Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка применения действующих форм и методов налогового контроля, а также рассмотрение налоговой отчетности как механизма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучение понятия и форм налогового контроля;
2. исследование правовых основ и порядка проведения налоговых проверок;
3. изучение подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков, в частности – к крупным налогоплательщикам.
4. рассмотрение нормативно-правовых основ налоговой отчетности;
5. определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в различных видах и порядка ее приема налоговыми органами

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. Налоговый контроль, его сущность и содержание
1.1. Понятие и формы налогового контроля
1.2. Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения
1.3. Прочие формы налогового контроля
1.4. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
2. Налоговая отчетность в Российской Федерации
2.1. Нормативно-правовые основы налоговой отчетности
2.2. Порядок представления бухгалтерской отчетности
2.3. Налоговая декларация
3. Налоговая система зарубежных стран
3.1. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
3.2 Налоговые системы зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Расторгуева Е. БУХ-08.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой про­верки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным пред­принимателем. В таком акте указываются документально подтверждаемые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Подготов­ленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматри­ваются руководителем налогового органа вместе с документами и мате­риалами, предоставленными налогоплательщиком, а также со всеми име­ющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение, которое состоит в следующем:

1.  налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. решение этого вопроса может состоять в отказе от при­влечения налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;

3. руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий по налоговому контролю.

В случае принятия решения о привлечении налогоплательщика к на­логовой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить следующее: обстоя­тельства совершенного налогового правонаруше­ния, как они установлены проведенной проверкой, на основе каких доку­ментов; иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятель­ства; доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих документов, решение о привлечении налого­плательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые пра­вонарушения с указанием статей НК РФ. Только после принятия мотивированного решения налогоплатель­щику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Принципиально новое во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков – это введенная в НК РФ норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщика штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). То есть штрафы за нарушение налого­вого законодательства с момента вступления в действие НК РФ взима­ются только по решению суда.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о наложении на этого налогоплательщика налоговой санкции.

При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму на­логовой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно упла­тить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в тре­бовании срок уплаты штрафной санкции. Исковое заявление о взыска­нии налоговой санкции с организации или индивидуального предприни­мателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, – в суд об­щей юрисдикции.

К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть прило­жены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Таким образом, действующий НК РФ предусматривает ряд нововведений по осуществлению налоговыми органами проверок, которые направлены на совершенствование правового регулирования налогового контроля.

1.3. Прочие формы налогового контроля

Помимо рассмотренных выше форм налогового контроля существуют и другие формы, в частности:

1. Получение объяснений.

В ст. 82 НК РФ упоминается такая форма налогового контроля, как получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. Кроме того, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменных уведомлений налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства. Пояснения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляются налогоплательщиком в устной или письменной форме. К пояснениям могут прилагаться необходимые документы (накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и др.).

2. Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Согласно ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если они получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля (например, в ходе камеральной проверки) или при согласии владельца этих предметов. Осмотр производится в присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

3. Истребование документов при проведении налоговой проверки. Согласно ст. 31 и 93 НК налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом лицу вручается требование о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения проверяемому лицу соответствующего требования. Этот срок может быть продлен в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК. При этом непредставление документов в ходе налоговой проверки не препятствует в дальнейшем их представлению в суд.

Истребование документов возможно только в рамках налоговой проверки, причем содержание этих документов должно быть так или иначе связано с предметом самой проверки. При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика не любые дополнительные сведения, объяснения и документы, а только те, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В соответствии с п. 5 ст. 93 НК налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

2. Налоговая отчетность в Российской Федерации

2.1. Нормативно-правовые основы налоговой отчетности

Чаще всего налогоплательщики сталкиваются с представителями налоговых органов в процессе сдачи отчетности. Выездные налоговые проверки проходят не так часто, отчетность же каждой организацией сдается ежеквартально.

Отчетность, предоставляемую в налоговые органы, необходимо разделить на два блока: налоговая отчетность (налоговые декларации) и бухгалтерская отчетность.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Ответственность за не предоставление налоговых деклараций установлена ст.119 НК РФ, за не предоставление бухгалтерской отчетности – п.1 ст.126 НК РФ.

2.2. Порядок представления бухгалтерской отчетности

Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции утвердило Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором установлен порядок представления бухгалтерской отчетности внешним пользователем. Пункт 85 Положения содержит норму о предоставлении права субъектам малого предпринимательства не представлять в составе отчетности отчет о движении денежных средств, а также приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.

Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-444 от 22.09.2009 уточняет правовые основы представления налогоплательщиком-организацией бухгалтерской отчетности в налоговый орган. В частности, в соответствии с пп. 5 п. 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда организации не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.

При этом согласно Федеральному закону от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления.

Более того, в силу п.5 ст.15 Закона №129-ФЗ установлена обязанность пользователей бухгалтерской отчетности, а в их число входят и налоговые органы, в приеме бухгалтерской отчетности.

2.3. Налоговая декларация

В соответствии со ст.80 НК РФ Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налоговое законодательство предусматривает три способа представления налоговой отчетности (п. 4 ст. 80 НК РФ):

 непосредственно в инспекцию самим налогоплательщиком или его представителем;

 почтовым отправлением с описью вложения;

 по телекоммуникационным каналам связи.

Первый способ обладает рядом особенностей. Во-первых, инспектор поставит на копии каждой декларации отметку о том, что она принята, и текущую дату (п. 4 ст. 80 НК РФ). Во-вторых, может оказаться, что в законодательстве что-нибудь изменилось (форма декларации или порядок расчета налога) и ошибку можно вовремя исправить. Недостатком такого способа является то, что он требует много времени и сил. Однако в Налоговом кодексе (ст. 29) написано, что предприятие может общаться с налоговыми органами и через уполномоченного представителя (таким представителем может быть, например, частный аудитор или специализированная фирма). Такой представитель может сдавать в инспекцию и налоговые декларации предприятия. Для этого нужно оформить соответствующую доверенность.

Еще одним способом представления налоговой отчетности является отправка по почте. В этом случае датой сдачи отчетности будет дата, проставленная на почтовой квитанции. Считается, что декларация подана вовремя, если ее сдали на почту до 24.00 последнего дня установленного срока (ст. 6.1 НК РФ). Отправить отчетность по почте можно 2 способами:

— заказным письмом (доставляется непосредственно адресату, то есть в данном случае — в налоговую инспекцию).

— ценным письмом (ценные письма работники налоговой инспекции должны будут сами забирать с почты). В статье 80 Налогового кодекса написано, что отправлять отчетность почтой нужно с описью вложений. При этом на почте опись составляют и заверяют только для ценных писем.

Представление налоговой декларации может осуществляться и в электронном виде. Передача электронной налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в ряд этапов:

1. Электронная цифровая подпись.

Чтобы придать электронным документам юридическую силу, равную по силе бумажным с собственноручной подписью и печатью, необходимо использовать Электронную цифровую подпись (ЭЦП). ЭЦП для передачи отчетности может обеспечить только Удостоверяющий центр (УЦ), аккредитованный в Сети доверенных УЦ ФНС России. Он позволяет шифровать электронные документы, формировать ЭЦП и подтверждать достоверность переданной информации. [11]

2. Подготовка электронного отчета.

После того как подпись получена, можно приступать к подготовке отчетов для налоговой инспекции. Это также потребует специального программного обеспечения, сертифицированного ГНИВЦ ФНС России. Оно позволяет:

Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации