Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы - сформулировать теоретические основы налогообложения и налоговой политики, функционирования механизма налогообложения, методов налоговой работы. В соответствие с поставленной задачей:
- раскрыть сущность и функции налогов, их классификацию и роль в формировании доходов бюджета. - рассмотреть современное состояние налоговой системы и провести анализ поступления доходов в федеральный бюджет 2009 года. - посвятить проблеме и путям совершенствования налоговых доходов федерального бюджета.

Содержание

Введение 3-4
Гл.1 Сущность налогов и их роль в формировании
доходов бюджета
1.1 Сущность и функции налогов 5-9
1.2 Классификация налогов 9-18
Гл.2 Особенности налоговой системы РФ
2.1 Современное состояние налоговой системы РФ 18-21
2.2 Нестабильность налоговой системы РФ 21-24
2.3 Анализ поступления доходов в федеральный
бюджет 24-28
Гл.3 Проблемы и пути совершенствования налоговых
доходов федерального бюджета 28-30
Заключение 30-32
Список литературы 33-34
Приложение 35-38

Вложенные файлы: 3 файла

Азату Алмазычу.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

6. Нейтральность налогов  - налоги не должны вредить  деятельности предприятий и жизнедеятельности  граждан. 

Данный принцип реализуется  в ряде стран в отношении налогообложения физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода, связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность  и ясность налогообложения. Наиболее  простыми с точки зрения исчисления  считаются прямые налоги. В соответствии  с мировой практикой прямые  налоги составляют около 60% общей  суммы доходов, поступающих от  налоговой системы. 

8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует в координации  налоговой политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об избежание (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений.

Основы налоговой системы  России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в  своей основе формировались в  условиях экономического кризиса, что  не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках.

Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения  объёмов производства, инфляции был  велик соблазн все экономические проблемы государства, решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

Во многом действующая  налоговая система соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен.

К серьезным недостаткам  налогового режима,  ухудшающим инвестиционный климат в России,  следует отнести  его нестабильность. Нестабильность налоговой системы  является  существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в  российскую  экономику.

Не удивительно,  что  к существующей налоговой  системе  в настоящее время предъявляется  масса претензий.  По мнению большинства  специалистов, она недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей,  она  допускает  и сверхдоходы, и  сильную  имущественную дифференциацию.  Все эти замечания справедливы.

Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли  не тупиковая ситуация. С  одной стороны,  мало кто знает,  как правильно платить налоги. С другой, — мало кто понимает, как эти налоги взимать.

2.2. Нестабильность налоговой системы России

 

В настоящее время  налогоплательщики сетуют,  и  вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей.

Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости  корректирования отдельных элементов  системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной,  роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это  не  только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели  ухитряются скрыть от налогообложения  от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра выше. Это в свою очередь создает  огромные трудности в пополнении бюджета.

Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без  достаточного экономического анализа  их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т. д. Между  тем при установлении ставок налогов  необходимо учитывать их влияние  не только на  это, но и на ликвидацию  условий, способствующих вполне легальному уходу налогоплательщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном  же случае наблюдается тенденция к перераспределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наименьшей ставке.

Действующая в стране налоговая система со слабо проработанными теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок налогов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли. Завтра это может привести к тому, что все доходы уйдут в личное потребление. Поэтому важно, чтобы доходы облагались по одинаковым средним ставкам, чтобы при прочих равных условиях у предпринимателя не было мотива перераспределять доходы в целях “легального” снижения размера уплачиваемого налога.

Как видим нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и  т. д. несомненно, играет отрицательную  роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения  налогового бремени нашла свое отражение  в принципах налогообложения.

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец дохода должен платить не, только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного.

 

2.3 Анализ  поступления  доходов в федеральный бюджет

 

Всего в январе-сентябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2 194,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 32% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (41%), налога на добычу полезных ископаемых (31%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (7%).

условлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций (ростом количества убыточных организаций и суммы полученного убытка с одновременным снижением количества прибыльных организаций и суммы полученной ими прибыли) и снижением с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-сентябре 2009 года составили 375,7 млрд. рублей и  по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 5,9 млрд. рублей, или на 1,6%.

Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-сентябре  2009 года составили 889,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-сентябрем 2008 года выросли на 11,1%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в январе-сентябре 2009 года 21,7 млрд. рублей, что на 30% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-сентябре 2009 года 59,9 млрд. рублей и снизились относительно января-сентября 2008 года на 35%. 
Снижение поступлений по сводной группе акцизов в федеральный бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты.  
С 2009 года уплата акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-сентябре 2009 года поступило в федеральный бюджет 680,5 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 613,2 млрд. рублей, газа горючего природного – 54,1 млрд. рублей, газового конденсата – 4,5 млрд.

По сравнению с январем-сентябрем 2008 года поступления НДПИ снизились  на 48%, что обусловлено снижением  цены на нефть (с 106,8$ в декабре 2007 года – августе 2008 года до 53,2$ в декабре 2008 года – августе 2009 года, или в 2 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-сентябре 2009 года поступило 937,4 млрд. рублей, что на 1,5% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В Фонд социального страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-сентябре 2009 года  поступило 50,0 млрд. рублей, что на 12,7% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 67,2 млрд. рублей, что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования в январе-сентябре 2009 года поступило 122,8 млрд. рублей, что на 1,1% больше, чем в январе-сентябре 2008 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы  и пути совершенствования налоговых  доходов федерального бюджета

Несовершенство налоговой  системы является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время  являлась фактором, сдерживающим экономическое  развитие страны.

Масштабы фактической  мобилизации доходов в бюджетную систему, достигаемые ценой огромных потерь, для социально-экономического развития страны, мягко говоря, неудовлетворительны. Налогообложение в целом направлено на текущее увеличение налоговых поступлений, что приводит к образованию фактически завышенного совокупного бремени начисленных налогов, которые не в состоянии нести даже среднестатистический российский налогоплательщик. Это одна из немаловажных причин того, что около половины промышленных предприятий в России убыточны, а еще столько же прибыльных предприятий являются низкорентабельными.

Нездоровая ориентация российской налоговой системы на косвенные формы налогообложения - еще один негативный стереотип  в налоговой политике. До 70% всех налоговых поступлений в бюджет составляют косвенные налоги на бизнес. Такого дисбаланса налоговой структуры в пользу инфляционных регрессивных по отношению к доходам потребителей налогов, коими являются косвенные налоги на бизнес, нет ни в одной развитой стране. Высокие косвенные налоги, будучи ценообразующим фактором, сокращают платежеспособный спрос, а, следовательно, и объемы производства, реализации и потребления товаров и услуг, что влечет за собой сокращение налоговых поступлений.

При неблагоприятном  в целом налоговом режиме разрастаются теневой и льготный секторы экономики, которые практически не участвуют в формировании государственных доходов. Налоговая политика сосредоточена преимущественно на фискальных целях, не выполняя должным образом задачи стимулирования и регулирования экономики.

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики:

Содержание.doc

— 27.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Титулиник.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Налоговая система РФ