Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 16:30, курсовая работа
Цель работы - раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов. Задача работы - выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения. Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.
При этом, возводя налоговую политику в ранг национального регулирования, государство с ее помощью смягчает циклические колебания в экономическом развитии, ведет борьбу с инфляцией, развивает производственную и социальную структуру.
Введение 3
1 ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ЕЕ ОРГАНИЗАЦИЯ 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Принципы организации налоговой системы 11
1.3 Налоговая система Республики Казахстан 11
2 РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 14
2.1 Налоги и их классификация 14
2.2 Налоговая система на современном этапе
21
3 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 27
3.1 Проблемы налоговой системы РК 27
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 37
Другой причиной невыполнения прогноза является то, что один из самых крупных налогоплательщиков роялти по области АО "Актюбемунайгаз", имея ежемесячные платежи в сумме 16-17 млн. тенге, в настоящее время допустил недоимку 25817,4 тыс. тенге. При сравнительно стабильной добыче полезных ископаемых из-за резкого снижения цен на реализации (так, если в январе 2007года цена за реализации составила 5291 тенге за 1 тонну, то в ноябре - декабре она составила 2125 тенге), сумма роялти с одной тонны добытой нефти снизилось в среднем на 3166 тенге (на 60 %) или по этой же причине потери бюджета только поэтому предприятию составили 115,2 млн. тенге (9,6 млн. тенге на 12 месяцев).
В Актюбинском заводе ферросплавов объем выпущенной товарной продукции во втором квартале 2000 года составил 92000 м. куб, а в четвертом квартале этот объем снизился до 80000 м. куб или на 13 %.
Из 16 заключенных контрактов на недропользование по разведке добычи углеводородов по области только АО НПЦ "Мунай" занимается добычей и реализацией нефти в небольших объемах (за 10 месяцев 2000 года перечислено в бюджет роялти 7,6 млн. тенге), остальные занимаются разведкой углеводородного сырья на контрактных территориях.
По состоянию на 1 января 2008года прогноз по налогу на добавленную стоимость выполнен на 91,6 %, в бюджет поступило 2764070,9 тыс. тенге при плане 3016164,0 тыс. тенге.
Потеря бюджета по нулевой ставке НДС за 2007 год по АО "Феррохром" составила 424,4 млн. тенге, по АЗХС 475,9 млн. тенге, всего 900,3 млн. тенге.
Наблюдается спад объема реализации предприятий нефтегазовой промышленности, являющихся основными плательщиками НДС в области.
Так по АО "Актюбемунайгаз" объем реализации продукции в 2008 году составил 241771417,7 тыс. тенге, за 1999 год 20314065,0 тыс. тенге, это на 1163076,7 тыс. тенге меньше прошлого года.
На уменьшение объема реализации продукции повлиял прежде всего финансовый кризис в России, так как основными потребителями сырой нефти (до 50 % от общего объема отгрузки за пределы республики) являются Российские фирмы, а также в связи с падением цен на нефть на мировом рынке и понижением курса рубля, цена 1 тонны нефти упала от 90$ в январе 1999 года до 20-22$.
В целях обеспечения дополнительного поступления налога в бюджет налоговыми органами привлечены к уплате предприятия и организации всех форм собственности.
Кроме того, для обеспечения поступления в бюджет налога на добавленную собственность работниками налоговых комитетов систематически проводятся документальные проверки предприятий, имеющих дебетовые сальдо на НДС.
По состоянию на 1.01.00 поступило сбора за право занятия отдельными видами деятельности в сумме 41987,8 тыс. тенге или 63,6 % от прогноза, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 6819,1 тыс. тенге.
Невыполнение плана связано с завышением прогнозных показателей, а также с отменой лицензирования деятельности пунктов общественного питания, автозаправочных станций, а также перевозки грузов и пассажиров (см. приложение 5).
По состоянию на 1.01.07 поступило сбора за право реализации товаров на рынках РК 126480,7 тыс. тенге или 99,9 % к прогнозу, недопоступило 71,3 тыс. тенге.
Невыполнение плана объясняется завышенным прогнозом поступлений. Так, если в 2008году при прогнозе 103475,0 тыс. тенге поступило 91489,7 тыс. тенге, то 1999 году при прогнозе 126552,0 тыс. тенге поступило 126480,7 тыс. тенге. Таким образом, прогноз на 2008год по сравнению с 1998 годом увеличен на 23077,0 тыс. тенге.
Увеличение поступления сбора в декабре по сравнению с октябрем и ноябрем объясняется открытием в областном центре нового рынка "Батыс".
По состоянию на 1.01.00 поступило доходов от дивидендов на государственный пакет акций в сумме 16835,9 тыс. тенге или 8,2 % к прогнозу. Невыполнение прогнозного показателя связано с его нереальностью из-за снижения количества хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которого имеется доля (пакет акций) государства в связи с дальнейшей приватизацией предприятий и их убыточностью.
По состоянию на 1.01.08 поступило средств от аренды имущества в сумме 17747,5 тыс. тенге или 84,3 % к прогнозу. Снижение поступлений по сравнению с соответствующим периодом 2008 года составило 1367,7 тыс. тенге.
Основными причинами невыполнения прогнозного показателя и снижение поступления против соответствующего периода 2007года объясняется резким уменьшением количества сдаваемых в аренду нежилых помещений ввиду невыгодности их сдачи. Кроме того, одним из стабильных плательщиков являлась Западная железная дорога. Однако постановлением правительства РК от 31.01.97 № 129 "О реорганизации предприятий железной дороги РК" с созданием РГП "Казахстан темiр жолы" на праве хозяйственного ведения, вся полученная сумма от аренды остается в его распоряжении.
3 ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Проблемы налоговой системы РК
Наше молодое суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:
Стабильность налоговой системы;
Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;
Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);
Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);
Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.
Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.
Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.
В этой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:
- устойчивость и сбалансированность государственного бюджета
- формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты
обеспечение широко масштабных инвестиции
всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.
Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится.
Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного характера налогов (хотя бы в смысле "общественного договора") не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом.
Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент - это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.
Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов.
При исчислении доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.
Инфляция, обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК
Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.
Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.
Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания.
Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность.
За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.
В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.
Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).
Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль.
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:
устойчивость и сбалансированность бюджета;
формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;
обеспечение широкомасштабных инвестиций;
всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.
Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования