Налоговая система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является:
1) анализ налоговой системы, существующей в нашем государстве;
2) выявление её сильных и слабых сторон;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Налоговая система: теоретические аспекты ………………………………5
1.1 Становление и развитие налогообложения …..……...……………………5
1.2 Сущность налогов………………………...…..………………………………8
1.3 Функции налогов и принципы налогообложения……….………………...11
2. Классификация налогов. Особенности налоговых систем в зарубежных странах…………………………………………………...……………………….14
2.1 Классификация налогов……………………………………………………..14
2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах ……………….17
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь.………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы налоговой системы………………………………….…………..21
3.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………...…23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Существенный  аспект налогов реализуется в  деятельности общества по распределению  и перераспределению национального дохода и части денежных средств населения. Возникновение и функционирование налогов сопровождается установлением взаимоотношений между широким кругом субъектов, представленных различными подразделениями государственных и местных органов власти. Среди них налоговые органы (налоговое управление, инспекции и т.д.), экономические службы, организации социальной и экономической инфраструктуры, науки, органы статистики, средства массовой информации, предприятия и домохозяйства.

Содержание  категории «налогов» раскрывает широкий спектр процессов, связанных с их формированием, распределением, использованием и регулированием. Процесс формирования налогов воплощается в изъятии и присвоении части стоимости национального дохода и части денежных доходов налогоплательщиков; распределение налогов – в перераспределении национального дохода, региональном распределении налогового бремени между государственным и местным бюджетами, распространении налогов между социальными группами вследствие фискального законодательства, переложения налогов и уклонения плательщиков от их уплаты; использование налогов - в создании целевых фондов государства и расходовании средств бюджетов на развитие государственного сектора, образование новых государственных и смешанных компаний, финансирование строительства, содержание инфраструктуры, субсидирование капиталовложений и т.д.; налоговое регулирование - в формировании налогового механизма воздействия на микро- и макроуровне [6, с.395].

Существуют следующие элементы налоговой системы

- объект налога  — это имущество или доход,  подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

- субъект налога  — это налогоплательщик, то есть  физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

- источник налога, то есть доход, из которого  выплачивается налог;

- ставка налога  — величина налоговых отчислений  с единицы объекта налога. Ставка  определяется либо в виде твердой  ставки, либо в виде процента  и называется налоговой квотой;

- налоговая  льгота — полное или частичное  освобождение плательщика от  налога;

- срок уплаты  налога — срок в который  должен быть уплачен налог  и который оговаривается в  законодательстве, а за его нарушение,  независимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

- правила исчисления  и порядок уплаты налога; штрафы  и другие санкции за неуплату  налога. [9. с. 415]:

          Источником налогов хозяйствующих субъектов выступает прибавочный продукт, созданный в производстве трудом, капиталом и природными ресурсами, часть которого поступает хозяйствующему субъекту для расширенного воспроизводства. Эта часть прибавочного продукта в процессе первичного распределения находится вне налоговых отношений. Вторую часть прибавочного продукта получает государство посредством принудительного перераспределения прибавочного продукта в свою пользу. Налоги в этих условиях являются для государства главным методом мобилизации части прибавочного продукта.

Финансовые  отношения между государством и хозяйствующими субъектами и населением по формированию централизованного денежного фонда называются налоговыми отношениями. Подавляющая часть налоговых изъятий не возвращается плательщику, а расходуется властью на управление, военные цели и другие непроизводственные мероприятия. Значительная доля поступлений налогов через систему расходов бюджета направляется на рост доходов определенных групп населения (пенсии, стипендии и др.).

Отсюда вытекает важный для государства вывод: установить такой уровень налогообложения, чтобы он был, с одной стороны, достаточным для выполнения государственных функций, а с другой - не оказывал отрицательного влияния на экономику и население.

Таким образом, с учетом специфических черт можно  дать следующее определение налогов. Налоги это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей [7, с.161].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.3 Функции налогов и принципы налогообложения

          Сущность любой экономической категории раскрывается посредством ее функций. Функция налога —  это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов. В числе налоговых функций обычно выделяются:

  • фискальная;
  • стимулирующая;
  • распределительная;
  • регулирующая;
  • контрольная.

Фискальная  функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития. Фискальная функция налогов отражает форму принудительного лишения принадлежащей юридическому или физическому лицу собственности в форме капитала или заработка и может рассматриваться как своеобразный вид эксплуатации со стороны государства. Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Сформированные преимущественно  налоговым методом бюджетные  ресурсы предназначены для развития непроизводственной сферы, обеспечения потребностей науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное целевое использование бюджетных ресурсов стимулирует общественный прогресс. Отсюда следует, что налоговые отношения включают стимулирующую функцию, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и др. Для стимулирующей функции характерно стимулирование социально-экономической деятельности налогоплательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций.

Перераспределительная функция обеспечивает процесс перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть — централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Сегодня регулирующие возможности  налогов настолько велики, что их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Регулирующая функция неотделима от других функций налогов. Расширение налогового метода изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении всех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений [8, стр. 16-19].

Налоговая система государства  должна строиться исходя из знаний фундаментальных закономерностей распределительных отношений, их влияния на процесс развития экономики. Налоговедение определяет организационно-правовые принципы функционирования налоговой системы, формирует конкретные методики исчисления отдельных налоговых платежей.

Весь комплекс принципиальных положений для системы налогообложения  разграничивается на две подсистемы:

  • подсистема, построенная на основе классических, или межнациональных, принципов, если налоговая система строится на основе их использования, то ее можно считать оптимальной;
  • подсистема, построенная на основе организационно-экономических, или внутринациональных, принципов, на основе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому региону и возможностям экономики, сложившимся социальным условиям развития общества.

Развивая сферу классических принципов, следует отметить, что практика налогообложения, исчисляемая столетиями, разработала основные принципы построения налоговой системы, не устаревшие до нашего времени. Эти принципы или правила впервые были сформулированы А. Смитом еще в 18в. в классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Первый принцип—принцип равномерности—требует, чтобы граждане каждого государства принимали материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам, которые они получают под покровительством правительства.

Второй принцип—принцип определенности—требует, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны плательщику.

Третий принцип—принцип удобства—предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, т. е. государство должно устранить формальности и упростить акт уплаты налога, а также приурочить налоговый платеж ко времени получения дохода.

Четвертый принцип—принцип экономности—предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы по сбору налогов должны быть минимальными.

Вторая группа принципов  налогообложения включает в себя экономические и организационно-правовые принципы построения налоговой системы в условиях общественно-политического и социально-экономического развития страны. Эта система демонстрирует, какие фундаментальные принципы налогообложения в полной мере применимы в этой стране, какие применимы лишь частично, а какие вовсе не вписываются в систему налоговых отношений налогоплательщиков с государством.

Одним из важнейших принципов  построения налоговой системы государства является эффективность налогообложения. Реализация этого принципа состоит в соблюдении следующих требований:

  • налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;
  • налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
  • налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятной налогоплательщикам и принята большей частью общества;
  • административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

Налоговые системы, построенные  и функционирующие на основе вышеназванных  принципов, способны стать мощным стимулом развития экономики [8, стр. 31-36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Классификация налогов.  Особенности налоговых систем в зарубежных странах.

 

2.1 Классификация налогов.  (Приложение 1)

 

Для того чтобы  дать оценку справедливости и равенства взимания налогов с налогоплательщиков, в странах с рыночной экономикой используется понятие прогрессивности налогообложения, т.е. отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода, к величине дохода. В связи с этим в системе налогообложения; выделяют: пропорциональный (указывает на то, что абсолютная сумма налога пропорциональна доходу работника), регрессивный (означает рост налога в процентном отношении по мере снижения дохода работника) и прогрессивный (указывает на то, что в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем выше доход) налоги.

Наибольшее  распространение получило деление  налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. Прямой налог – это налог, взимаемый непосредственно с лица, в отношении которого изъятие средств является обязательным или желательным. Прямые налоги выплачиваются непосредственно с дохода. Источником является: прибыль, дивиденды, проценты и наследство. Приверженцы прямых налогов считают, что они являются более прогрессивной формой обложения, поскольку,  они учитывают доход и общее финансовое положение плательщика.

Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. К реальным налогам относятся промысловый налог, налог на ценные бумаги. Реальные налоги характеризуются тем, что взимаются по пропорциональным ставкам с дохода, исчисляемого по внешним признакам, условному доходу; лица, имеющие одинаковое имущество, платят одинаковую сумму налогов; основное значение имеет не доходность, а факт обладания имуществом.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь