Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать функции и принципы налогообложения;
- Ознакомиться с классификацией налогов и их характеристикой;
- Изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Введение.
1. Налоговая система государства.
1.1 Функции и принципы налогообложения.
1.2 Виды налогов.
2. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы.
3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
- с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенной территории или в течение определенного периода времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
- с льготами и скидками,
в том числе поощряющими
- с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (унификация ставок по ведущим видам .налогов, структур налогообложения).
Необходимость налогов вытекает из функций и задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует средств. Кроме налогов у государства нет иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны - инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в развитых странах).
Налог как специфическая форма производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы.
Осуществляя налоговое регулирование, государство проводит всесторонний экономический анализ экономических систем и осуществляет налоговый контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость реформирования налоговой системы.
Современный уровень развития общественных
отношений в сфере
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.
Бюджет - это форма образования
и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. [7, с. 49]
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы государства.
Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапно достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП - важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе.
Сконцентрированные в
государственном бюджете
Поэтому государственный бюджет в Республики Беларусь является важным инструментом претворения в жизнь социально-экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Следовательно, в условиях нарастания глобализации, информатизации рыночных отношений и усиления их влияния на развитие интеграционных процессов модернизируются механизмы налогового регулирования практически во всех странах, особенно в национальных экономиках, вступивших на путь формирования рыночных отношений. Изучение и использование их положительного опыта является важным источником повышения эффективности функционирования экономики Беларуси.
3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь
Новая, ориентированная на рынок система налогообложения Беларуси была введена в действие с начала 1992 г. По сравнению с советским периодом она была действительно новой, во всяком случае для достигнутой стадии трансформации экономики. Строилась она исходя из двух главных соображений: необходимо было, во-первых, с учетом предстоящего объема расходов на финансирование экономики и социальных программ сохранить хотя бы на прежнем уровне налоговые поступления в бюджет в условиях спада производства и реального сокращения налоговой базы и, во-вторых, обеспечить сопоставимость национальной балансовой системы и зарубежных моделей налогообложения, приемлемых для изменившейся политической и экономической обстановки.
Новая налоговая система Беларуси включала 15 основных налогов и сборов, распределяемых между республиканским и местными бюджетами, и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды. Помимо общепринятых в мировой практике налогов на доходы и прибыль (подоходные налоги с физических и юридических лиц), взносов на социальное страхование (отчисления в фонды социальной защиты и содействия занятости), налогов на потребление (НДС, акцизы, налог на топливо), имущественных налогов на собственность и капитал (налог на недвижимость, плата за землю, попенная плата, рентные платежи) и налогов в сфере внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, налог на экспорт и импорт) в ее состав вошли и такие целевые платежи, как чрезвычайный налог, государственные пошлины и сборы, транзитный налог, три вида сборов в дорожные фонды, отчисления в отраслевые фонды поддержки НИОКР, в местные внебюджетные фонды на содержание детских дошкольных учреждений и некоторые другие виды местных сборов и платежей.
Общий уровень налоговой нагрузки на экономику, по данным фактических поступлений за 1992 г., составил около 44 % валового внутреннего продукта. При этом 32 % налоговых поступлений к ВВП были централизованы в бюджете и 12 % приходилось на долю внебюджетных фондов, среди которых центральное место занимали фонды социального страхования и содействия занятости (их удельный вес превышал 83 % общего объема поступлений во внебюджетные фонды).
Приведенные данные сравнимы с аналогичными показателями стран с развитой рыночной экономикой в периоды высокой экономической конъюнктуры и оживления деловой активности. В среднем по странам ОЭСР доля налогов в ВВП в 1996 г. составляла не менее 40—42 %, а в настоящее время достигает 45 %.
Несомненным достижением проведенных преобразований было придание процессу налогообложения законодательного характера. Начальные основы налогового права закреплялись в Законе «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который в общем плане устанавливал круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот, регламентировал работу и контроль налоговых органов, порядок обжалования действий должностных лиц. [12, с. 606]
С 1993 г. в Закон включены положения о том, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно актами специального налогового законодательства. В 1994 г. было принято Постановление Совета Министров от 22 апреля 1994 г. № 270, регламентирующее деятельность Государственной налоговой инспекции, а в Конституции Республики Беларусь оговорено исключительное право законодательной ветви власти устанавливать налоги и сборы, создавать внебюджетные фонды и определять порядок составления, утверждения и исполнения бюджета.
Таким образом, главные задачи первой налоговой реформы — формирование бюджетно-налоговой системы, аналогичной системам развитых стран с рыночной экономикой — были достигнуты.
Однако уже первый практический опыт показал, что решены далеко не все проблемы, особенно в отношении степени адаптированности введенной налоговой системы к специфике переходной экономики. Нельзя было строить налоговую систему, опираясь только формально на тот перечень налогов, их ставок и методов изъятия, которые действуют в успешно работающих рыночных экономиках.
Естественно, что простое копирование построенных таким образом систем не могло дать желаемых результатов. Это хорошо иллюстрируют сравнительные данные о структуре налоговых поступлений. В странах ОЭСР наиболее высока доля подоходного налога с населения (30 % к общему объему бюджетных доходов), налогов на потребление (30 %) и взносов на социальное страхование (25 %) при незначительном уровне поступлений по налогу на прибыль корпораций (8 %).
В Республике Беларусь картина прямо противоположная даже с учетом изменений, произошедших с 1992 г. При сравнимой доле налогов на потребление (29 % по оценке 1995 г. с учетом чрезвычайного налога) и взносов на социальное страхование (20 %) наиболее значительную роль играют налоги на прибыль предприятий (15—19 %) и многочисленные отчисления в различного рода внебюджетные фонды, таможенные пошлины и другие налоги и сборы от внешнеэкономической деятельности (26—28 % в 1993—1995 гг. при 9 % в 1992 г.). Высокий уровень отчислений во внебюджетные фонды и преобладание косвенных налогов наглядно показывали не только недостаточную проработанность действовавшей тогда системы налогообложения, но и острую необходимость продолжения и углубления налоговой реформы.
В 1996 г. была разработана и одобрена Правительством Республики Беларусь Концепция реформирования налоговой системы страны в 1997—1998 гг., в соответствии с которой были изменены подходы к преобразованиям в налоговой сфере. Главными ориентирами служили те классические принципы построения налоговых систем, которые неукоснительно применяются во всех развитых странах и являются своеобразными критериями качества, конечно, в увязке с реальными целями социально-экономического развития республики.
Иными словами, многочисленные корректировки налогового законодательства, которые были сделаны исходя из сиюминутных интересов различных отраслей и секторов экономики, заменялись системными изменениями с ориентацией на обеспечение равного и справедливого налогообложения, нейтральности и гибкости налоговой системы по отношению к экономике, ее стабильности и предсказуемости на основе укрепления законодательно-правовых основ налогообложения, что должно было положительно отразиться на конкурентоспособности национальной экономики. [12, с. 608]
На основе такого подхода в программных документах Правительства Республики Беларусь были определены следующие основные задачи и стратегические направления налоговой реформы: