Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать теоретические основы налогового обложения и пронаблюдать их практическую реализацию в налоговой системе России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства

1.2. Правовое значение объекта налогообложения

1.3. Принципы построения налоговой системы

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 . Структура налогообложения РФ

2.2 . Основные налоги, взимаемые в России

3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Налоговая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности

3.2. Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

налоговая система россии.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

 

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1. Структура  налогообложения  РФ

 

  

 

С 1992 года в нашей  стране действует  новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

 

В соответствии с законом под  налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в  порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

 

Возглавляет налоговую  систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

 

Главной задачей Государственной  налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

 

Под термином « налоговое  законодательство »  понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

 

Согласно  ст. 57 Конституции  РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г.[5] указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” ( п. 4 Постановления ).

 

Таким образом, понятие  « законно установленный  » включает в себя и вид правового  акта, на основании  которого взимается  налог и сбор. Таким  актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.

 

Установить  налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность  по уплате налога, если не известны обязанное  лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения.

 

Установить налог  – значит установить и определить все  существенные элементы его конструкции ( налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д. ). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика ( субъекта налога ), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.

 

Законом « Об основах налоговой  системы в Российской Федерации » впервые  в России вводится трехуровневая система налогообложения.

 

1. Федеральные  налоги взимаются  по всей территории  России. При этом  все суммы сборов  от 6 из 14 федеральных  налогов должны  зачисляться в  федеральный бюджет  Российской Федерации.

 

2. Республиканские  налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

 

3.  Из местных  налогов ( а их  всего 22 ) общеобязательны  только 3 – налог  на имущество физических  лиц, земельный,  а также регистрационный  сбор с физических  лиц, занимающихся  предпринимательской  деятельностью.

 

И еще один важный в условиях рынка  налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

 

 

 

2.2. Основные налоги, взимаемые в России

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

 

- налог на  добавленную стоимость

 

- федеральные  платежи за пользование природными ресурсами

 

- акцизы на  отдельные группы  и виды товаров

 

- подоходный  налог

 

- налог на  доходы банков

 

- подоходный  налог с физических  лиц

 

- налог на  доходы от страховой  деятельности

 

- налоги –  источники образования  дорожных фондов

 

- налог на  операции с ценными  бумагами

 

- гербовый сбор[6]

 

- таможенная  пошлина

 

- государственная  пошлина

 

- отчисления  на воспроизводство  минерально-сырьевой  базы

 

- налог с имущества,  переходящего в  порядке наследования  и дарения

 

- налог с  биржевой деятельности

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЕ НАЛОГИ И НАЛОГИ КРАЕВ, ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

- республиканские  платежи за пользование  природными ресурсами

 

- лесной налог

 

- налог на  имущество предприятий

 

- плата за  воду, забираемую  промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

 

- земельный налог

 

- регистрационный  сбор с физических  лиц, занимающихся  предпринимательской  деятельностью

 

- налог на  имущество физических  лиц

 

- сбор за право  торговли

 

- налог на  строительство объектов производственного назначения в курортной зоне

 

- целевые сборы  с населения и  предприятий всех  организационно-правовых  форм на содержание  милиции, на благоустройство  и другие цели

 

- курортный сбор

 

- налог на  перепродажу автомобилей  и ЭВМ

 

- налог на  рекламу

 

- лицензионный  сбор за право  торговли вино-водочными  изделиями

 

- сбор с владельцев  собак

 

- сбор за выдачу  ордера на квартиру

 

- лицензионный  сбор за право  проведения местных  аукционов и лотерей

 

- сбор за право  использования местной  символики

 

- сбор за парковку транспорта

 

- сбор за выигрыш  на бегах

 

- сбор за участие  в бегах на ипподромах

 

- сбор с лиц,  участвующих в  игре на тотализаторе  на ипподроме

 

- сбор со сделок, совершаемых на  биржах, за исключением  сделок, предусмотренными  законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами

 

- сбор за право  проведения кино- и телесъемок

 

- сбор за уборку  территорий населенных  пунктов

 

- другие виды  местных налогов

 

3. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НАРУШЕНИЕ  НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3.1. Налоговая  ответственность  – 

 

самостоятельный вид юридической  ответственности

 

Правовое регулирование[7] ответственности  в сфере налогообложения  является составной  частью налогового законодательства и представляет собой  совокупность норм налогового и других отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.

 

Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.

 

О налоговой ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции  правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения[8] при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.

 

Выделению налоговой  ответственности  в отдельный вид  юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о налоговых правонарушениях.

 

В Налоговом кодексе  имеет место попытка  установления самостоятельной  налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения[9].

 

Основополагающий  принцип юридической  ответственности  – « без вины и нет ответственности  ». Применимость этого  принципа к ответственности  за налоговые правонарушения не должна подвергаться сомнению. Конституционный  Суд Российской Федерации В постановлении от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “ О федеральных органах налоговой полиции ” указал, что налоговое правонарушение есть « предусмотренное законом виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика ».

 

Таким образом, налоговую  ответственность  можно определить как реализацию налоговых  санкций[10] за допущенные в налоговых правоотношениях  нарушения.

 

3.2. Юридическая  ответственность 

 

за невыполнение налоговых обязательств

 

 

Налоговые отношения  являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.

 

Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.

 

Невыполнение  налогового обязательства  состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения  налогового законодательства. В недополучении  бюджетом причитающихся  ему сумм выражен  ущерб, причененный правонарушением.

 

Ст. 13 Закона Российской Федерации « Об основах налоговой  системы в Российской Федерации » устанавливает  ответственность  налогоплательщика  за нарушение налогового законодательства в  виде финансовых санкций  и предусматривает, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.

 

Однако вызывает сомнение утверждение, что за налоговые  правонарушения может наступать дисциплинарная ответственность. Ответственность дисциплинарную и материальную лицо понесет перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.

 

В настоящее время  вопрос о конкретных видах и размерах ответственности  участников налоговых  отношений решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Закон РФ от 27 декабря 1991 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст. 13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной налоговой службе РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156 «Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 « Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, содержатся в Уголовном кодексе РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина от уплаты налога », ст. 199 « Уклонение от уплаты налогов с организаций »).

 

Налоговый кодекс РФ вводит понятие  налогового правонарушения  (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и закрепляет права  налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.

Информация о работе Налоговая система России