательщики исходя из фактически полученной прибыли исчисляют ежемесячные авансовые платежи, отчитываются ежемесячно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные налоговые теории:

 

  Налоговая теория — система научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства различной степени обобщения. Существуют как обобщенные разработки (общие теории налогов), так и исследования по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов).

  Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом. Ниже дается представление об общих теориях начиная со средних веков и до наших дней. 1)Суть теории обмена — возмездный характер налогообложения, т.е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по охране, поддержанию порядка и др. Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

 2)Согласно атомистической теории как разновидности предыдущей налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Никто не может отказаться от налогов, которые выстукают платой общества за мир и выгоды гражданам. Получается обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой.

3)В  соответствии с теорией наслаждения  налог есть одновременно и  жертва, и наслаждение. По этому  поводу швейцарский экономист  Ж. Симонд де Сисмонди пишет: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, — опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

4)Теория  налога как страховой премии  рассматривает налоги как платеж, уплачиваемый на случай наступления  какого-либо риска. Здесь налогоплательщик  как коммерсант в зависимости  от доходов страхует свою собственность  от войны, стихийного бедствия, пожара и т.д. В рамках этой  теории существовал иной подход, согласно которому налогоплательщик  выступает как член страхового  общества и должен уплачивать  страховой взнос пропорционально  своему доходу и имуществу.

5)Сторонники  классической теории налогов  рассматривают налоги как один  из видов государственных доходов,  которые должны покрывать затраты  по содержанию правительства.  При этом какая-либо другая  роль (например, регулирования экономики)  налогам не отводится; пошлины и сборы не рассматриваются в качестве налогов.

6)Учение  о правовом государстве приводит  к появлению новых теорий, а  именно: теории жертвы и теории  коллективных потребностей. Обе  теории содержат идею принудительного  характера налога, трактуют налог  как обязанность, вытекающую из  самой сути государственного  устройства общества. Теория жертвы  создавалась в течение XIX в., сохранив  свою актуальность и в первые  десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца  ХIХ—начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.

7)Центральная  идея кейнсианской теории заключается в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее развития. При этом большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов.

 8)На количественной оценке денежного обращения основана теория монетаризма. Согласно этой теории налоги наряду с иными компонентами воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономки.

9)В  большей степени, чем две предыдущие, теория экономики предложения  рассматривает налоги как один  из важных факторов экономического  развития и регулирования. Согласно  этой теории снижение налогового  гнета приводит к бурному росту  предпринимательской и инвестиционной  деятельности. В рамках данной  теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

10)К  частным теориям налогов  относится в первую очередь теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ о влиянии прямого и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему в соответствии с основными принципами налогообложения можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм.  

11) В теории единого налоги лежит мысль, что налоги в итоге уплачиваются из одного источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным путем, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода.

12)Теория  пропорционального налогообложения  базируется, на ослаблении налогового  нажима по мере увеличения  объекта налогообложения (налогооблагаемые  суммы). Защитниками этого способа  обложения всегда выступают наиболее  имущие классы.

13)Теория  прогрессивного налогообложения  основана на усилении налоговой  нагрузки по мере роста доходов  и имущественного состояния плательщика.  Считается, что богатого гражданина  необходимо обложить больше не  только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог  должен быть не пропорциональным, а прогрессивным.

14)Теория  переложения налогов изучает  справедливость распределения налогового  бремени в зависимости от форм  обложения, эластичности спроса  и предложения. Исследование ведется  по источникам доходов и по  категориям плательщиков. Существуют  различные разновидности этой  теории: абсолютная, оптимистическая,  пессимистическая и др.  [2, С 6-11]

 

 

 

 

 

 

3. Сущность и инструменты налогового регулирования.

3.1. Роль налогов в формировании  финансов государства.

  Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

 С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.

  Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.

  До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. — уже 40—50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран — косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.  
 
Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также — в некоторых странах — акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования —- составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Информация о работе Налоги как инструмент государственного регулирования экономики