Налоговая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа имеет название «Налоговая система Республики Казахстан».
Цель курсовой работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть анализ налоговой реформы и политики РК в период с 2009 по 2011 гг.
Задача данной курсовой работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.1 Понятие налоговой системы и этапы налоговой реформы ………………….5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………7
1.3 Структура налоговой системы………………………………………………….8

II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики……………..…………...……...…....10
2.2 Политика доходов и расходов и налоговая реформа РК………………...…..11
2.3 Реформа Налогового законодательства РК…………………………………...16

III. Развитие и совершенствования налоговой реформы РК за годы независимости
3.1 Самостоятельность и стремление к эффективности………………………...18
3.2 Проблемы налоговой системы РК…………………………………………….22
3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК…………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система 2011 год.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

 

I. Сущность налогов и их роль в экономике государства

1.1 Понятие налоговой системы  и этапы налоговой реформы ………………….5

1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………7

1.3 Структура налоговой системы………………………………………………….8

 

II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг.

2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики……………..…………...……...…....10

2.2 Политика доходов  и расходов и налоговая реформа РК………………...…..11

2.3 Реформа Налогового законодательства РК…………………………………...16

 

III. Развитие и совершенствования налоговой реформы РК за годы независимости

3.1  Самостоятельность и стремление к эффективности………………………...18

3.2 Проблемы налоговой  системы РК…………………………………………….22

3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК…………………………...24

 

Заключение…………………………………………………………………………27

 

Список использованной литературы……………………………………………..29

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Посланиями Президента народу Казахстана, Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года в целях снижения налоговой нагрузки и стимулирования экономического роста страны, а также стимулирования легализации доходов определенной категории граждан и увеличения заработной платы начиная с 2004 года постепенно снижаются ставки индивидуального подоходного налога, ставки налога на добавленную стоимость, введена регрессивная шкала ставок по социальному налогу, установлены особые режимы налогообложения на территории специальных экономических зон, расширены сферы применения специальных налоговых режимов. [1]

Данная курсовая работа имеет название «Налоговая система  Республики Казахстан».

Цель курсовой работы – раскрыть понятие налоговая  система и рассмотреть анализ налоговой реформы и политики РК в период с 2009 по 2011 гг.

Задача данной курсовой работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.

Государственное регулирование  в любой стране основывается на таких  инструментах воздействия, как государственные  заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

При этом, возводя налоговую  политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом  развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.

Следовательно, среди экономических  инструментов государственного регулирования  важное значение имеет налоговая  система.

Механизм налогообложения - один из самых сложных в любой  экономической системе. Налогообложение  выступает важнейшим методом государственного регулирования, от его эффективности зависит успех социальной и экономической политики.

Налоговый механизм нашей  республики в настоящее время  находится как бы в промежуточном  состоянии: его содержание не отражает административно-распределительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством прямого косвенного государственного регулирования экономики. Практика последних лет рыночных реформ показала, что основной источник бюджетного финансирования, каковым является налоги, явно оскудел. И не от того, что налогов стало меньше или их совокупная сумма уменьшилась, просто стало больше случаев так называемого " уклонение" от налогов.

Сама система налогообложения  дает тому всяческие поводы, ибо, чем больше льгот, тем больше желающих их получить любыми законными и не законными путями.

Существует устойчивое мнение, что государство посредством  налогов обирает нас, поэтому  необходимо любым способом  защититься от него.

К тому же  последнее время налоговый процесс резко усилился.

Ставка на усиление налоговой  политики оправдывается стремлением  преодолеть инфляцию и дефицит государственного бюджета.

Однако при этом упускается из виду один принципиальный момент: при  наличии некоторых общих черт с экономическими кризисами в западных странах кризис в экономике Казахстана имеет существенные особенности.

И главная  из них - причиной нашего кризиса является отнюдь не перепроизводство, а наоборот, дефицитность экономики, носящая хронический  характер.

Даже если уровень инфляции, дефицитность бюджета  удастся снизить, без позитивных изменений в производстве - это  окажется кратковременным и обязательно  за счет ухудшения социальной политики. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Сущность налогов и их роль в экономике государства

 

1.1 Понятие налоговой системы  и этапы налоговой реформы

 

В широком смысле под  налогами понимаются обязательные платежи  в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. [3] Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);

Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

 Все налоги содержат  следующие элементы:

объект налога – это имущество или доход,  подлежащие   обложению;

субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога. [4]

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций ( фирм ); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу ( так называемые социальные налоги, социальные взносы ); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы ( налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги ); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них  легче всего дело обстоит с  налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование  налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали  более 40 видов налогов:

  1. общегосударственные налоги;
  2. общеобязательные местные налоги;
  3. местные налоги.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

В этот период количество налогов сократилось до 11. Они  были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон  «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой  реформы (с 2000 года по 2001 год).

Разработка налогового проекта  Нового Налогового Кодекса. Он состоит  из трех разделов: общая часть, особенная  часть, налоговое администрирование.

Четвертый этап налоговой реформы (с 2011 - 2014).

Реализация проекта по реформированию налогового администрирования стартовала в феврале 2011 года. Проект, софинансируемый  правительством Казахстана (40 миллионов  долларов) и Всемирным банком (заем в размере 17 миллионов долларов), направлен на поддержку мероприятий по повышению эффективности и рациональности налоговой службы посредством внедрения современных стандартов и рассчитан до 2014 года. [5]

 

    1.  Принципы построения налоговой системы

 

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: “Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы ни были велики потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того, чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

Подданные государства  должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно  определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как  самому плательщику, так и всякому  другому.

Каждый налог должен взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4.      Каждый  налог должен быть так устроен,  чтобы он извлекал из кармана  плательщика возможно меньше  сверх того, что поступает в  кассы государства.

Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали “ аксиомами ” налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени.

Современные принципы налогообложения таковы:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается  далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах расчитываются  пропорционально.

Информация о работе Налоговая система РК