Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы. В соответствие с поставленной задачей:
- раскрыть сущность и функции налогов, их классификацию и роль в формировании доходов бюджета. - рассмотреть современное состояние налоговой системы и провести анализ поступления доходов в федеральный бюджет 2009 года. - посвятить проблеме и путям совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 3-4
Гл.1 Сущность налогов и их роль в формировании
доходов бюджета
1.1 Сущность и функции налогов 5-9
1.2 Классификация налогов 9-18
Гл.2 Особенности налоговой системы РФ
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ 18-21
2.2 Нестабильность налоговой системы РФ 21-24
2.3 Анализ поступления доходов в федеральный
бюджет 24-28
Гл.3 Проблемы и пути совершенствования налоговых
доходов федерального бюджета 28-30
Заключение 30-32
Список литературы 33-34
Приложение 35-38

Вложенные файлы: 3 файла

Азату Алмазычу.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)


Введение

          Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В сложное для нашей  страны время налоги играют немалую  роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются главной статьей бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

 

 Целью написания  данной работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы.

В соответствие с поставленной задачей:

  • раскрыть сущность и функции налогов, их классификацию и роль в формировании доходов бюджета.
  • рассмотреть современное состояние налоговой системы и провести анализ поступления доходов в федеральный бюджет 2009 года.
  • посвятить проблеме и путям совершенствования налоговых доходов федерального бюджета

           Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

 

 

 

1. Сущность налогов и  их роль в формировании доходов  бюджета

1.1. Сущность  и функции налогов

Очевидно, что  любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды  денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

Налоги – это обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ.

Изъятие государством в свою пользу  определенной  части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога.  

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.

Функция налогов –  это проявление его сущности в  действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом  реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре основные функции, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

          Функции налогов:

1. Фискальная функция, т.е. обеспечение государства необходимыми ресурсами для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития. С помощью этой функции образуются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для функционирования государства в условиях рыночной экономики.

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления  необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах,  при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.  обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.

2. Распределительная  функция. С помощью налогов происходит распределение и перераспределение национального дохода, и создаются условия для эффективного государственного управления.

Налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Экономический механизм системы налогообложения может  достичь поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налога, как ставки, льготы, сроки уплаты, что в свою очередь позволит решить задачи насыщения товарами и услугами потребительского рынка, ускорение научно-технического прогресса, обеспечения насущных социальных потребностей населения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов  государство перераспределяет часть  прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие  и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная  налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок  налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,  нуждающихся в социальной защите.

3. Регулирующая функция. Эта функция налогов реализуется путем:

- регулирования дохода  и прибыли юридических и физических  лиц;

- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их, стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии, выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через систему материальных и финансовых санкций.

Выполнение регулирующей функции достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Регулирующая функция  означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая  платёжеспособный спрос населения.

Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.

4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Закон Российской   Федерации   “Об  основах  налоговой  системы в Российской Федерации” определяет  общие  принципы построения налоговой системы в Российской Федерации,  налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и  ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной  и  другим  платежом  понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во  внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,  получающих доходы,  участвовать в формировании государственных финансовых  ресурсов.  Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции, свойственные налогам вообще.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит  условный характер, так как все  они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

1.2. Классификация  налогов

 

Налоги и  сборы классифицируются по ряду признаков.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество.

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов, по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога  с продаж), таможенные пошлины. Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ.

По характеру начисления на объект обложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении  ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такому роду налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

Наиболее существенным признаком классификации налогов  является принадлежность их к уровням  власти и управления. В Налоговом Кодексе РФ ст.12,13,14 утверждён закрытый перечень федеральных, региональных местных налогов.

Федеральные налоги –  налоги, устанавливаемые налоговым  законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны. Федеральные налоги формируют доходную часть федерального бюджета страны. Основными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и др.

Содержание.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Титулиник.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Налоговая система РФ