5) упростить
методики исчисления налогов
– в первой главе говорилось,
что методики исчисления ряда
налогов в нашей стране сильно
отличаются от тех, которые
применяются в других развитых
странах. Например, в состав расходов
при исчислении налога на прибыль традиционно
включаются все расходы, связанные с бизнесом.
У нас же предприятия имеют возможность
включать далеко не все расходы – например,
командировочные, представительские и
другие расходы включаются только в пределах
норм. Это сильно усложняет ведение как
налогового учета хозяйствующим субъектом,
так и проверку налоговым расчетов налоговым
инспектором и делает систему налогового
администрирования громоздкой и неэкономичной.
6) необходимо
также пересмотреть нормы амортизационных
отчислений – дело в том,
что в настоящее время за
счет амортизации покрывается
только часть расходов на восстановление
основных средств, что приводит
к их чрезмерному физическому
износу. Целесообразно внедрение
прогрессивных норм амортизации,
позволяющих полностью амортизировать
основные средства уже в первые
годы их эксплуатации. 7) в настоящее
время налоговое законодательство
при исчислении конкретных налогов
практически не принимает во
внимание фактор инфляции –
необходимо совершенствовать методики
расчета налогов.
8) одним из
важных направлений совершенствования
налоговой системы является совершенствование
налогового документооборота –
необходимо интенсивное и расширенное
внедрение электронных процессов
с целью упрощения процедур
регулирования, с целью сокращения
документооборота, а также сокращения
срока рассмотрения решений –
определенные шаги в этом направлении
делаются, в частности, у налогоплательщиков
появилась возможность сдавать
налоговую отчетность по электронной
почте.
9) введение
инвестиционных льгот по налогу
на прибыль – с принятием
главы 25 НК РФ была отменена
льгота, которая исключала из
налогообложения доходы, направляемые
на инвестиции хозяйствующих
субъектов. 25 глава НК РФ требует,
чтобы все средства, которые пошли
на развитие, модернизацию, закупку
оборудования и социальные вопросы,
включались в сумму, подлежащую налогообложению.
Во всех же цивилизованных странах мира
эти расходы, наоборот, исключаются из
обложения налогом. Как показывает практика,
после введения 25 Главы НК РФ собственные
инвестиций предприятий снизились примерно
на 26 %, что, естественно, неблагоприятно
сказывается на развитии хозяйствующих
субъектов, поскольку именно инвестиции
традиционно являются главным источником
развития предприятий. На наш взгляд, налоговое
законодательство должно строиться таким
образом, чтобы стимулировать развитие
народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим
субъектам через экономию на налогах дополнительные
средства на инвестиции, на развитие. Это
одна из основных функций государственного
регулирования. При том, что в стране провозглашается
политика привлечения иностранных инвестиций,
инвестиционная активность отечественных
предпринимателей по каким-то причинам
через систему налогового законодательства
не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым
льготам по налогу на прибыль представляется,
по моему мнению, необходимым шагом.
10) налоговой
системе РФ нужна целостная
концепция. В частности, на
уровне законодательной власти
должны четко сформулировать
цель экономического развития
страны, а уже затем для ее
реализации определять необходимый
набор инструментов, одним из
которых являются налоги.
11) необходимо
пересмотреть пропорции соотношения
налоговых доходов федерального
и региональных бюджетов. Пока
что, большая часть налогов
поступает в федеральный бюджет,
что сильно ограничивает финансовую
базу региональных и местных
бюджетов и ставит их в зависимость
от федерального бюджета.
В феврале 2008
года Министерство Финансов РФ представило
проект "Основных направлений налоговой
политики на 2008-2010 года".
В Налоговый
кодекс планируется внести ряд поправок,
которые введут так называемый институт
предварительного уведомления о
трансфертных сделках.
Плюс к
этому Минфин предполагает усовершенствовать
администрирование одного из главных
налогов - НДС. Во-первых, будет внедрена
система специальной регистрации
плательщиков НДС. Каждому зарегистрированному
плательщику налога будет присваиваться
идентификационный номер. При этом
предприниматели и компании не будут
по умолчанию признаваться налогоплательщиками
НДС. Однако в обязательном порядке
НДС станут выплачивать фирмы, у
которых выручка превышает законодательно
установленную величину (от 4 млн
руб. до 20 млн руб. в год). Также
Минфин намерен составить более
подробный перечень документов, подтверждающих
право на применение нулевой ставки
НДС.
На 2010 год запланировано
внедрение концепции консолидированной
налоговой отчетности. Такая норма позволит
холдингам оптимизировать свое налогообложение.
Также правительство планирует обсудить
совершенствование налога на добычу полезных
ископаемых. В частности, Минфин предлагает
проводить ежегодную индексацию НДПИ
по природному газу на число, большее уровня
прогнозируемой на год инфляции.
Документ
может быть дополнен еще рядом
предложений. Так, Минобразования уже
заявило о желании расширить
перечень льгот для предприятий,
занятых в инновационной сфере.
Минэкономразвития предлагает ускорить
процесс создания института регистрации
налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный
совет по иностранным инвестициям
намерен добиваться улучшения процедур
налогового администрирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговый механизм
является наиболее действенным и
эффективным рычагом государственного
регулирования. От того, насколько эффективной
будет налоговая система государства,
зависит и эффективность функционирования
страны и народного хозяйства
в целом.
Говоря о
проблемах современной налоговой
системы РФ, прежде всего, стоит отметить
проблему налогового администрирования
– налоговая система РФ по-прежнему
остается очень громоздкой, неэкономичной
и малоэффективной. Большое количество
налогов, сложные методики их расчета,
наличие большого количества бюрократических
процедур приводят к значительному
увеличению трудоемкости как налогового
учета, так и налогового инспектирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННой Литературы
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2009.
- 39 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) часть первая от 31.07.1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. N 117-ФЗ (НК РФ) (с изм. и доп. от 19.07.2009
N 195-ФЗ г.).
- Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования налоговой системы России // Налоговые споры: Теория и практика.
- 2008.- № 9.- С. 51-56
- Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Эксмо, 2008. – 496 с.
- Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – 317 с.
- Анализ налоговой реформы в России//Инвестиции в России. – 2009.
- № 4. – С. 48
- Боброва А.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы//Экономическая наука современной России. – 2006. - № 2. – с. 21-32
- Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.:Питер, 2007. – 416 с.
- Гайдар Е. Головокружение от успеха // Экономическая политика.
- 2008. - № 3.- С. 5-19
- Григорьев К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе// Экономика.- 2008.- №4.- С. 16-18
- Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: КноРус,
2008. – 320 с.
- Климова М.А. Налоги и налогообложение.: Учеб. пособие.- 5-е изд.- М.: РИОР,
2009.- 200 с.- с. 4-5
- Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело,
2004. – 400 с.