Налоговая система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа имеет название «Налоговая система Республики Казахстан».
Цель курсовой работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть анализ налоговой реформы и политики РК в период с 2009 по 2011 гг.
Задача данной курсовой работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

I. Сущность налогов и их роль в экономике государства
1.1 Понятие налоговой системы и этапы налоговой реформы ………………….5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………7
1.3 Структура налоговой системы………………………………………………….8

II. Анализ налоговой политики РК в период с 2008 по 2011 гг.
2.1 Анализ бюджетно-налоговой политики……………..…………...……...…....10
2.2 Политика доходов и расходов и налоговая реформа РК………………...…..11
2.3 Реформа Налогового законодательства РК…………………………………...16

III. Развитие и совершенствования налоговой реформы РК за годы независимости
3.1 Самостоятельность и стремление к эффективности………………………...18
3.2 Проблемы налоговой системы РК…………………………………………….22
3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК…………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система 2011 год.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

 Для дальнейшего  устойчивого развития экономики,  углубления проводимых реформ  усовершенствовано налогообложение  нефтяных операций, финансового  лизинга, нерезидентов, финансовых  инструментов, а также нормы налогового администрирования и усиления инвестиционной активности предпринимателей, расширена форма предоставления инвестиционных налоговых преференций, введены льготы для нефтехимических производств, производства товаров с высокой добавленной стоимостью. Для ускорения процессов обновления и модернизации основных фондов в стране усовершенствована амортизационная политика в целях налогообложения.

Сегодня можно смело  утверждать, что за годы независимости  казахстанская модель развития экономики доказала свою жизнеспособность. Казахстан в сжатые сроки сумел создать соответствующее законодательство и провести радикальные рыночные реформы. Казахстан первым среди стран СНГ провел налоговую реформу. Количество налогов было сокращено более чем в три раза. Налоги стали рассматриваться не только как метод пополнения госбюджета, но и как инструмент стимулирования инвестиционно-производственной деятельности предприятий. [22]

 Практически завершившийся  процесс приватизации привел  к созданию базовых условий для реальной конкуренции. В настоящее время около 85% объема промышленной продукции республики производится в частном секторе.

 На текущий момент  по объемам прямых иностранных  инвестиций на душу населения  Казахстан – безусловный лидер  среди стран СНГ. Нам первым из стран бывшего Союза присвоен кредитный рейтинг инвестиционного уровня. В экономику Казахстана за годы независимости привлечено около 90 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Мы первыми в СНГ создали Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов, который оказал неоценимую помощь стране в условиях мирового финансово-экономического кризиса.

 Если в 1991–1995 гг. ежегодный спад производства  ВВП составлял около 10% к 1990 году, достигнув наиболее низкого уровня в 1995 году (61,4% к 1990 г.), то с 1996 года в результате проведенных реформ началось восстановление экономики Казахстана. С 2000 по 2007 год экономика Казахстана росла темпами в среднем около 10% в год.

 В 2000–2004 годы Казахстан  восстановил экономический потенциал  1990 года, а к 2008 году удвоил  ВВП по сравнению с 2000 годом  на два года раньше намеченного  срока.

 Некоторое замедление  роста экономики в Казахстане  началось во второй половине 2007 года в связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса. По итогам 2007 года реальный рост ВВП снизился до 8,9%. В ноябре 2007 года по поручению Главы государства был принят План первоочередных мер, на воплощение которого из бюджета выделено более 460 млрд. тенге. Средства были распределены на кредитование проектов малого и среднего бизнеса, обеспечение продовольственной безопасности, решение проблем дольщиков и завершение строительства начатых объектов. В результате по итогам 2008 года инфляция составила 9,5%, экономический рост – 3,3%, а уровень безработицы – 6,6%.

 Следует отметить, что рост мировых цен на  основные экспортные товары в  период с 2001 года по 2008 год обеспечивал  профицит консолидированного бюджета  Казахстана. С 2005 года до осени 2008 года в условиях наиболее высоких цен на нефть большая часть доходов от нефтяного сектора была аккумулирована в Национальном фонде, размеры которого в октябре 2008 года превысили 30 млрд. долларов. Именно это позволило стране накопить те резервы, которые сегодня смягчают последствия мирового финансового кризиса. По мере увеличения поступлений росли и консолидированные государственные расходы.

 В 2009 году экономика  Казахстана начала свое развитие  в условиях глобального экономического кризиса, низкого уровня мировых цен на нефть, металлы и другие ресурсы. Вместе с тем благодаря принятым по поручению Главы нашего государства мерам государственной поддержки секторов экономики, реализуемых в рамках Плана совместных действий Правительства, Национального банка и АФН по обеспечению стабильности экономики и финансовой системы на 2009–2010 годы, Казахстан сумел обеспечить рост ВВП в 2009 году на уровне 1,1%.

 Важно отметить, что  с первого января 2009 года вступил  в действие новый Налоговый  кодекс, который способствует модернизации и диверсификации экономики, выходу бизнеса из «тени». Он предусматривает: снижение общей налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики; создание условий, способствующих модернизации и диверсификации экономики; улучшение условий для ведения бизнеса за счет совершенствования налогового администрирования и упрощения налоговых процедур.

 Основными наиболее  важными и концептуальными положениями  Налогового кодекса являются  следующие нормы: ставка корпоративного  подоходного налога снижена с 2009 года с 30% до 20%; значительно упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций по КПН, льгота действует в форме ускоренного вычета инвестиций в течение периода до трех лет; одновременно увеличен срок переноса убытков с 3 до 10 лет, что в полной мере позволяет воспользоваться преимуществами инвестиционной льготы; ставка НДС с 2009 года снижена с 13% до 12%.

 Реформирована система  налогообложения недропользователей. Предусмотрена замена платежа  роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ производится от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанной по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения, постановлением Правительства РК устанавливаются льготные ставки. Исключено положение «стабильности» налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта ТОО «Тенгизшевройл» и действующих соглашений о разделе продукции.

 В рамках реформирования  социального налога осуществлен  переход от регрессивной шкалы  налога со ставками от 13 до 5% к  плоской шкале со ставкой 11%. Единая ставка по индивидуальному  подоходному налогу сохранена  на уровне 10%.

 С 2009 года введено положение о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщикам, над суммой НДС, уплаченной покупателями, так называемого «дебетового» сальдо – эта мера направлена на устранение замораживания оборотных средств налогоплательщика в форме НДС, уплаченного поставщикам, особенно в период модернизации и обновления основных средств. Безусловно, все эти меры нацелены в конечном итоге на стимулирование форсированного индустриально-инновационного развития страны.

 Несмотря на финансовые  трудности, качество жизни казахстанцев повышается с каждым годом. Так, если в 1994 году ВВП на душу населения составлял около 700 долларов, то в 2009 году он превысил 6 000 долларов, то есть вырос почти в девять раз. Для обеспечения вхождения Казахстана к 2020 году в число стран с высоким уровнем дохода по показателю ВВП на душу населения данный показатель будет доведен до уровня свыше 10 тыс. долларов уже к 2014 году.

 В своем Послании  народу Казахстана, озвученном 29 января 2010 года, Глава государства Нурсултан  Назарбаев отметил, что, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, Казахстан сумел достойно преодолеть трудности и обеспечить экономический рост.

 С 2010 года Казахстан  приступает к реализации Программы  форсированного индустриально-инновационного  развития экономики страны до 2014 года. Реализация политики индустриализации обеспечит создание новых рабочих мест в экономике и будет способствовать качественному ее росту. Положительное влияние на развитие экономики страны будет оказывать также реализация крупных инвестиционных проектов.

 Следует отметить, что в Казахстане создан наиболее  благоприятный налоговый климат  по привлечению инвестиций, как  иностранных, так и отечественных,  для реализации инвестиционных  проектов и модернизации промышленности  республики.

 В 2010–2014 годах реальный  ВВП в Казахстане предполагается  увеличить на 15,7%. Уровень инфляции  будет снижен до 7% на конец  2014 года.

 

3.2 Проблемы  налоговой системы РК

 

Поскольку перед Казахстаном в сфере налоговой политики стоят две взаимосвязанные непростые задачи.

Первая –  выстроить налоговый режим таким образом, чтобы он способствовал диверсификации экономики. Значительная доля доходной части бюджета будет формироваться за счет налогов, идущих от добывающих отраслей.

Налоговая система –  один из главных инструментов стимулирования диверсификации экономики. Эта задача очень важная, и правительство Казахстана четко видит ее. Такие страны, как Австралия и Канада, успешно использовали свои природные богатства для развития страны, достигли высокого уровня экономической зрелости.

Вторая задача, которую может решить налоговая система, – это эффективность применения и сбора налогов, то есть налоговое администрирование.

Казахстан имеет шансы  избежать падения ВВП, которое наблюдается  во многих странах с переходной экономикой, в частности в Венгрии, на Украине, в прибалтийских государствах. Ваша страна пока показывает позитивную экономическую динамику, и антикризисный план, предложенный правительством, обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. Но он уже не будет двузначным, как было последние семь лет, поэтому особенно важно, чтобы государство использовало налоговые рычаги для стимулирования МСБ, который в любой экономике создает наибольшее количество рабочих мест

Налоговый кодекс достаточно эффективно решает задачу мобилизации ресурсов добывающего сектора через налоговую систему. Республика не может все время оставаться зависимой от добывающих отраслей. Казахстан располагает доказанными запасами нефти, позволяющими поддерживать значительный объем нефтедобычи на протяжении, как минимум, трех четвертей столетия. Это очень длительный период – у многих нефтедобывающих стран срок эксплуатации природных ресурсов гораздо короче – 10-20 лет.

Прогнозировать цены на нефть – занятие неблагодарное. Наиболее обнадеживающим аспектом госполитики в Казахстане был весьма консервативный подход к прогнозу нефтяных доходов: когда во многих нефтедобывающих странах бюджеты готовились и принимались, исходя из $70-80 за баррель, Казахстан уже имел консервативный прогноз, потом, оперативно перестроившись, принял бюджет-2009, исходя из $40, а на 2010-2011 годы – исходя из $50 за баррель. Многие международные эксперты, специализирующиеся на изучении мирового рынка нефти, полагают, что нынешнее падение цен на нефть будет сравнительно недолгим. Потому что налицо глубинная структурная диспропорция между спросом и предложением. Спрос на нефть в долгосрочном плане будет значительно опережать предложение. Конъюнктура рынка через год-два должна переломиться.

Очень важно сейчас перейти к реализации тех важных положений, которые заложены в новом кодексе. То есть насколько формирующаяся налоговая система будет удовлетворять потребностям как казахстанского бизнеса, так и частных лиц-налогоплательщиков, зависит не только от того, как эти принципы отражены в кодексе, но и от того, как будет работать вся система. Насколько эффективно будет администрироваться каждый налог и насколько быстро можно будет снизить административный пресс, связанный с оплатой налогов, проверками, апелляциями и другими аспектами управления налоговой системой.

Правительство страны направило  на реформирование налогового администрирования  значительные человеческие ресурсы. Есть понимание направления, в котором  необходимо двигаться, есть четкие сроки  реализации. Даже в крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) кардинальное улучшение налогового администрирования шло несколько лет. Особых причин нет, по которым Казахстан не сможет пройти этот путь.

Сейчас ведется разработка единой информационной системы, которая позволит перевести всю систему налогового администрирования на принцип работы виртуального офиса. Это позволит пользователям работать через Интернет с нужными подразделениями налоговых служб. Так будет постепенно происходить переход от территориального принципа организации к функциональному подходу и повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В этом направлении важные шаги уже делаются, отрабатываются стандарты качества услуг, новая система апелляций. То есть какие-то принципы уже вступают в действие сейчас, кадры мобилизованы, и это вселяет уверенность, что Казахстан может добиться столь же впечатляющих успехов, как и другие страны – новые члены ЕС, которые решали эту проблему последние пять лет.

Одна из проблем налоговой системы Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, – очень большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемее и создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

 

3.3 Пути совершенствования налоговой реформы РК

 

Глава государства  Нурсултан Назарбаев подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения", направленный на совершенствование налогового законодательства.

Закон был принят парламентом  страны 23 июня текущего года.

Информация о работе Налоговая система РК