Налоговая система Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:24, реферат

Краткое описание

В любой стране налоговая система является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по зНС.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Для всех налогоплательщиков — резидентов Германии установлен необлагаемый минимум дохода — 7664 евро (для семейных пар, представляющих совместную налоговую декларацию, — 15 328 евро) и стандартные вычеты для детей — 152 евро в месяц. Кроме того, гражданам, строящим жилье для собственного проживания и имеющим годовой доход менее 70 тыс. евро (140 тыс. евро — для семьи плюс по 15 тыс. евро на каждого ребенка), сверх обычных налоговых льгот государством предоставляется еще целевая субсидия — 1250 евро плюс 800 евро на каждого ребенка ежегодно, на протяжении семилетнего периода после строительства дома.

Ставки обложения подоходным налогом — прогрессивные и составляют от 15 до 42%. (для доходов, превышающих 120 тыс. евро). В дополнение к подоходному налогу установлена надбавка 5,5% — «на покрытие расходов по объединению Германии». Для верующих применяется дополнительно церковный налог — до 9%, поступления от которого зачисляются непосредственно в доходы церковных общин.

Доходы граждан и компаний от коммерческой деятельности дополнительно облагаются местными промысловыми налогами по ставкам, составляющим от 9 до 20%.

Доходы нерезидентов облагаются налогами «у источника» по следующим ставкам: дивиденды и роялти — 20%, процентные доходы — 25—35%.

Налоговые декларации по подоходному налогу резидентами должны быть представлены до 31 мая. Нерезиденты также должны представлять налоговые декларации, если они имеют другие доходы, кроме тех, которые облагаются налогами «у источника».

 

 

2.2. Социальные сборы и платежи

Социальные сборы и платежи разделяются поровну между работником и нанимателем. Общая их сумма составляет 42% от общей суммы заработка, в том числе 26% — на страхование пенсий и от безработицы, 14,3% — медицинское страхование и 1,7% — детское страхование — до суммы 62 400 евро в год. Свыше этого «потолка» социальные сборы не начисляются.

Как правило, от уплаты социальных взносов освобождаются лица, занятые менее 50 дней в году (или менее 15 часов в неделю) — если их доходы не превышают определенной суммы. Таким образом, сезонные рабочие, домохозяйки, лица, занятые на мелких промышленных предприятиях, имеют выбор — либо вносить такие платежи добровольно, либо включаться в частные системы страхования.

Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в социальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.

В настоящее время в Германии существуют следующие размеры социальных отчислений:

  • страхование на случай безработицы: 4,2 процента,
  • пенсионное страхование: 19,9 процента,
  • медицинское страхование: 14,25 процента (здесь взят средний показатель, его величина может варьировать в зависимости от того, в какой из больничных касс застрахован работник),
  • страхование на случай необходимости ухода: 1,7 процента.

Половину этих взносов платит сам работник, другую половину - работодатель. Но для него сумма социальных взносов несколько больше, так как он платит полностью взносы по страхованию от несчастного случая на производстве и доплачивает дополнительные 0,9 процента на медицинское страхование.

Подобное разделение действует в Германии для работников наемного труда и для некоторых представителей свободных профессий, занимающихся творческой деятельностью. В последнем случае часть социальных отчислений берет на себя специальная социальная касса.

 

 

2.3. Налоги с имущества

Налог на дары и наследства взимается по прогрессивным ставкам — от 30 до 50%; необлагаемый минимум (для передач между супругами) составляет 307 тыс. евро.

В сфере обложения недвижимого имущества существуют два налога: местный налог на объекты недвижимости — по ставкам 0,5—1,5% от кадастровой оценки имущества и налог на отчуждение имущества — по ставке 3,5%.

До 1997 г. в Германии действовал налог на состояния, которым облагались чистые активы физических и юридических лиц. Ставка налога для физических лиц составляла %, для юридических — 0,6%. С 1 января 1997 г. этот налог отменен.

2.4. Налог на прибыль

Общегосударственным налогом на прибыль компаний (корпорационный налог) облагаются компании. Резиденты облагаются этим налогом по общей сумме их прибылей, нерезиденты — только по доходам, полученным в Германии. Резидентами считаются компании, имеющие в Германии органы своего «эффективного» (реального) управления. Компании-нерезиденты, осуществляющие деятельность на территории Германии, облагаются налогом в режиме ПДУ.

Облагаемый доход определяется как чистая прибыль, рассчитанная в соответствии с установленными государством стандартами бухгалтерской отчетности. Нарушение этих стандартов влечет за собой штрафные санкции, наравне с действиями по уклонению от налога. Запасы материалов списываются на издержки по цене приобретения, но при определенных условиях может использоваться и метод ЛИФО. Амортизация рассчитывается по пропорциональному методу или методу снижающегося остатка. Группы компаний представляют консолидированную отчетность, которая составляется для .целей корпорационного, промыслового налога и НДС.

При определенных условиях разрешается создание не облагаемых налогом резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; для средств, полученных компанией в результате изменения оценочной стоимости ее имущества; и др. Другая группа резервов формируется с целью покрытия возможных в будущем убытков и потерь (на случай возникновения непредвиденных финансовых обязательств, убытков и т.п., а также отчислений в пенсионные фонды, которые остаются в управлении компаний и фактически представляют долгосрочное вложение резервного капитала). Из подлежащей обложению прибыли разрешено также вычитать, в определенных пределах, пожертвования на благотворительные цели и представительские расходы. Стандартная ставка налога составляет 25%, при этом в зависимости от размера распределяемый прибыли компания может получить возврат части налога или столкнуться с требованием доплатить добавочный налог. Эти последствия связаны с применением переходных от прежде действовавшей «импутационной системы» мер, которые перестанут действовать не ранее 2019 г. Эта же ставка налога применяется в отношении доходов отделений иностранных компаний.

К стандартной ставке налога временно установлена надбавка 5,5%, что дает эффективную ставку налога в 26,375%.

В сфере строительства действует также специальный налог, составляющий 15% от любых выплат за совершение строительных или ремонтных работ. Этот налог применяется в отношении любых компаний и лиц, выполняющих подрядные работы по строительству, включая и иностранные (независимо от того, имеют ли они свое ПДУ в Германии или нет).

Отчетность компаний по налогу на прибыль должна быть представлена до 31 мая. В течение года компании вносят ежеквартально авансовые платежи. По истечении года на основе окончательной налоговой декларации подлежащая уплате сумма уточняется и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты.

В налоговой отчетности компаний должны быть отражены следующие данные: прибыль (убыток) за отчетный период; отчисления в резервные фонды; выплаты по дивидендам, уплаченные иностранные налоги, налог на имущество; выплаты членам совета директоров; расходы, не вычитаемые из подлежащего обложению дохода; выплаты роялти резидентам и нерезидентам; вложения в капитал иностранных компаний. В состав итоговой налоговой отчетности входят: годовой баланс, счет прибылей и убытков, заключение аудиторов, доклад об основных итогах производственно-финансовой деятельности компании, решение собрания акционеров об утверждении годового отчета и о порядке распределения прибыли.

Солидарный сбор, взимавшийся в Германии с 1 июля 1991 г. по 30 июля 1992 г., вновь введен в действие с 1 января 1995 г. Он представляет собой надбавку к подоходному и корпорационному налогам, установленную в целях преодоления финансовых трудностей, связанных с объединением Германии, и перечисляется в федеральный бюджет. Базой обложения является исчисленный подоходный или корпорационный налог. Ставка сбора равна 7,5%.

 

 

2.5. Промысловый и поземельный налог

Предприятия малого бизнеса облагаются особым промысловым налогом. Этим налогом облагаются только резиденты Германии — предприятия и граждане, осуществляющие промышленную, торговую и другие виды деятельности (кроме сельского и лесного хозяйства, а также деятельности, относящейся к свободным профессиям). Поступления от этого налога предназначаются для финансирования на местном уровне мероприятий по развитию местной инфраструктуры и защите и сохранению окружающей среды.

Ставки налога дифференцируются — как процент от прибыли и суммы производственных активов предприятия. Для физических лиц установлен необлагаемый минимум вложенного капитала (50 тыс. евро).

Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях. Базовые (основные) ставки едины на всей территории Германии: 5% от дохода (прибыли) и 0,2% от суммы активов (капитала). Местные органы власти (общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в соответствии с устанавливаемыми ими особыми коэффициентами (мультипликаторами), величина которых варьируется в зависимости от местных условий (потребности в финансовых средствах, направлений структурной политики общин и др.). Предельные значения этих коэффициентов определяются финансовыми органами земель. Среднее значение этого коэффициента — примерно 4, что означает возможность увеличения ставки .налога до четырех раз.

Поземельный налог взимается в соответствии с законом о поземельном налоге от 07.08.1973г. с последующими изменениями. Доходы, получаемые от поземельного налога, полностью идут в бюджет общин. Налогом облагается земельная собственность предприятий, сельскохозяйственные угодья, лесное хозяйство, земельные участки.

Освобождается от уплаты налогов та земельная собственность, которая используется общинами, церковью и др. Ставка налога образуется из двух частей: основной ставки, устанавливаемой в централизованном порядке для отдельных видов недвижимого имущества, и надбавки общины, которая определяется в зависимости от состояния местных финансов. Существует два вида этого налога: поземельный налог «А» (для предприятий сельского и лесного хозяйства) и поземельный налог «В» (для земельных участков и строений фирм и частных лиц). Ставки налога колеблются от 0,31 до 0,6%.

 

 

2.6. Налог на добавленную стоимость и акцизы

НДС действует в Германии с 1 января 1968 г. Плательщиками налога являются любые лица и предприятия, осуществляющую любую коммерческую деятельность в Германии, независимо от объема оборота и порядка ее осуществления. Однако для «дистанционной торговли» иностранных фирм установлен предел «отсечения» — менее 100 тыс. евро в год.

Стандартная ставка налога составляет 16%. Льготная ставка 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта. Освобождены от НДС медицинские услуги и квартплата, а также услуги частных школ, театров, музеев и т.п. Нулевая ставка НДС установлена для экспортных операций. Плательщики НДС должны регистрироваться в налоговых органах, и им присваивается два налоговых номера: один — общий номер налогоплательщика, который сопровождает его по всем отношениям и расчетам с налоговыми органами по всем видам налогов (он присваивается на уровне местной налоговой инспекции) и второй — НДС - номер, который применяется только в отношении сделок, совершаемых с контрагентами из стран — членов ЕС (присваивается на уровне федеральных финансовых органов).

Для целей применения НДС в налоговую территорию Германии не входят Хелиголанд и территория Бузинеген.

Отчетность по НДС представляется ежемесячно или ежеквартально — в форме так называемых предварительных деклараций, в срок не позднее десяти дней после окончания отчетного периода. Итоговая отчетность по НДС представляется до 31 мая. Просрочка в подаче отчетности наказывается штрафом в размере 10% от суммы причитающегося налога. Пропуск сроков оплаты НДС влечет за собой начисление процентов — из расчета 1% в месяц.

Обязательно использование счетов-фактур в отношениях между плательщиками НДС. Копии счетов-фактур должны храниться не менее десяти лет.

Налоги на потребление (акцизы) - эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.

Налог на нефтепродукты даёт сейчас 7.6% все налоговых поступлений, что представляет собой значительную величину. В начале 1993 г. в Германии развернулась широкая дискуссия по поводу правительственных планов либо повысить этот налог (на автомобильное топливо), либо ввести налог на проезд по автобанам, либо сделать и то и другое, но в меньших размерах. Сырая нефть, равно как и нефтепродукты, которые используются для переработки, налогом на нефтепродукты не облагаются. Но нефтепродукты, которые используются как топлива для автомобилей, на отопление жилья и смазочные материалы, облагаются по разным ставкам.

С разных налогов данной группы наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе - 0.3%, налог на пиво - 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.

Информация о работе Налоговая система Германии