Налоговая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа имеет название «Налоговая система Республики Казахстан».
Цель курсовой работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть анализ налоговой реформы и политики РК в период с 2009 по 2011 гг.
Задача данной курсовой работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.1 Понятие налоговой системы и этапы налоговой реформы ………………….5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………7
1.3 Структура налоговой системы………………………………………………….8

II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики……………..…………...……...…....10
2.2 Политика доходов и расходов и налоговая реформа РК………………...…..11
2.3 Реформа Налогового законодательства РК…………………………………...16

III. Развитие и совершенствования налоговой реформы РК за годы независимости
3.1 Самостоятельность и стремление к эффективности………………………...18
3.2 Проблемы налоговой системы РК…………………………………………….22
3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК…………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система 2011 год.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или  капитала недопустимо. Примером осущесвления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где  обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика  в неизбежности платежа.

Система и процедура  выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общесвенно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической  политики.  [6]

 

1.3 Структура налоговой системы

 

В соответствии с законом  под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Возглавляет налоговую  систему Государственная налоговая  служба РК, которая входит в систему  центральных органов государственного управления Казахстана, подчиняется  Президенту и Правительству РК и возглавляется руководителем в ранге министра.

Главной задачей Государственной  налоговой службы РК является контроль за соблюдением законодательства о  налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

1. Налоговое   законодательство  Республики  Казахстан состоит из настоящего Указа, который устанавливает обязательные платежи налогового  характера  (далее  - налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике  Казахстан , за  исключением вопросов таможенных платежей,  регулируемых таможенным законодательством Республики Казахстан,  а также обязательных взносов и отчислений в Фонд  государственного социального страхования,  Фонд содействия занятости,  Фонд обязательного медицинского  страхования,  Государственный центр  по  выплате  пенсий,  накопительные пенсионные фонды,  Дорожный  фонд, актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан,  а также актов Государственного налогового комитета, согласованных с Министерством финансов.

2. Законодательные  и иные акты, противоречащие положениям  настоящего Указа, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов,  связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.

3. Если международным   договором,  участником  которого  является Республика Казахстан,  установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики  Казахстан,  применяются правила указанного договора.  Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан,  к налоговым отношениям применяются непосредственно,  кроме случаев, когда из международного договора следует,  что для его применения требуется издание внутриреспубликанского акта. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг

 

2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики

 

Бюджетно-налоговая политика Правительства Республики Казахстан в 2006–2008 годах была направлена на обеспечение устойчивого роста экономики, главными факторами которого должны стать эффективность проводимых в стране реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала. [8]

Правительством целенаправленно  проводится политика, направленная на стимулирование развития несырьевых отраслей экономики и на постепенное снижение зависимости роста экономики  и поступлений в бюджет от сырьевого сектора экономики в целом.

Начиная с 2006 года наблюдались высокие темпы роста в строительстве, промышленности и сфере услуг. В сфере услуг существенный вклад в рост экономики внесли торговля, транспорт и связь, а также операции с недвижимым имуществом. Удельный вес производства услуг в структуре ВВП составил в среднем за период с 2002 по 2007 год 51,4%. Одной из основных стратегических задач социально-экономической политики страны является создание высоких стандартов жизни граждан на уровне наиболее развитых стран мира, одним из показателей которых является уровень ВВП на душу населения. По данному показателю Казахстан также достиг больших успехов. Так ВВП на душу населения в 2007 году превысил уровень 2000 года в 4,3 раза и составил 5292 долл. США. [9]

В среднесрочной перспективе  экономическая политика страны будет  направлена на обеспечение качественного, сбалансированного роста экономики  путем перехода от форсированного роста  к умеренным темпам развития, позволяющим  обеспечить выполнение стратегических задач.

Среднегодовой реальный прирост ВВП в 2009–2011 годах составит 5,6% в среднем за год, что позволит обеспечить выполнение задачи по удвоению ВВП в 2009 году по отношению к 2000 году.

ВВП на душу населения  к 2011 году, по прогнозу, составит свыше 10 тыс. долларов США, что в два раза превышает уровень 2007 года. Мировая цена на нефть в планируемом периоде прогнозируется в пределах 95–60 долл. США за баррель. Предполагается увеличение объемов добычи нефти и газового конденсата с 67,5 млн. тонн в 2008 году до 81,3 млн. тонн в 2011 году.

В 2006–2007 годах уровень инфляции удерживался в запланированных пределах. Среднегодовой уровень инфляции в 2006 году составил 7,6%, в 2007 году – 8,6%. На инфляционные процессы оказывали влияние значительный приток иностранной валюты в виде экспортной выручки и внешнего заимствования частного сектора.

В среднесрочном периоде  Правительством Республики Казахстан совместно с Национальным Банком Республики Казахстан продолжится реализация комплексной антиинфляционной политики, направленной на сдерживание инфляции на уровне, не превышающем 10%.

Основной целью бюджетно-налоговой политики в среднесрочном периоде является обеспечение стабильности национальной экономики, содействие устойчивому экономическому росту страны, путем укрепления и модернизации институциональной основы государственного управления, расширяющей финансовые возможности государства за счет повышения эффективности расходов, а не увеличения их уровня. [10]

Достижению поставленной цели будет способствовать решение  следующих основных задач:

  1. Совершенствование бюджетного законодательства с целью внедрения метода бюджетирования, ориентированного на результат, что позволит повысить эффективность и результативность государственных расходов, провести гармонизацию стратегических, среднесрочных планов развития с бюджетными планами;
  2. Совершенствование налогового и гармонизация бухгалтерского законодательства в связи с переходом на международные стандарты финансовой отчетности;

3. Устойчивое повышение  конкурентоспособности за счетстимулирования более высоких показателей роста человеческого капитала, инфраструктуры, государственного управления, инноваций;

4. Совершенствование стратегического планирования в государственных органах, с усилением ответственности за достижение конкретного результата и рассмотрение промежуточных (по итогам года) результатов и результатов по истечению среднесрочного периода;

5. Снижение уровня ненаблюдаемой экономики по всем ее составляющим путем устранения экономических условий, порождающих и стимулирующих скрытую и неформальную деятельность, пресечения «теневых» видов деятельности правовыми механизмами;

6. Обеспечение макроэкономической стабильности, недопущение резкого падения темпов роста экономики и усугубления кризиса финансовой системы. [11]

 

2.2 Политика доходов и расходов и налоговая реформа РК

 

Политика доходов в 2009–2011 году будет направлена на продолжение стимулирования индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике.

Казахстанская система  налогообложения доходов малого и среднего бизнеса представлена в виде упрощенной системы, характеризующейся не только низкой ставкой налогообложения, но и значительно упрощенной отчетностью [12].

С 1 января 2007 года произведено расширение сферы применения специального налогового режима (СНР) для субъектов малого бизнеса, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, путем увеличения предельной численности наемных работников и предельного дохода.

Учитывая положительный опыт осуществления  деятельности субъектами малого бизнеса  в условиях действия упрощенного  налогового режима, с 1 января 2008 года снизились ставки налога в СНР на основе патента с 3% до 2%, в СНР на основе упрощенной декларации вместо разделительной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками от 3% до 5% и от 3% до 7% установлена соответственно единая ставка на уровне 3%. Эта мера оказывает поддержку инициативной части населения, стремящейся реализовать свои предпринимательские способности и идеи. [13]

В 2008 году ставка налога на добавленную стоимость снижена с 2009 года до 13 процентов, и с 2010 года будет снижена до 12 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.

С 2008 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире. [14]

При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.

В целях создания условий для  высокотехнологичных и экспортоориентированных производств в Казахстане созданы 3 специальные экономические зоны, на которых осуществляется освобождение от корпоративного подоходного налога, земельного налога, налога на имущество, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин.

Основные направления налоговой  политики на 2009–2011 годы будут ориентированы на решение задач бюджетно-налоговой политики с учетом необходимости укрепления социально-значимых функций налогов как справедливого и оправданного инструмента, стимулирующего развитие необходимых направлений экономики и обеспечивающего полное выполнение государственных функций, которые заключаются в следующем: создание конкурентной налоговой системы, которая позволит усилить конкурентоспособность страны;

приведение налоговой системы  в соответствие с задачами нового этапа

развития Казахстана, которая должна способствовать модернизации и диверсификации экономики;

оптимизация льгот и соответственно снижение налоговой нагрузки на

несырьевой сектор экономики, приведение налогообложения юридических лиц в соответствие с международными стандартами (в целях снижения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики предлагается последовательно, в течение трех лет вдвое против действующей уменьшить ставку корпоративного подоходного налога);

приведение налога на добавленную  стоимость в соответствие с лучшей мировой практикой;

в рамках реформирования социального  налога предлагается установить плоскую шкалу со ставкой 11%;

реформирование системы налогообложения  недропользователей, введение налога на добычу полезных ископаемых вместо роялти, изменение методологии исчисления рентного налога и налога на сверхприбыль;

упрощение процедур администрирования, повышение качества налоговых услуг  и прозрачности налоговых процедур, сокращение количества налоговой отчетности, упорядочение налоговых проверок. [15]

Вышеуказанные задачи будут решаться в рамках разрабатываемого нового Налогового кодекса, что должно оказать влияние  на создание благоприятного инвестиционного  климата, стимулирование развития бизнеса в несырьевом секторе экономики в условиях усиления международной конкуренции и свободного перетока капитала между странами, развитие конкуренции, увеличение ВВП, доходной части бюджета и роста экономической активности населения.

Условные потери по налогу на добавленную стоимость в 2009 году в результате снижения ставки с 14 до 13 процентов составят 57,7 млрд. тенге, в 2010 году со снижением ставки с 13 до 12 процентов – 78,0 млрд. тенге.

По корпоративному подоходному  налогу в 2010 году условные потери в результате снижения ставки с 30% до 20% составят 348,7 млрд. тенге, в 2011 году со снижением ставки с 20% до 17,5% – 78,1 млрд. тенге.

В прогнозах нефтяных доходов учтены дополнительные поступления индивидуального подоходного и социального налогов за счет повышения заработной платы в 2010–2011 годах ежегодно на 25% работникам системы государственного управления и государственных учреждений и уменьшение поступления социального налога в местные бюджеты в 2010–2011 годы за счет отчислений в Государственный фонд социального страхования в 2010 году – 4%, в 2011 году – 5%, вместо установленного отчисления в 2008 году 3%.

Прогноз доходов нефтяного сектора  на 2009–2011 годы определен

Информация о работе Налоговая система РК