Налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать функции и принципы налогообложения;
- Ознакомиться с классификацией налогов и их характеристикой;
- Изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.

Содержание

Введение.
1. Налоговая система государства.
1.1 Функции и принципы налогообложения.
1.2 Виды налогов.
2. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы.
3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги классифицируются следующим образом:

а) поскольку в унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух основных звеньев - республиканского бюджета и местных бюджетов существуют государственные налоги, устанавливаемые верховной властью, взимаемые на основе государственного законодательства и поступающие в госбюджет, и местные налоги, взимаемые местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступающие в местные бюджеты.

Такая бюджетная система функционирует во Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты. Аналогичным является бюджетное устройство и в Республике Беларусь;

б) в федеральных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие бюджеты земель. В России существует также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные бюджеты (центральные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

В последние годы появился особый вид межгосударственных налогов. В Европейском сообществе действует единый налог на импортную продукцию (из третьих стран) сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества. Возможно появление особых видов межгосударственных налогов в рамках СНГ для финансирования совместных межгосударственных программ.

Классификация налогов по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие  налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Классификация налогов  может быть осуществлена и в зависимости  от трех способов налогоизъятия.

Первый  способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества местоположения, использования. Для каждой группы средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами,

На таких же принципах  построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Второй  способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие методы уплаты налога:

- наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства, определенную сумму денег в наличной форме;

- безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

- гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Налоговое  регулирование экономики и социальной сферы

 

Особенности построения налоговых систем в различных странах определяются совокупностью факторов: бюджетным устройством; действующим законодательством; ролью государства в экономике; уровнем экономического развития и сложившимися традициями. Получили распространение три основных типа организации налоговых органов:

1. Единый полуавтономный  орган (unified semiautonomous body with board), который отчитывается непосредственно перед председателем правительства и/или советом управляющих и экспертов из числа официальных представителей госорганов.

2. Единая налоговая  служба (single directorate) в составе национального министерства финансов.

3. Система служб или агентств (multiple directorates) в составе одного или нескольких министерств.

Например, для США характерен принцип параллельного использования налоговых баз. Прежде всего это касается подоходных налогов с физических лиц и корпораций. Региональные и местные власти имеют широкие полномочия по обложению доходов населения и бизнеса. Так, на уровне каждого штата и местного образования может быть установлен свой индивидуальный налог, отличающийся от федерального не только уровнем ставок, но и составом облагаемых доходов, механизмами формирования налоговой базы и т.п.

В ФРГ, где бюджетная  система строится преимущественно на принципе разделения доходов, система налоговых органов более централизованна. Они функционируют как совокупность подразделений министерства финансов, в котором образована Федеральная налоговая служба (Bundeszentralamt fur Steuern). На субфедеральном уровне (в каждой земле) существуют собственные министерства финансов и подчиненные им налоговые службы. При этом они одновременно подчиняются и федеральному министерству финансов, которое определяет общие правила налогового администрирования в землях, устанавливает порядок и процедуры выполнения основных функций налоговыми органами, издает разъяснения к законодательству и т.п. Функции сбора акцизов и таможенных пошлин, а также обязательных взносов на социальное страхование полностью лежат на Федеральной налоговой службе. Этой службой разграничены налоговые и контрольные подразделения, которые решают проблемы международного и национального налогообложения. В состав департаментов входят отделы, сконцентрированные на учете и информировании налогоплательщиков, взаимоотношениях с различными зарубежными организациями. [10, с. 245]

Внутренняя организация  налоговых систем зависит от того, какая организационная схема представляется наиболее удобной для выполнения основных функций. Эта схема может периодически пересматриваться в зависимости от ситуации в экономике, происходящих изменений в налоговой системе, ее текущих целей и задач. Как правило, если в стране предусмотрен НДС, то и в структуре налоговых органов работа по его администрированию организуется отдельно от других косвенных налогов и сборов.

В США налоговые органы в основном структурированы по функциональному  признаку. Организационно служба внутренних доходов выстроена с учетом четырех приоритетных направлений:

1)заработная плата и инвестиции;

2) малый бизнес и  самозанятые;

3) крупный и средний  бизнес;

4) налоговые освобождения и государственные предприятия. Кроме того, в структуре службы выделены подразделения, выполняющие прочие нормативные и административные (вспомогательные) функции. К ним, в частности, относятся отделы уголовных расследований, обслуживания налогоплательщиков (служба налогового адвоката), внешних связей, информационных технологий, а также финансовый отдел и кадровая служба.

В Службе внутренних доходов и таможенных пошлин Великобритании есть отделы, ответственные за администрирование налогов и капитал (индивидуальный подоходный налог, корпорационный налог, налог на прирост стоимости-капитала и т.п.); косвенных и экологических налогов; таможенных сборов и пошлин; обязательных взносов на социальное страхование.

Рис. 2. Общие тенденции модернизации налоговых систем в зарубежных странах

Итак, единого подхода или четко выраженной тенденции в организации работы налоговых систем не существует. Во многом их структура определяется историческим развитием страны, традициями и выбранными приоритетами налогового администрирования.

Довольно распространенным подходом к реорганизации налоговых служб стало выделение их в условно-автономную единицу, контролируемую специальным советом управляющих и экспертов, среди которых могут быть не только представители правительства, но и лица, не связанные непосредственно с системой госуправления. Так, в Великобритании в состав совета директоров, принимающих участие в стратегическом управлении налоговой службой, входят владельцы и юристы частных компаний, другие представители негосударственного сектора. [2, с. 38]

Еще одна особенность  современной организации налогового процесса в развитых странах - передача некоторых функций налоговых органов частным структурам. Широко практикуется привлечение частных банков к сбору налогов (удержанию налога при переводе дохода за рубеж, уплате НДС и т.д.) и независимых аудиторов - к проверке правильности исчисления прибыли банков, страховых компаний и акционерных обществ.

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики  общепризнанно и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Налоговое законодательство государства представляет собой  совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие  направления налогового регулирования  экономики:

- налоги становятся  основным источником доходов  государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения;

- посредством налогов  регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;

- через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;

- налоговая система  обеспечивает выполнение государством  парораспределительной функции  посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

- налоговое регулирование  позволяет повышать уровень занятости  населения путем снижения налоговых  ставок для предприятий, организующих  новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;

- налоги способствуют структурной  перестройке экономики, развитию  малого и среднего бизнеса.

Результативность налогового регулирования производства зависит  от обоснованности экономической политики, реализуемой государством. Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, "налог убит налогом".

Кроме того, правительства используют широкий арсенал методов налогового регулирования экономики на микро - и макроуровне, среди которых  можно выделить методы, связанные:

Информация о работе Налоговая система РБ