Налоговая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Налоги в нашей жизни определяют многое. От того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона или конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которая может быть собрана только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка и т.д.
В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение 3
I. Понятие налоговой системы 6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 6
1.2 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 9
1.3 Правовое значение объекта налогообложения 11
II. Анализ действующей налоговой системы Российской Федерации. 14
2.1 Принцип построения налоговой системы. 14
2.2 Особенности современной налоговой системы России. 16
2.3 Налоговая система Российской Федерации. 18
.4 Показатели эффективности налоговой системы России. 21
2.5 Недостатки современной налоговой системы. 22
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система Российской Федерации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

    Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы России созданы: департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, административно-контрольный департамент, департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.

 

1.3. Правовое значение объекта налогообложения.

Налоги являются обязательными  платежами ( взносами ) в пользу государственной  или муниципальной казны. Обязательный их характер определяется тем, что взносы осуществляются независимо от желания субъекта платежа ( налогоплательщика ). Однако это вовсе не означает, что каждый плательщик уплачивает все установленные государственные и местные налоги, ибо последние взимаются в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Основным условием, порождающим  для конкретного лица обязанность  платить тот или иной предусмотренный  законом налог, является наличие  объекта налогообложения. Это –  главный юридический факт, порождающий налоговую обязанность. И хотя такие обстоятельства связаны с волеизъявлением плательщика ( получением дохода, реализацией товаров, владением имуществом и т.д. ), в то же время физические лица и организации не создают их специально, для возникновения налогового правоотношения4, напротив, как известно, у носителей налоговой обязанности имеется стремление, если не к уклонению от нее, то к максимально возможному снижению объема налогового платежа. Это настоятельно требует четкого и полного изложения в налоговом законодательстве тех самых условий и порядка, в соответствии с которыми взимаются налоги. И так, основное правовое значение объекта налогообложения заключается в том, что он порождает налоговые правоотношения и налоговую обязанность, является фактическим основанием для взимания налога. Именно поэтому налоги чаще всего получают свое наименование от объекта налогообложения (подоходный, на имущество, земельный и т.д. ) , что, впрочем, может быть нехарактерным для целевых налогов, наименование которых ничего не скажет об объекте ( налог на пользователей автодорог ). Законодательство в рамках налогового производства устанавливает необходимость учета объектов налогообложения, отражения их в соответствующих документах самим налогоплательщиком, налоговым агентом, либо налоговым органом.

Но объект налогообложения, кроме того, наряду с другим элементом  налогового состава – ставкой  налога, определяет также и объем  налоговой обязанности ( размер налогового платежа ). Чем больше количественные характеристики ( проявления ) объекта налога, тем значительнее объем налоговой обязанности. В этом проявляется учет возможностей налогоплательщика, что в свою очередь выражает один из существенных признаков налогов ( или принципов налогообложения ).

Для целей налогообложения объект подлежит измерению. Единицей измерения могут избираться разные, например: доход – рубли или минимальный размер оплаты труда, транспортные средства – рубли ( когда учитывается стоимость ) или лошадиные силы ( при учете мощности двигателя) и т.д. В результате формируется налогооблагаемая база, которая наряду со ставкой определяет размер налогового платежа. Например, в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. говорится, что им вводится налог на операции по покупке наличной иностранной валюты (ст. I), а налогооблагаемой базой является сумма, уплачиваемая при покупке (ст. II).

 

 

 

II. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

2.1.Принципы построения налоговой системы.

Под налоговой  системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.5

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не смогло существовать без налогов. Налоговый  опыт подсказал, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах  на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Для того чтобы глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе налогообложения, были сформулированы Адамом Смитом в форме четырех положений, ставшими классическими принципами, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4.Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.6

Принципы Адама Смита, благодаря  их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали « аксиомами » налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены  и дополнены в соответствии с  духом нового времени.

Современные принципы налогообложения  таковы:

  1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.
  2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
  3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Существует два основных вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой  системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части – шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей

 

2.2.Особенности современной налоговой системы России.

Переход к рыночным отношениям потребовал усиления значения налогов как одного из главных инструментов государственного регулирования экономики при замене метода прямых директивных воздействий на нее, а также  регулирующей функции в области социальной политики, культуры, науки, других сферах жизни общества.

Все это выразилось в  существенном изменении правовых норм, регулирующих налогообложение  физических и юридических лиц, в круге  субъектов налоговых правоотношений, в статусе налогоплательщиков, в  их ответственности за налоговые правонарушения, а также в структуре налогового права, действующего в Российской Федерации в современных условиях.

Отметим наиболее значительные из этих изменений.

Прежде всего, была реформирована  сама система налогов. Из прежней  системы в нее было включено значительно большее число платежей. Но в настоящее время в налоговой системе явно преобладает фискальная направленность, хотя это и не привело к достаточности средств в государственной казне, а регулирующая  и стимулирующая функции налогов проявляются все еще недостаточно.7

При формировании российской налоговой системы был широко использован опыт зарубежных стран  с развитой рыночной экономикой.

Разнообразились и выросли  численно налоги с населения, увеличились  их поступления в государственную  казну. Появились новые налоги, взимаемые с граждан, - налоги с различных видов имущества: налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налоги, исчисляемые в дорожные фонды и другие. Расширена сфера применения сохранившегося подоходного налога с физических лиц, она охватила разнообразные стороны деятельности граждан, в том числе развивающуюся предпринимательскую деятельность.

Унифицирована система  налогов, установленных для предприятий. Она теперь не зависит от формы  собственности, на которой основано предприятие.

В связи с появлением в финансовой системе России новых  звеньев в виде государственных  и муниципальных целевых фондов (внебюджетных и бюджетных) установлены  налоговые платежи специально для  зачисления в эти фонды – дорожные, экологические и другие.

Установлен ряд налогов  в качестве общих для физических и юридических лиц (земельный  налог, налог с владельцев транспортных средств и другие).

Новое законодательство разграничило налоги по трем уровням, выделив налоги федеральные, субъектов  Федерации и местные. Они находятся в распоряжении органов власти соответствующего уровня и по принадлежности обеспечивают формирование самостоятельной финансовой базы бюджетов.

Механизм системы налогообложения, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей в стане, и будет проверен временем. В последующие годы должно произойти развитие налоговой реформы с учетом накопленного опыта и состояния экономики страны.

 

2.3. Налоговая система Российской Федерации.

Введенная с 1 января 1992 года налоговая  система Российской Федерации включает три группы налогов: федеральные  налоги; налоги  республик в составе Российской Федерации и налоги  краев,   областей,   автономной  области,   автономных округов; местные налоги.

К федеральным  относятся следующие налоги:

    а)  налог на добавленную стоимость;

    б)  акцизы на отдельные группы  и виды товаров;

    в)  федеральный налог на прибыль  предприятий;

    г)  таможенная пошлина и таможенные  сборы;

    д)  платежи за пользование природными  ресурсами;

    е)  федеральный подоходный налог  с физических лиц;

    ж)  налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

     з)  гербовый сбор;

     и)  государственная пошлина;

    л)  налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и   дарения;

    м)  сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"  и образованных на их основе слов и словосочетаний.

        К налогам республик в составе  Российской Федерации, краев,  областей, автономной области, автономных  округов относятся следующие налоги:

а) налог на имущество  предприятий;

б) лесной доход;

в)  плата  за  воду,  забираемую  промышленными  предприятиями из  водохозяйственных систем.

г) сбор на нужды  образовательных  учреждений,  взимаемый  с юридических лиц;

д) налог на рекламу.

         К местным относятся следующие  налоги:

а) налог на  имущество физических лиц;

б) земельный  налог;

в) налог на строительство  объектов производственного назначения в курортной зоне;

д) налог на перепродажу  автомобилей, вычислительной техники  и  персональных компьютеров;

к) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.8

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации