Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование, выявление недостатков, и разработка мероприятий направленных на улучшение налоговой системы РФ.
Поставленная цель диктует необходимость решения ряда задач:
- исследовать учебную литературу и научные статьи про сущность, и значение налоговой системы;
- исследовать учебную литературу и научные статьи про принципы налогообложения;
- проанализировать виды налогов;
- выявить недостатки расчетов налоговых ставок;
- рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………...………………..5
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В РФ.……………………………………………………………………………..…13
2.2. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ……18
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ....................................................................................................34
- принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов[Черника. 2008. 84 с.].
На основании Налогового кодекса сформулированы следующие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, в которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
- При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)[ Васильева 2008 .14с.].
Налоговые реформы осуществляются непрерывно, поэтому налоговому законодательству присущи высокий динамизм и изменчивость. На этом фоне общие принципы налогообложения обладают значительной стабильностью. Это обусловлено тем, что содержание правовых принципов определяется не кратковременными приоритетами финансовой политики, а устойчивым отношением законодателя к сформировавшимся общественным ценностям. Именно стабильный, неизменный характер позволяет общим принципам налогообложения выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В РФ
Налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:
- федеральные налоги и сборы;
- налоги и сборы субъектов Российской Федерации - региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы.
Региональные и местные
Таким образом, Налоговый кодекс
определяет закрытый перечень
региональных и местных
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Налоговым кодексом[3].
Федеральные налоги и сборы (устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, страховые взносы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, водный налог[32].
Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налоговые ставки:
- Ставка 0 % применяется, например, при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта.
- Ставка 10 % применяется, при реализации отдельных продовольственных товаров, товаров для детей, медицинских товаров.
- Ставка 18 % — основная, применяется во всех остальных случаях[].
Акцизы - косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино) внутри страны.
Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.
Налоговая база при реализации произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется:
- как объём реализованных (переданных)
подакцизных товаров в
- как стоимость реализованных (переданных)
подакцизных товаров, исчисленная
исходя из цен, без учета акциза,
налога на добавленную
- как стоимость переданных
Налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.[32]
Налог на доходы физических лиц - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Основная налоговая ставка — 13 %.
Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам:
35 % - стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, более 4000 рублей; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 5 пунктов, по рублёвым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных (кредитных) средств в части превышения определенной суммы, за исключением доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование кредитами, фактически израсходованными на новое строительство либо приобретение на жилого дома, квартиры или долей.
9 % - доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов.
15 % - для нерезидентов в отношении дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
30 %- относится к налоговым
Страховые взносы - индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации с персональным целевым назначением, предусматривающим обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию, в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете[32].
Налог на прибыль организаций - прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании минус сумма установленных вычетов и скидок.
Базовая ставка составляет 20
%, из которых 2 % зачисляется в
федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты
субъектов Российской
Налог на добычу полезных ископаемых - прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ[32].
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения – плательщиками указанного налога являются все граждане, принимающие в свою собственность находящееся на территории России имущество в порядке наследования (как по закону, так и по завещанию) или дарения независимо от того, проживают они на территории России или за ее пределами.
Водный налог - налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование.
Региональные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - это налог объектом обложения, которого являются перечисленные в НК РФ различные виды животных и птиц, на которых можно охотиться. Объектом обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов являются различные виды рыб и другие объекты водных биоресурсов, на отлов которых требуется разрешение[32].
Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины[32].
Налог на имущество организаций - это налог на движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Налоговая ставка не может превышать 2,2 процента. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения[32].
Налог на игорный бизнес- налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализатора, кассы букмекерской конторы.
Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств[32].
Местные налоги (устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований) земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Земельный налог - уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения[32].
Налог на имущество физических лиц- плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты[32].
В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.
2.2. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:
Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (20%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов.
Информация о работе Налоговая система в РФ, пути ее совершенствования