Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение порядка применения действующих форм и методов налогового контроля, а также рассмотрение налоговой отчетности как механизма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучение понятия и форм налогового контроля;
2. исследование правовых основ и порядка проведения налоговых проверок;
3. изучение подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков, в частности – к крупным налогоплательщикам.
4. рассмотрение нормативно-правовых основ налоговой отчетности;
5. определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в различных видах и порядка ее приема налоговыми органами
Введение
I. Теоретическая часть
1. Налоговый контроль, его сущность и содержание
1.1. Понятие и формы налогового контроля
1.2. Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения
1.3. Прочие формы налогового контроля
1.4. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
2. Налоговая отчетность в Российской Федерации
2.1. Нормативно-правовые основы налоговой отчетности
2.2. Порядок представления бухгалтерской отчетности
2.3. Налоговая декларация
3. Налоговая система зарубежных стран
3.1. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
3.2 Налоговые системы зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы
загрузить отчет из внешней бухгалтерской программы или тут же его создать с использованием имеющегося в программе набора форм отчетности;
проверить отчет при помощи "встроенных" алгоритмов форматно-логического контроля на предмет возможных опечаток и ошибок в заполнении;
зашифровать и подписать отчет с использованием Ключей подписи.
Услуги по передаче отчетности и сервисную поддержку предоставляют Специализированные операторы связи, соответствующие определенным требованиям, у которых есть договор с Управлением ФНС. При отправке отчетности система также фиксирует время и дату сдачи.
После того как отчет отправлен, необходимо следить за ответными сообщениями Специализированного оператора и инспекции. Факт передачи отчета будет признан, если у вас есть следующие электронные квитанции, подписанные ЭЦП их отправителя:
подтверждение Специализированного оператора о дате отправки;
квитанция налоговой инспекции о получении отчетности;
протокол входного контроля, подтверждающий прием отчетности.
Если все эти документы собраны, прием отчетности становится юридическим фактом.
Налоговые декларации (расчеты) представляются налогоплательщиком по месту своего учета по формам, утвержденным Минфином, или по утвержденным форматам в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
При этом налогоплательщики, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий календарный период не превышает 100 человек, вправе подавать налоговые декларации (расчеты) либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. А вот налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников за предыдущий календарный период составляет 100 и более человек, права выбора лишены. Они должны сдавать налоговую отчетность только в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ).
Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст.80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
В соответствии со ст. 82 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, он обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить ее в налоговый орган.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточненной налоговой декларации.
В том случае, если предусмотренное заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока ее подачи, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом рассмотренных выше обстоятельств, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Существует также еще один вариант подачи уточненной налоговой декларации: если она предоставляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
1) представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
2) представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Таким образом, способы подачи налоговой отчетности совершенствуются и автоматизируются, в частности, появилась возможность представление налоговой отчетности в электронном виде, что не только повышает эффективность работы налоговых органов и избавляет организации от дополнительных неудобств, но имеет и другие положительные стороны, к примеру:
- значительно упрощается процедура подготовки и сдачи отчетности;
- декларации, поступающие от налогоплательщиков, не содержат арифметических ошибок и неточностей в оформлении обязательных реквизитов;
- по каналам связи можно получать из инспекций все информационные материалы;
- при представлении налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи дата ее представления будет подтверждаться специализированным оператором.
3. Налоговая система зарубежных стран
В мировой практике широко распространены способы дифференциации подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков. Это позволяет не только повысить эффективность налогового контроля и сократить издержки на его проведение, но и оптимизировать порядок взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом. Задача повышения эффективности налогового администрирования крупных налогоплательщиков достаточно часто решается не только за счет разработки для них особых процедур налогового учёта и контроля, но и посредством выделения или создания соответствующих специализированных структур в системе национальной налоговой администрации. Опыт многих стран показывает, что создание таких подразделений дало положительные результаты с точки зрения улучшения соблюдения налогового законодательства крупными налогоплательщиками и повышения результативности работы налоговой службы.
Тем не менее, существуют определенные проблемы, связанные с обеспечением учета и налогового контроля налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших:
1. Отсутствие четких и логичных критериев отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Нередко решение об отнесении налогоплательщика к этой категории происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».
2. Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.
3. Недостаточная неэффективность деятельности специализированных подразделений налоговой администрации, обеспечивающих постановку на учет и налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков.
4. Отсутствие в национальной налоговой политике четких стимулов, поощряющих переход налогоплательщиков в группу крупнейших.
В настоящее время данной группой налогоплательщиков совершаются различные нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе проверок:
— уход от налогов с помощью зарубежных компаний (офшоров);
— неправдоподобные сроки производства товаров, подпадающих под льготную ставку НДС, с целью возмещения налога из бюджета;
— использование «хранителя активов», т.е. выделение отдельного юридического лица, в котором аккумулируется основная часть имущества (активов) холдинга. Компании, входящие в холдинг, ведут деятельность с использованием арендованных у хранителя активов объектов основных средств;
— сделки через посредников, особенно – аффилированных («дробление бизнеса»). Стандартная схема дробления бизнеса следующая — организация переводит часть доходов, имущества и персонала в явно или скрыто аффилированную компанию, которая применяет упрощенную систему налогообложения или иные спецрежимы.
— неправильное заполнение документов, предоставляемых предприятиями по запросу налоговых органов.
— использование вексельной схемы с участием сомнительных фирм;
— использование договора переработки давальческого сырья (толлинга). В соответствии с договором все материалы и изготовленная из них готовая продукция принадлежат заказчику. Готовая продукция после переработки должна поступать заказчику, однако зачастую идет ее реализация третьим лицам. Таким образом, проверка должна быть направлена на изучение договора толлинга на предмет подлинности, а также приложений к нему, в которых в каждом месяце указывается наименование и количество производимой продукции, а также нормы списания материалов и сырья заказчика;
— использование фирм-однодневок. Сегодня в связи с усиливающимся контролем за фирмами-однодневками налогоплательщики вынуждены искать другие способы законного снижения налогов, например, заключение посреднических договоров;
— взаимозависимость сторон (участников) сделки.
В соответствии со ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
— трансфертное ценообразование. По этим термином понимается реализация товаров или услуг отделениям одной компании или взаимозависимым компаниям по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Применяется, например, для перераспределения общей прибыли в пользу компании или отделения, которое меньше облагается налогами.
Правовой основой налогового контроля цен (далее – НКЦ) выступает ст. 40 НК РФ. Она определяет:
- контролируемые сделки, в отношении которых налоговые органы правомочны осуществлять НКЦ;
- рыночную цену, являющуюся объективным стоимостным уровнем для осуществления контроля;
- условия применения рыночной цены в целях налогообложения;
- методы определения рыночной цены.
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Таким образом, в настоящее время наблюдается усложнение схем сокрытия реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов. Подобного рода правонарушения, особенно совершаемые крупными налогоплательщиками, наносят существенный вред бюджету в виде неполученных сумм налоговых доходов, что естественно влечет за собой необходимость тщательных проверок со стороны налоговых органов.
3.2 Налоговые системы зарубежных стран
Система налогов в развитых западноевропейских страна" настолько же многообразна и разветвлена. Имеются федеральные, или общегосударственные, налоги, налоги регионов (земель провинций) и местные налоги. Степень налогообложения в Европе, пожалуй, выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных отчислений по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП в США составляет около 30%, в Канаде — 31—34%. Во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Нидерландах, Швеции их доля превышает 40%. 1 Германии составляет 37—38%.
Остановимся на французской системе поподробнее. Налоги Франции можно классифицировать на три крупные группы: подоходные найти, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые тогда, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода. При этом налоговая система страны нацелена в основном на обложение потребления. Налоги на доходы (прибыль) и на собственность являются умеренными.
Речь идет об общем налоге на потребление, который затрагивает все товары и услуги, потребленные или использованные на территории страны. Операции, связанные с внешним рынком (экспорт), от налога на добавленную стоимость освобождены. Лица, совершившие операции, относящиеся к экспортным, и уплатившие НДС, могут воспользоваться правом на возмещение. Что касается импортных операций, то они подлежат налогообложению согласно внутреннему праву.
Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации