В соответствии с законом под налогом,
сбором, пошлиной и другими платежами
понимается обязательный взнос в бюджет
соответствующего уровня или во внебюджетный
фонд, осуществляемый плательщиками в
порядке и на условиях, определенных законодательными
актами. Совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в
установленном порядке, образуют налоговую
систему.
Возглавляет налоговую систему Государственная
налоговая служба РФ, которая входит в
систему центральных органов государственного
управления России, подчиняется Президенту
и Правительству РФ и возглавляется руководителем
в ранге министра.
Главной задачей Государственной налоговой
службы РФ является контроль за соблюдением
законодательства о налогах, правильностью
их исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующие бюджеты государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством.
Под термином « налоговое законодательство
» понимаются только законы Российской
Федерации, решения органов власти субъектов
Федерации, которые изданы на основе Конституции
и федеральных законов и в пределах полномочий,
предоставленных этим органам Конституцией
Российской Федерации.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый
обязан платить законно установленные
налоги. Конституционный суд РФ в постановлении
от 04.04.96 г. указал, что “ установить налог
или сбор можно только законом. Налоги,
взимаемые не на основе закона, не могут
считаться « законно установленными ».
Данное положение имеет значение как для
признания конституционного закона, в
том числе закона субъекта Российской
Федерации, устанавливающего конкретный
налог, так и при оценке конституционности
полномочия органа государственной власти
на установленные налоги. Конституция
РФ исключает установление налогов органами
исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления
).
Таким образом, понятие « законно установленный
» включает в себя и вид правового акта,
на основании которого взимается налог
и сбор. Таким актом может быть только
закон. Конституция РФ не допускает взимания
налога или сбора на основе указа, постановления,
распоряжения и т.п.
Установить налог не значит дать ему
название. Нельзя выполнить обязанность
по уплате налога, если не известны обязанное
лицо, размер налогового обязательства
и порядок его исполнения.
Установить налог – значит установить
и определить все существенные элементы
его конструкции ( налогоплательщик, объект
и предмет налога, налоговый период и т.д.
). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах
налоговой системы в Российской Федерации
» в целях определения обязанностей налогоплательщика
законодательные акты устанавливают и
определяют налогоплательщика ( субъекта
налога ), объект и источник налога, единицу
налогообложения, налоговую ставку, сроки
уплаты налога, бюджет или внебюджетный
фонд, в который зачисляется налоговый
оклад.
Законом « Об основах налоговой системы
в Российской Федерации » впервые в России
вводится трехуровневая система налогообложения.
1. Федеральные налоги взимаются
по всей территории России. При
этом все суммы сборов от 6 из
14 федеральных налогов должны
зачисляться в федеральный бюджет
Российской Федерации.
2. Республиканские налоги являются
общеобязательными. При этом сумма
платежей, например, по налогу на
имущество предприятий, равными
долями зачисляется в бюджет
республики, края, автономного образования,
а также в бюджеты города
и района, на территории которого
находится предприятие.
3. Из местных налогов ( а их всего
22 ) общеобязательны только 3 – налог на
имущество физических лиц, земельный,
а также регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
И еще один важный в условиях рынка налог
– на рекламу. Его должны платить юридические
и физические лица, рекламирующие свою
продукцию по ставке до 5% от стоимости
услуг по рекламе.
2.2. Основные налоги, взимаемые
в России
Федеральные налоги
- налог на добавленную стоимость
- федеральные платежи за пользование
природными ресурсами
- акцизы на отдельные группы
и виды товаров
- подоходный налог
- налог на доходы банков
- подоходный налог с физических
лиц
- налог на доходы от страховой
деятельности
- налоги – источники образования
дорожных фондов
- налог на операции с ценными
бумагами
- гербовый сбор[6] [6]
- таможенная пошлина
- государственная пошлина
- отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы
- налог с имущества, переходящего
в порядке наследования и дарения
- налог с биржевой
деятельности
Республиканские
налоги и налоги краев, областей, автономных
образований
- республиканские
платежи за пользование природными
ресурсами
- лесной налог
- налог на имущество
предприятий
- плата за воду,
забираемую промышленными предприятиями
из водохозяйственных систем
Местные налоги
- земельный налог
- регистрационный
сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
- налог на имущество
физических лиц
- сбор за право
торговли
- налог на строительство
объектов производственного назначения
в курортной зоне
- целевые сборы
с населения и предприятий
всех организационно-правовых форм
на содержание милиции, на благоустройство
и другие цели
- курортный сбор
- налог на перепродажу
автомобилей и ЭВМ
- налог на рекламу
- лицензионный
сбор за право торговли вино-водочными
изделиями
- сбор с владельцев
собак
- сбор за выдачу
ордера на квартиру
- лицензионный
сбор за право проведения местных
аукционов и лотерей
- сбор за право
использования местной символики
- сбор за парковку
транспорта
- сбор за выигрыш
на бегах
- сбор за участие
в бегах на ипподромах
- сбор с лиц,
участвующих в игре на тотализаторе
на ипподроме
- сбор со сделок,
совершаемых на биржах, за исключением
сделок, предусмотренными законодательными
актами о налогообложении операций
с ценными бумагами
- сбор за право
проведения кино- и телесъемок
- сбор за уборку
территорий населенных пунктов
- другие виды
местных налогов
3. Виды ответственности
за нарушение налогового законодательства
в Российской Федерации
3.1. Налоговая ответственность
– самостоятельный вид юридической
ответственности
Правовое регулирование
ответственности в сфере налогообложения
является составной частью налогового
законодательства и представляет собой
совокупность норм налогового и других
отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия
налоговых органов и участников налоговых
правоотношений при взимании налогов
и затрагивающих имущественные интересы
государства по обеспечению доходной
части бюджета.
Как известно, метод
налогового права носит комплексный характер.
Основным правовым методом налогового
регулирования являются государственно-властные
предписания со стороны органов власти
в области налогообложения. Этот метод
применяется относительно субъектов налоговых
отношений, которые находятся в административных
налоговых отношениях. Вместе с тем по
объектам налоговых отношений, которые
охватывают собственность ( имущество
и доходы ) юридических и физических лиц,
государственных органов и органов местного
самоуправления, возможно применение
гражданско-правового метода, учитывая
равенство всех форм собственности и одинаковую
степень защиты каждой из них. О налоговой
ответственности, как новом виде юридической
ответственности, есть основания говорить
и с позиции правовой природы правоотношения,
являющегося объектом налогового нарушения.
Характер этого правонарушения при ответственности
за налоговое правонарушение регулируется
нормами налогового права.
Выделению налоговой
ответственности в отдельный вид юридической
ответственности способствует установление
Налоговым кодексом Российской Федерации
процессуальных норм, регулирующих производство
по делам о налоговых правонарушениях.
В Налоговом кодексе
имеет место попытка установления самостоятельной
налоговой ответственности, т.е. нового
правового режима. В настоящее время только
создаются определенные научные подхода
для выстраивания системы институтов
как налогового права, так и налогового
законодательства. С точки зрения правовой
теории ответственности следует отметить,
что в Налоговом кодексе приведен достаточно
полный перечень принципов налоговой
ответственности. Между тем принципы –
не просто правовые декларации, это база
для дальнейшего правотворчества, они
определяют пределы и характер применения
налогового законодательства в спорных
ситуациях, когда возможно неоднозначное
толкование правовых предписаний. Для
уяснения правовой природы налогового
правонарушения в Налоговом кодексе также
раскрываются такие элементы состава
нарушения, как субъект правонарушения
и субъективная сторона правонарушения.
Основополагающий принцип юридической
ответственности – « без вины и нет ответственности
». Применимость этого принципа к ответственности
за налоговые правонарушения не должна
подвергаться сомнению. Конституционный
Суд Российской Федерации В постановлении
от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности
пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона
Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “
О федеральных органах налоговой полиции
” указал, что налоговое правонарушение
есть « предусмотренное законом виновное
деяние, совершенное умышленно либо по
неосторожности. При производстве по делу
о налоговом правонарушении подлежит
доказыванию как сам факт совершения такого
правонарушения, так и степень вины налогоплательщика
».
Таким образом, налоговую
ответственность можно определить как
реализацию налоговых санкций за допущенные
в налоговых правоотношениях нарушения.
3.2. Юридическая
ответственность за невыполнение налоговых
обязательств
Налоговые отношения
являются обязательственными. Суть обязательства
состоит в уплате налога: ” Каждый обязан
платить законно установленные налоги
и сборы “. Следовательно, в сферу налогового
регулирования должны включаться отношения,
связанные с возникновением, изменением
и прекращением налогового обязательства.
Невыполнение налогового обязательства
состоит в неуплате или неполной уплате
налога. Это является сутью любого нарушения
налогового законодательства. В недополучении
бюджетом причитающихся ему сумм выражен
ущерб, причененный правонарушением.
Ст. 13 Закона Российской Федерации « Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации » устанавливает ответственность
налогоплательщика за нарушение налогового
законодательства в виде финансовых санкций
и предусматривает, что должностные лица
и граждане, виновные в нарушении налогового
законодательства, привлекаются в установленном
законом порядке к административной, уголовной
и дисциплинарной ответственности.
Однако вызывает
сомнение утверждение, что за налоговые
правонарушения может наступать дисциплинарная
ответственность. Ответственность дисциплинарную
и материальную лицо понесет перед предприятием,
понесшим ущерб в результате уплаты штрафов
и пени. Данные отношения лишь косвенно
связаны с налоговыми, но налоговым правом
не регулируются. За нарушения налогово-правовых
норм наступает ответственность трех
видов – административная, уголовная
и налоговая.
В настоящее время
вопрос о конкретных видах и размерах
ответственности участников налоговых
отношений решается в целом ряде нормативных
актов. Прежде всего это Закон РФ от 27 декабря
1991 г. « Об основах налоговой системы в
Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон
РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной
налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс
РСФСР об административных правонарушениях
(ст. 156 «Уклонение от подачи декларации
о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124
« Взыскание таможенных платежей и меры
ответственности »). Две статьи, предусматривающие
ответственность за нарушение налогового
законодательства, содержатся в Уголовном
кодексе РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина
от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение от
уплаты налогов с организаций »).
Налоговый кодекс
РФ вводит понятие налогового правонарушения
(ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет
права налоговых органов и налогоплательщиков
едиными процессуальными нормами. Под
налоговыми санкциями понимаются штрафы.
Употребляя в Кодексе термин «ответственность
за налоговое нарушение» законодатель
не называет, к какому виду юридической
ответственности она относится, и это
затрудняет определение правовой природы
предусмотренных налоговых правонарушений.
В целом выделение специальной ответственности
за совершение налоговых правонарушений
в виде налоговых санкций оправдано, поскольку
административная ответственность в этих
случаях недостаточна и к тому же не применима
в отношении юридических лиц.
Однако налоговая
санкция в виде штрафа не является единственной
мерой ответственности за совершение
налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона
РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» предусматривает четыре вида
санкций за нарушение налогового законодательства.
Это – взыскание всей суммы сокрытого
или заниженного дохода (прибыли), штраф,
пеня, взыскание недоимки.
Налогоплательщик,
нарушивший налоговое законодательство,
в установленных законом случаях несет
ответственность в виде:
а) взыскания всей
суммы сокрытого или заниженного дохода
( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый
или неучтенный объект налогообложения
и штрафа в размере той же суммы, а при
повторном нарушении – соответствующей
суммы и штрафа в двукратном размере этой
суммы. При установлении судом факта умышленного
сокрытия или занижения дохода ( прибыли
) приговором либо решением суда по иску
налогового органа или прокурора может
быть взыскан в федеральный бюджет штраф
в пятикратном размере сокрытой или заниженной
суммы дохода ( прибыли );